Рабочая программа по детской риторике для 2 класса /Ладыженская/
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по детской риторике Ладыженской для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.doc | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская риторика
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели) и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Колич. часов | ИКТ | Проект деятель | Исслед деятель |
1. | Общение | 16 | 4 | 5 | 3 |
2. | Текст | 18 | 4 | 5 | 4 |
Итого | 34 | 8-21 % | 10- 30% | 7-20,5 % |
Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Календарно – тематический план
№ | Тема урока | Вид урока | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Д/з | Дата |
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) | |||||
1 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | Вводный урок | Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). | с.5 №5 | 2.09 |
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА | |||||
2 | Наука риторика. | Урок открытия новых знаний | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). | С.9 №12 | 9.09 |
3 | Кто – что - кому | Урок открытия новых знаний | С.13 №17 | 16.09 | |
4 | Кому – кто. Адресат - адресант | Урок открытия новых знаний | С.19 №27 | 23.09 | |
КАК МЫ ГОВОРИМ | |||||
5 | Темп | Урок открытия новых знаний | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). | С.27 №37 | |
6 | Тон речи. То же слово, да не так бы молвить | Урок открытия новых знаний | С.33 №44 | ||
7 | Настроение, чувства и тон говорящего | Урок открытия новых знаний | С.40 №50 | ||
8 | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги | Урок-игра | С.49 №61 | ||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | |||||
9 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! | Урок открытия новых знаний | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). | С.57 №68 | |
10 | Слушали и услышали | Урок открытия новых знаний | С.61 №76 | ||
11 | Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное | Урок открытия новых знаний | С.65 №83 | ||
12 | Слушаем, как говорят | Урок открытия новых знаний | С.69 №88 | ||
13 | Слушаем на уроке. Слушаем целый день | Урок открытия новых знаний | С.73 №97 | ||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | |||||
14 | Вежливая просьба. Прошу вас | Урок открытия новых знаний | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). | С.83 рисунок | |
15 | Скрытая просьба | Урок развития связной речи | С.86 №120 | ||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | |||||
16 | О чём нам говорит шрифт. | Урок открытия новых знаний | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). | С.90 №125 | |
17 | Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | Урок открытия новых знаний | С.93 №134 | ||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) | |||||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | |||||
18 | Тема, основная мысль, заголовок | Рефлексия | Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). | С.11 №10 | |
19 | Опорные слова | Урок открытия новых знаний | С.14 №17 | ||
ПЕРЕСКАЗ | |||||
20 | Подробный пересказ | Урок открытия новых знаний | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). | С.18 №26 | |
21 | Краткий пересказ | Урок развития связной речи | С.23 №32 | ||
22 | План | Урок открытия новых знаний | С.30 №39 | ||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ | |||||
23 | Согласие или отказ | Урок открытия новых знаний | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). | С.36 №46 | |
24 | Отказывай, не обижая | Урок открытия новых знаний | С.43 №56 | ||
25 | Ответы на отказ | Урок развития связной речи | С.49 | ||
ТИПЫ ТЕКСТОВ | |||||
26 | Типы текстов | Урок открытия новых знаний | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | С.53 №73 | |
РАССУЖДЕНИЕ | |||||
27 | Рассуждение. | Урок открытия новых знаний | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). | С.60 №83 | |
28 | Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. | Урок открытия новых знаний | С.64 №90 | ||
29 | Точные и неточные объяснения. | Урок обобщения и систематизации знаний | С.68 №95 | ||
ОПИСАНИЕ | |||||
30 | Описание, признаки предмета. Описание в объявлении. | Урок введения новых знаний | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). | С.78 №108 | |
31 | Загадки-описания. Сочини загадку | Урок развития связной речи | С.83 №114 | ||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ | |||||
32 | Было или придумано, части рассказа. | Урок введения новых знаний | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). | С.92 №122 | |
33 | Хочу вам рассказать. | Урок-игра | Читатать «поучения» Мономаха | ||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ | |||||
34 | Чему мы научились на уроках риторики? | Урок обобщения и систематизации знаний | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Информационно-методическое обеспечение
1.Т.А. Ладыженская, Л.В. Сaльковa, А.С. Киселёва, З.И. Курцева "Детская риторика в рассказах и картинках" (методическое пособие для 2 класса), Москва, Просвещение, 2011 г
2. Т.А. Ладыженская «Речевые уроки», Москва, Просвещение, 2010 г. 3.В.Е.Гольдин "Речь и этикет", Москва, Просвещение, 2011 г
- С. И.Львова "Язык В речевом общении", Москва, Просвещение, 2010 г
- М.Н. Ночевник "Человеческое общение", Москва, Триумф, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по риторике для 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по курсу "Риторика",.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образ...
Рабочая программа по детской риторике
Рабочая программа для 3 класса соответствует стандартам ФГОС...
Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс
Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...
Рабочая программа и КТП риторика 3 класс 2100
Рабочая программа по риторике и ктп с указанием видов деятельности обучающихся и требованиями к уровню подготовки по ФГОС (УУД)...
Рабочая программа спецкурса "Детская риторика" 3 класс.
Рабочая программа спецкурса "Детская риторика" 3 класс....