консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"
консультация на тему
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь психолога и логопеда при коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Как известно, письменная речь-это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.
В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинетических раздражений ( Л.С. Выготский, Б.А.Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Что же является причиной затруднений в овладении письменной речью?
Л.С.Выготский высказывал несколько соображений.
- Письменная речь более абстрактна, чем устная, поскольку не имеет интонаций, а значит, требует другого подхода к ее усвоению.
- Письменная речь совершается без собеседника, не является диалогом, и человек не реагирует на чьи-то слова соответствующими ответами.
- Письменная речь имеет произвольную мотивацию. «В устной речи, -пишетЛ.С.Выготский,- не приходится выдумывать мотивы: при каждом повороте разговора возникает необходимая фраза, а за ней- следующая дополнительная фраза и т.д. Таким образом, устная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы должны сами создавать мотивы речи, т.е. действовать более произвольно, чем в устной речи».
В случае с детьми, имеющими нарушения речи, к вышесказанному можно добавить и другие причины: состояние ЦНС, наследственный фактор, функциональная ассиметрия мозга (переучивание леворукости на праворукость), особенности речевого онтогенеза, психические травмы. Исследования указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев,О.Б. Иншакова и др.) Так, одной из составляющих формирования навыка письма является оптико-пространственное восприятие.
По мнению многих специалистов, нет ни одного вида деятельности детей, на которое не влияла бы пространственная ориентировка, в которой участвует как правое, так и левое полушарие. Базисные, рано формирующиеся функции зависят по преимуществу от работы правого полушария. Это зрительно-моторные координации, способность соотнести движение с вертикалью и горизонталью, объединить части и не так успешно их объединении.
Наша методика преодоления нарушений письменной речи базируется на теории учения, являющейся составной частью теории поэтапного формирования (П.Я.Гальперин).
Вся работа строится на взаимодействии логопеда и психолога. Психолог и логопед, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозируя
их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению ( в нашем случае, например, это коррекция недоразвития пространственной ориентировки).
Совместная работа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.
Немаловажное значение имеет то, что методами психокоррекции и психопрофилактики, владеет и применяет их не только педагог-психолог, но логопеды и учителя. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.
Во-первых, она наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию.
Во-вторых, любое движение в психогимнастике выражает
какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием.
Тем самым объединяется деятельность психических функций, а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание. Таким образом, начинает работать механизм психофизического функционального единства.
В-третьих, чередование движений(попеременное мышечное напряжение и расслабление) рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательая активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. В этом принципиальное отличие психогимнастических упражнений от физкультурных.
Поэтому, в-четвертых, психогимнастика может быть альтернативой физкультминутки во время урока.
Поскольку причинами многочисленных специфических ошибок при письме являются не только речевые нарушения, импульсивность, рассеянность, но и трудность в организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия, необходимо выявить каждую из них и отыскать пути ее устранения.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда-создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение НЕ делай ошибок!- неэффективно. Верная фраза звучит так: Ты будешь писать правильно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.
Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....
Нарушения письменной речи у учащихся младших классов
В настоящее время проблема помощи детям, имеющим расстройства письма весьма актуальна. Трудности на письме создают известный дискомфорт в отношениях между учителем и учеником, осло...
Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.
Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы
В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....
Консультация учителя - логопеда для педагогов школы «Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»
Что же такое нарушение чтения и письма? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...
- Мне нравится (1)