Программа «Риторика», 1-4 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Иванова Елена Борисовна

 

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

I. Пояснительная записка

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества".



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.rar27.78 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Сроки

Тема урока

(страницы учебника,

тетради)

Решаемые

проблемы

Понятия

                    Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

 

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1.

Проверь себя. Повторение

изученного в 1-м классе    (стр. 5-

Важность общения в жизни людей.

 Слова приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Запомнили о значении речи, о некоторых этикетных средствах

Р.  Научиться применять установленные правила.

П. Поиск необходимой, информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Осознание роли общения в жизни людей

2.

Наука риторика (стр. 6-10).

 Значение науки риторики.

 Риторика, Древняя Греция.

Даёт определение риторики как науки, которая учит успешному общению

Р.  Научиться применять установленные правила.

П. Поиск необходимой, информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Осознание роли речи в жизни людей.

 

3.

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) (стр. 11-13)

 Компоненты речевой ситуации; общение- процесс взаимодействия людей.

 Адресат, адресант.

Называет адресанта, адресата высказывания.

Характеризует успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)

Р. Научиться применять установленные правила.

П. Подводить под понятие на основе существенных признаков.

К. Научиться взаимодействовать с партнёром.

Осознание речевых ролей в разных жизненных ситуациях.

4.

 Говорит–пишет.

Твои речевые роли (стр.14-19)

 Функции адресата и адресанта.

Адресат, адресант  

Оценивает уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.

Называет свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К.Взаимодействовать с партнёром.

Осознание роли речи в жизни людей.

5.

Темп. Громкость (стр. 20-27).

 Темп – средство выразительности устной речи.

 Темп, медленно, быстрее, чем обычно.

Называет несловесные средства общения.

Оценивает уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П.Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К.Взаимодействовать с партнёром.

Осознание роли несловесных средств общения в жизни человека.  

6.

 Тон речи (стр. 28-34)

Тон – средство выразительности устной речи.

 Тон, темп.

 Называет несловесные средства общения.

Оценивает уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П.Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К.Взаимодействовать с партнёром.

 Осознание роли несловесных средств общения в жизни человека.  

7.

Настроение, чувства и тон говорящего (стр. 35-40).

 Оттенки тона.

 Тон, темп.

 Умеет различать оттенки тона.

 Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П.Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К.Взаимодействовать с партнёром.

 Осознание роли несловесных средств общения в жизни человека.  

8.

 Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд (стр.41- 44).

 Мимика, жесты, взгляд, поза – дополнительные средства выразительности устной речи.

 Мимика, жесты, поза, взгляд.

Демонстрирует уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.

Р. Формировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов..

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Осознание роли несловесных средств общения в жизни человека.  

9.

 Обобщающий урок.    Как мы говорим (стр. 45- 52).

Вспоминаем основные понятия темы «Как мы говорим»

 Тон, темп, мимика, жесты, поза, взгляд.

 Демонстрирует уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.

 Р. Научиться применять установленные правила.

П. Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

К. Научиться обосновывать свое мнение.

Самоопределение.

Оценивание высказываний людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации.

10.

 Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

(стр. 55- 61).

Слушание – речевая деятельность.

 Вслушаться, недослушать, заслушался, выслушал.

Объясняет важность слушания в разных ситуациях общения.

Р. Формировать и удерживать учебную задачу.

П. Ориентироваться в учебной книге.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

 

 

11.

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное (стр.62- 66).

Определение основной мысли и темы звучащего текста. Непонятное в звучащем тексте.

 Сосредоточиться, тема, основная мысль.

 Определяет тему и основную мысль текста.

Выделяет непонятное при слушании, спрашивает о незнакомых словах, выражениях.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

 

12.

 Слушаем, как говорят (стр. 67- 69).

Слушаем, обращая внимание на содержание речи, на информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи.

Тон, темп, мимика, жесты, поза, взгляд.  

Демонстрирует использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К.Взаимодействовать   с партнером.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

13.

 Слушаем на уроке, слушаем целый день! (стр. 70- 73)

 Понимание и запоминание устной речи.

 Сосредоточиться, тема, основная мысль, Тон, темп, мимика, жесты, поза, взгляд.  

Анализирует несловесные средства, используемые говорящим.

Оценивает себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

Р. Научиться применять установленные правила.

П. Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

К. Научиться обосновывать свое мнение.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

14.

 Вежливая просьба (стр. 74- 83).

 Как отличить просьбу от требования и мольбы? Средства вежливого выражения просьбы.

 Просьба, требование, мольба.

Объясняет, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

Называет  речевые формулы вежливой просьбы.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

15.

 Скрытая просьба (стр. 84- 87).

 Как просить вежливо и убедительно?

 Просьба, выражения, позволяющие сделать просьбу ненавязчивой.

 Характеризует особенности скрытой просьбы.

Моделирует просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

16.

 О чём нам говорит шрифт (стр. 88- 90).

