Развивающие образовательные технологии – инструмент проектирования современного урока логопеда.
проект по логопедии

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.     Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozova_yu.e._tehnologii.doc51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Розова Юлия Евгеньевна,

 

 Развивающие образовательные технологии – инструмент проектирования современного урока логопеда

 

 Целью образования в современной  общеобразовательной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.

Выбор темы проекта и его актуальность не случайны. В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны  влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и  нарушения речи. Все чаще  речевые патологии    имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики,   эмоционально-волевая сфера.  

Также  отмечается   снижение  уровня  учебной мотивации  у школьников, что отрицательно влияет на  качество  образования у учащихся начальных классов.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.     Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. В своей работе мы стараемся чаще использовать инновационную модель урока, применяя на уроках достаточно большой спектр развивающих технологий, учитывать требования, предусмотренные  ФГОС НОО.  

Успешное овладение знаниями в начальных классах   невозможно без интереса детей к учёбе.   Нетрадиционные развивающие  технологии и методы воздействия в деятельности логопеда -  перспективные средства коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

Анализ литературы показывает, что инновационные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов  оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

На сегодняшний день методов нетрадиционного развивающего воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые  являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

АРОМАТЕРАПИЯ

 Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.

ЦЕЛИ: нормализовать мышечный тонус, улучшать психоэмоциональное состояние, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Аэрофитотерапия основана на использовании в искусственных условиях природных  концентраций летучих компонентов эфирных масел.

Аэрофитотерапия может применяться в сочетании с лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией, массажем мышц грудной клетки. При этом повышается влияние летучих биологически активных веществ на организм за счет активации мышечной деятельности и функции дыхательной системы.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ (бессловесное внушение какого-либо настроения)

ЦЕЛИ: гармонизировать развитие личности человека через развитие способностей,

саморазвитие, самопознание; создавать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать и корректировать сенсорные процессы  и сенсорные способности; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию.

 Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.  

На логопедических занятиях мы используем следующие приёмы музыкотерапии:

- прослушивание музыкальных произведений;

- ритмические движения, динамические паузы под музыку;

- проведение гимнастики для глаз под музыкальное сопровождение;

- сочетание музыкотерапиии с работой по развитию мелкой моторики.

- пропевание  чистоговорок под музыкальное сопровождение;

ХРОМОТЕРАПИЯ  

Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета.

ЦЕЛИ: нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние.

 Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения, выполнять работу, используя определенные цвета.  На логопедических занятиях  эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Пластилин», с конструктивной деятельностью.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ

Развитие мелкой моторики и пальцевого праксиса с помощью массажёров с целью воздействия на рефлекторные точки организма.

ЦЕЛИ: нормализовать мышечный тонус, развивать мелкую моторику и пальцевый праксис, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура («су» — кисть, «джок» — стопа) последнее достижение восточной медицины. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота. С помощью массажных шариков, пружинных массажёров, резиновых ковриков, мячей («ёжиков») удобно массировать пальцы рук, ног для благотворного влияния на весь организм.

  В механизме лечебного воздействия на «жизненные зоны» лежат сложные рефлекторные физиологические процессы. Вся поверхность тела человека является рефлексогенной зоной, так же как и все органы чувств. Одни сигналы поступают в область сознания, другие в те области мозга, которые ведают вегетативными функциями организма. Биологически активные зоны регулируют функции внутренних органов, следовательно, имеют прямое отношение к физиологическому состоянию здоровья человека.

Стимуляция рефлекторных точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных резиновых ковриках) и пальцев рук заменяет общий  массаж тела, улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, регулирует  питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ  и  ВОДОТЕРАПИЯ

- Это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы.

Цель: коррекция психофизического развития.

         С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи.

В логопедической работе с детьми с нарушениями речи технологии пескотерапии и водотерапии используются на этапах:

1. Развития диафрагмального дыхания.

2. Регуляции мышечного тонуса.

3. Развития артикуляционной  моторики, автоматизации звуков, развития фонематического слуха, развития слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза.

4. Развития лексико-грамматического строя речи.

5. Развития связной  речи.

 Логопедические  игры с песком и водой на занятиях с детьми являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, дыхательной гимнастикой, хоровым и индивидуальным пением (10—15 мин). На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании  песка и воды можно сочетать  работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над  звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.

Часто занятия, на которых применяются элементы водо-, пескотерапии,  мы проводим в Светлой сенсорной комнате.

Светлая сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная разнообразными стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, осязания, обоняния и другие. Полифункциональная среда сенсорной комнаты способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти,  мышления), органов чувств,  вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы, кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к педагогу и настраивает его на эффективную и результативную работу.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков.  Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс.   Использование  компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у  учеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.

На наших  логопедических  занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение   при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  С этой целью    была создана информационно-практическая  база, включающая разнообразные  компьютерные программы (приложения на электронных носителях к учебникам УМК «Школа России» по русскому языку, математике, окружающему миру, обучению грамоте, литературному чтению), развивающие и обучающие игры («Искатель», «Приключения Гарфильда», «Приключения Кузи» и др.)  авторские научные и практические мультимедийные презентации.  

Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях  в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.  

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать  следующие задачи:

Образовательные: развитие  навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Нами  были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие   развитию фонетико-фонематических процессов  («В царстве Снежной королевы», «Приключения Алисы», «В поисках сокровищ», «Играем с Буратино», «Преступление» и др.),  развитию лексико-грамматического строя речи («Имя существительное», «Исправь ошибки», «Собираем урожай. Овощи. Фрукты », «Когда это бывает? Времена года»  и др..)

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал,  предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В  этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и   делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ   компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий  путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.   В  ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты  деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.  

Использование на логопедических занятиях интерактивной доски  позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

       

Технологическая база опыта

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе  стараемся  находить новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.

 Инновационные технологии в последнее время стали неотъемлимой частью логопедической работы. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей,  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

На своих логопедических занятиях стараемся сочетать различные инновационные технологии, включая их в структуру одного занятия, согласно поставленным  задачам урока.

На каждом таком занятии ведущим звеном является сказка (авторская, русская народная  и др.),   на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водо- и пескотерапии, хромотерапии,  элементы психогимнастики, развивающее игровые технологии В.В. Воскобовича, информационно-коммуникативные технологии, авторские развивающие технологии.  Важно соблюдать условие: все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии. (См. подробные конспекты уроков в Приложении)

Результативность работы

На учащихся выпускных классов начальной школы были составлены профили речевого развития, в которых отразилась динамика коррекционно-логопедической работы. Из графика видно, что на начало обучения речевые нарушения характеризовались неравномерным  выраженным недоразвитием всех компонентов речевой системы. Самая благополучная область развития – моторная сфера. В значительной степени нарушены  фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связная речь. Наименее сформированными являлись навыки чтения и письма. К концу обучения в начальной школе отмечается положительная динамика в речевом развитии учащихся по всем параметрам, но в разной степени выраженности. 

«Усредненный  речевой профиль учащихся  4 классов. Выпуск 2013-14 г. »

 (по Фотековой Т.А.)

Динамика коррекционно-логопедической работы в 1-4 классах.

 - слабая динамика  

 - средняя положительная динамика

 - значительная положительная динамика

 Итогом работы можно считать, что у большинства учащихся, посещавших логопедические занятия, отмечалась стабильная положительная динамика коррекции речевого развития.

Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том...

РАЗВИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – МОДЕЛЬ И РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.

Актуальность темы не случайна. Статистические данные комплексного обследования детей, анализ выступлений на семинарах и конференциях специалистов медицины, педагогики, психологии свидетельствуют о том...