Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников
методическая разработка по логопедии
В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_i_analiz_obsledovanie_pismennoy_rechi.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовая методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников
(по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной) (1 класс)
Ф., имя _______________________________________ , ________ класс. Дата _____ _____
Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. (макс. – 30 б)
- Исследование навыков языкового анализа (макс. – 15 б)
Инструкция: Отвечай на мои вопросы.
Предъявление | Ответы ( н/к года) | Баллы | ||
Сколько слов в предложении «Около дома росла берѐза»? | _____ | _______ | ||
Какое второе слово в этом предложении? | ______ | _______ | ||
Сколько слогов в слове «рак»? | ______ | _______ | ||
Сколько слогов в слове «машина»? | _______ | _______ | ||
Какой третий слог в слове «машина»? | _______ | _______ |
- Исследование навыков звукового анализа (макс. – 15 б)
Инструкция: Отвечай на мои вопросы.
Предъявление | Ответы | Баллы | ||
Сколько звуков в слове «рак»? | _______ | _______ | ||
Сколько звуков в слове «шапка»? | _______ | _______ | ||
Какой первый звук в слове «шапка»? | _______ | _______ | ||
Какой третий звук в слове «школа»? | _______ | _______ | ||
Какой звук после «Ш» в слове «школа»? | _______ |
ИТОГО в 1 серии: ______ | ______ баллов | |||||||||||||
Серия 2. Исследование навыков письма. (макс. – 45 б) | ||||||||||||||
Инструкция для 1 класса: Напиши, пожалуйста: | ||||||||||||||
Ошибки | Баллы | |||||||||||||
Свое имя; | ||||||||||||||
Буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч | ||||||||||||||
Слова: мама, стол, стул | ||||||||||||||
Предложения: У дома сосна. Паша ловит рыбу. Дети кормят ежа. | ||||||||||||||
ИТОГО во 2 серии: ______ | ______ баллов | |||||||||||||
Серия 3. Исследование навыков чтения. (макс. – 45 б) | ||||||||||||||
Инструкция для 1 класса: Прочитай слова, предложения: | ||||||||||||||
Речевой материал (начало/ середина года) | Скорость | Способ | Правиль | |||||||||||
чтения | чтения | ность чт. | ||||||||||||
Мак, флаг, нож, голубика, пила, сток, юг, плащ, | ||||||||||||||
юла, крик, курица, блеск, дерево, класс, собака, | ||||||||||||||
ванна, сапоги, диван, йод, забор, индюк. | ||||||||||||||
Наташа купила арбуз. Она любит арбузы. | ||||||||||||||
Медведь спит всю зиму. Голодный волк ходит по | ||||||||||||||
лесу. | ||||||||||||||
ИТОГО в 3 серии: _______ | _____ баллов |
ИТОГО в 1-3 серии: ______ ______ баллов (макс. – 120 б) Заключение_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Учитель-логопед _______________ Ахримова Е.В.
Тестовая методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников
(2-4 класс) (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной)
Ф., имя _______________________________________ , ________ класс. Дата _____ _____
Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. (макс. – 30 б)
- Исследование навыков языкового анализа (макс. – 15 б)
Инструкция: Отвечай на мои вопросы.
Предъявление | Ответы ( н/к года) | Баллы | ||
Сколько слов в предложении «Около дома росла берѐза»? | _____ | _______ | ||
Какое второе слово в этом предложении? | ______ | _______ | ||
Сколько слогов в слове «рак»? | ______ | _______ | ||
Сколько слогов в слове «машина»? | _______ | _______ | ||
Какой третий слог в слове «машина»? | _______ | _______ |
2. Исследование навыков звукового анализа (макс. – 15 б)
Инструкция: Отвечай на мои вопросы.
Предъявление | Ответы | Баллы | ||
Сколько звуков в слове «рак»? | _______ | _______ | ||
Сколько звуков в слове «шапка»? | _______ | _______ | ||
Какой первый звук в слове «шапка»? | _______ | _______ | ||
Какой третий звук в слове «школа»? | _______ | _______ | ||
Какой звук после «Ш» в слове «школа»? | _______ |
ИТОГО в 1 серии: ______ | ______ баллов | |||||||||||||||
Серия 2. Исследование навыков письма. (макс. – 45 б) | ||||||||||||||||
Напиши, пожалуйста, под диктовку: | ||||||||||||||||
Ошибки | Баллы | |||||||||||||||
Текст. Книга. | ||||||||||||||||
Юра живет у деда. Дедушка подарил внуку книгу. Юра знает все | ||||||||||||||||
буквы. Он читает стихи. | ||||||||||||||||
ИТОГО во 2 серии: ______ | ______ баллов | |||||||||||||||
Серия 3. Исследование навыков чтения. (макс. – 45 б) | ||||||||||||||||
Прочитай текст: | ||||||||||||||||
Речевой материал (конец года) | Скорость чтения | Способ чтения | Правильность | |||||||||||||
чтения | ||||||||||||||||
Лев и мышь. | ||||||||||||||||
ИТОГО в 3 серии: _______ | _____ баллов | |||||||||||||||
ИТОГО в 1-3 серии: ______ ______ баллов (макс. – 120 б) |
Заключение________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Учитель-логопед _______________ Ахримова Е.В.