Как оформление текста на письме помогает понять его смысл?

 Шрифт, азбука, алфавит, шрифтовые выделения.

Объясняет роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 Эмоционально-нравственная отзывчивость.

17.

 Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы… (стр. 91- 94).

 Каково значение рисунков в учебных книгах? Чтение схем, таблиц.

 Условные обозначения, символы, таблицы, схемы.

Анализирует информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д.

Приводит примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников

для 2-го класса).

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

18.

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) (стр. 5-7)

Отличие текста от набора предложений. Определение темы текста.

Тема, основная мысль.

Определяет тему и основную мысль текста.

Озаглавливает текст.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

19.

 Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) (стр. 8-11)

 Отличие текста от набора предложений. Определение темы текста.

 Тема, основная мысль.

 Определяет тему и основную мысль текста.

Озаглавливает текст.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

20.

 Опорные слова (стр.12-14)

 Выделение опорных слов в тексте, определение темы текста, создание текста на основе опорных слов.

 Опорные слова.

 Выделяет опорные слова в тексте.

Моделирует  текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

21.

 Подробный пересказ (стр.15-18).

Воссоздание содержания исходного текста, не исключая важных для  понимания содержания фактов и не добавляя того, чего в тексте нет.

 Подробный пересказ, исходный текст.

 Пересказывает текст подробно.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Работать по цепочке.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

22.

 Краткий пересказ (стр.20-23).

 Как в пересказе передать основное содержание текста?

Краткий пересказ, подробности, повторы.

 Реализовывает краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Работать в парах.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

23.

 План (стр. 24-31).

 Что надо сделать, чтобы составить план текста?

План, оглавление, содержание.

 Объясняет, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.

Составляет план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.

Составляет план текста для пересказа.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Определять известные и неизвестные модели языковых средств.

К. Работать в группах.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

24.

 Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

(стр. 32-43)

Согласие или отказ – возможные ответы на просьбу. Как отказать, не обижая?

 Слова согласия, добрые слова при отказе.

 Приводит примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.

Называет слова, которыми можно выразить согласие или отказ.

Называет  словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.

Оценивает степень вежливости отказа.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

25.

 Ответы на отказ (стр. 44-49).

Какая реакция на отказ уместна? Как отказать не обижая?  

 Ответы на отказ.

 Моделирует этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие.

Моделирует этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

26.

 Типы текстов (стр.50-54).

 Как отличить разные типы текстов друг от друга?

Описание, повествование, рассуждение.

 Различает повествование, описание, рассуждение.

Объясняет, чем они отличаются.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

27.

 Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

(стр.55-62)

 Как доказать, объяснить высказанное мнение?

Рассуждение, объяснение, доказательство.

 Определяет задачу рассуждения: объяснить, доказать.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

28.

 Ссылка на правило, закон (стр.63-64).

 Как составить объяснительно-доказательную часть рассуждения?

Слова, помогающие ввести правило.

 Вводит в рассуждение убеждающие примеры.

Вводит  в рассуждение ссылку на правило, закон.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

29.

 Точные и неточные объяснения (стр. 65-69).

Как создать точное и убедительное рассуждение?

Убедительное рассуждение  

 Различает точные и неточные рассуждения.

Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

30.

 Описание, признаки предмета (стр. 70-76).

 Чем текст-описание отличается от других видов текста?

 Описание, признаки.

 Определяет тему, основную мысль описания.

Описывает хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

31.

 Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку (стр.77-83).

 Что такое объявление? Описание- основа объявления.

 Объявление.

Определяет  в тексте его описательный фрагмент.

Сочиняет  загадку, в основе которой лежит описание.

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

32.

 Было или придумано,

части рассказа (стр.87-89).

 Как отличить правду от вымысла?

Правда, вымысел.

 Анализирует невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком

Р. Осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

П. Анализировать и выделять существенные признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

33.

 Хочу вам рассказать (стр.93-94).

 Как составить невыдуманный рассказ?

 Начало, основная часть, концовка.

 Определяет части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика.

Реализует  рассказ о случае из своей жизни.

 Р.Формулировать и удерживать учебную задачу.

П. Анализировать и выделять признаки объектов.

К. Проявлять инициативу в сотрудничестве.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

34.

Чему мы научились на

уроках риторики?

Наши достижения.

Риторика.

Умеет владеть базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области риторики.

Р: научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

К: задавать  вопросы, обращаться за помощью.

Адекватная мотивация учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...

Рабочая программа по риторике для 3 класса

  Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"...

Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века).

Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века)....

Рабочая программа по риторике для 4 класса

Рабочая программа по риторике для 4 класса (17 часов) создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженско...

Рабочая программа по детской риторике для 2 класса /Ладыженская/

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по детской риторике Ладыженской для 2 класса...

рабочая программа риторика 1-4 классы

рабочая программа риторика 1-4 классы...