Исследование особенностей письменной речи (по Т.А. Фотековой, Т. Ахутиной)
Критерии оценивания
Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. (макс. – 30 б)
- – правильный ответ;
- – самокоррекция;
- – правильный ответ после стимулирующей помощи;
- – неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Серия 2. Исследование навыков письма. (макс. – 45 б)
- класс:
45 – не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;
30 – незнание 2-3 букв или их неточное написание;
15 – не более 4 ошибок дисграфического характера или до 5 иных ошибок;
0 – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыка письма.
- класс:
45 – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 – до 5 погрешностей недисграфического характера и/или не более 1-2 дисграфического;
15 – до 5 орфографических и пуктационных ошибок и /или не более 5 дисграфических;
0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки
- класс:
45 - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 – до 3 погрешностей недисграфического характера;
15 – до 5 орфографических и пуктационных ошибок и /или не более 2 дисграфических;
0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки
Серия 3. Исследование навыков чтения. (макс. – 45 б) | |||||||||
1 | класс – начало обучения: | ||||||||
Скорость чтения | Способ чтения | Правильность чтения | |||||||
15- высокая скорость 15 | 15 – целыми словами | 15- не более 3 ошибок с самокоррекцией | |||||||
и более слов в минуту | 10 – послоговое чтение | 10-не более 6 ошибок на уровне слова | |||||||
10 – средняя скорость 8- | 5 – побуквенное чтение | или слога | |||||||
14 слов | 0 - отсутствие навыка | 5 – до 10 ошибок на уровне слова, слога | |||||||
5 | - низкая скорость 7 и | чтения | или буквы | ||||||
мене слов | 0 –множественные ошибки, отсутствие | ||||||||
0 | –отсутствие навыка | навыка чтения | |||||||
чтения | |||||||||
2 | класс | ||||||||
Скорость чтения | Правильность чтения | Понимание прочитанного | |||||||
15- 60 и более | 15- не более 3 ошибок | с | 15 – полное понимание смысла | ||||||
слов в минуту | самокоррекцией | прочитанного | |||||||
10 – 45-59 слов | 10-не более 6 ошибок на уровне | 10-неполное понимание | |||||||
5 | – 30-44 слов | слова, большая часть исправлена | 5 – фрагментарность и незначительное | ||||||
0 | – 29 и мене слов | самостоятельно | изменение смысла ситуации | ||||||
5 - до 6 ошибок на уровне слова и | 0 –отсутствие понимания прочитанного | ||||||||
слога без самокоррекции | или грубое искажение смысла | ||||||||
0 –множественные ошибки на | |||||||||
разных уровнях |
- класс
Скорость чтения | Правильность чтения | Понимание прочитанного | ||
15- 75 и более | 15- не более 3 ошибок | с | 15 – полное понимание смысла | |
слов в минуту | самокоррекцией | прочитанного | ||
10 – 70-59 слов | 10- до 5 ошибок, частично | с | 10- неполное понимание | |
5 | – 50 слов | самокоррекцией | 5 – фрагментарность и незначительное | |
0 | – 49 и мене слов | 5 - до 6 ошибок без коррекции | изменение смысла ситуации | |
0 –множественные ошибки | на | 0 –отсутствие понимания прочитанного | ||
разных уровнях | или грубое искажение смысла |
- класс
Скорость чтения | Правильность чтения | Понимание прочитанного | ||
15- 90 и более | 15- не более 3 ошибок | с | 15 – полное понимание смысла | |
слов в минуту | самокоррекцией | прочитанного | ||
10 – 70-89 слов | 10- до 5 ошибок, частично | с | 10- неполное понимание | |
5 | – 50-69 слов | самокоррекцией | 5 – фрагментарность и незначительное | |
0 | – 49 и мене слов | 5 - до 6 ошибок без коррекции | изменение смысла ситуации | |
0 –множественные ошибки | на | 0 –отсутствие понимания прочитанного | ||
разных уровнях | или грубое искажение смысла |
IV уровень - 100-80%;
- уровень - 79,9-65%; II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий
четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.
Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).
Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.
Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование письменной речи младших школьников
Для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуит...
Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников
Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса. Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...
Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников
Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...
Формирование письменной речи младших школьников
Выступление-доклад...
Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.
Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письменной речи увеличивается год от года. По самым...
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Исследование письменной речи среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов...