Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников
методическая разработка по логопедии

Ахримова Елена Васильевна

В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_i_analiz_obsledovanie_pismennoy_rechi.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовая методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников

               (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной)      (1 класс)

Ф., имя _______________________________________ , ________ класс. Дата _____        _____

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. (макс. – 30 б)

  1. Исследование навыков языкового анализа (макс. – 15 б)

Инструкция: Отвечай на мои вопросы.

Предъявление

Ответы ( н/к года)

Баллы

Сколько слов в предложении «Около дома росла берѐза»?

_____

_______

Какое второе слово в этом предложении?

______

_______

Сколько слогов в слове «рак»?

______

_______

Сколько слогов в слове «машина»?

_______

_______

Какой третий слог в слове «машина»?

_______

_______

  1. Исследование навыков звукового анализа (макс. – 15 б)

Инструкция: Отвечай на мои вопросы.

Предъявление

Ответы

Баллы

Сколько звуков в слове «рак»?

_______

_______

Сколько звуков в слове «шапка»?

_______

_______

Какой первый звук в слове «шапка»?

_______

_______

Какой третий звук в слове «школа»?

_______

_______

Какой звук после «Ш» в слове «школа»?

_______

ИТОГО в 1 серии: ______

______ баллов

Серия 2. Исследование навыков письма. (макс. – 45 б)

Инструкция для 1 класса: Напиши, пожалуйста:

Ошибки

Баллы

Свое имя;

Буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч

Слова: мама, стол, стул

Предложения: У дома сосна. Паша ловит рыбу. Дети кормят ежа.

ИТОГО во 2 серии: ______

______ баллов

Серия 3. Исследование навыков чтения. (макс. – 45 б)

Инструкция для 1 класса: Прочитай слова, предложения:

Речевой материал (начало/ середина года)

Скорость

Способ

Правиль

чтения

чтения

ность чт.

Мак, флаг, нож, голубика, пила, сток, юг, плащ,

юла,  крик,  курица,  блеск,  дерево,  класс,  собака,

ванна, сапоги, диван, йод, забор, индюк.

Наташа купила арбуз. Она любит арбузы.

Медведь спит всю зиму. Голодный волк ходит по

лесу.

ИТОГО в 3 серии: _______

_____ баллов

ИТОГО в 1-3 серии: ______ ______ баллов (макс. – 120 б) Заключение_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Учитель-логопед _______________ Ахримова Е.В.

Тестовая методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников

 (2-4 класс)  (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной)

Ф., имя _______________________________________  , ________ класс. Дата _____        _____

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. (макс. – 30 б)

  1. Исследование навыков языкового анализа (макс. – 15 б)

Инструкция: Отвечай на мои вопросы.

Предъявление

Ответы ( н/к года)

Баллы

Сколько слов в предложении «Около дома росла берѐза»?

_____

_______

Какое второе слово в этом предложении?

______

_______

Сколько слогов в слове «рак»?

______

_______

Сколько слогов в слове «машина»?

_______

_______

Какой третий слог в слове «машина»?

_______

_______

2. Исследование навыков звукового анализа (макс. – 15 б)

Инструкция: Отвечай на мои вопросы.

Предъявление

Ответы

Баллы

Сколько звуков в слове «рак»?

_______

_______

Сколько звуков в слове «шапка»?

_______

_______

Какой первый звук в слове «шапка»?

_______

_______

Какой третий звук в слове «школа»?

_______

_______

Какой звук после «Ш» в слове «школа»?

_______

ИТОГО в 1 серии: ______

______ баллов

Серия 2. Исследование навыков письма. (макс. – 45 б)

 Напиши, пожалуйста, под диктовку:

Ошибки

Баллы

Текст. Книга.

Юра живет у деда. Дедушка подарил внуку книгу. Юра знает все

буквы. Он читает стихи.

ИТОГО во 2 серии: ______

______ баллов

Серия 3. Исследование навыков чтения. (макс. – 45 б)

Прочитай текст:

Речевой материал (конец года)

Скорость чтения

Способ чтения

Правильность

чтения

Лев и мышь.

ИТОГО в 3 серии: _______

_____ баллов

ИТОГО в 1-3 серии: ______   ______ баллов (макс. – 120 б)

Заключение________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Учитель-логопед _______________ Ахримова Е.В.

Исследование особенностей письменной речи (по Т.А. Фотековой, Т. Ахутиной)

Критерии оценивания

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. (макс. – 30 б)

  1. – правильный ответ;
  1. – самокоррекция;
  1. – правильный ответ после стимулирующей помощи;
  1. – неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Серия 2. Исследование навыков письма. (макс. – 45 б)

  1. класс:

45 – не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;

30 – незнание 2-3 букв или их неточное написание;

15 – не более 4 ошибок дисграфического характера или до 5 иных ошибок;

0 – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыка письма.

  1. класс:

45 – не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 – до 5 погрешностей недисграфического характера и/или не более 1-2 дисграфического;

15 – до 5 орфографических и пуктационных ошибок и /или не более 5 дисграфических;

0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки

  1. класс:

45 - не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 – до 3 погрешностей недисграфического характера;

15 – до 5 орфографических и пуктационных ошибок и /или не более 2 дисграфических;

0 – множественные дисграфические и орфографические ошибки

Серия 3. Исследование навыков чтения. (макс. – 45 б)

1

класс – начало обучения:

Скорость чтения

Способ чтения

Правильность чтения

15- высокая скорость 15

15 – целыми словами

15- не более 3 ошибок с самокоррекцией

и более слов в минуту

10 – послоговое чтение

10-не более 6 ошибок на уровне слова

10 – средняя скорость 8-

5 – побуквенное чтение

или слога

14 слов

0  -  отсутствие  навыка

5 – до 10 ошибок на уровне слова, слога

5

- низкая скорость 7 и

чтения

или буквы

мене слов

0  –множественные  ошибки,  отсутствие

0

–отсутствие   навыка

навыка чтения

чтения

2

класс

Скорость чтения

Правильность чтения

Понимание прочитанного

15-   60   и   более

15-    не    более    3    ошибок

с

15    –    полное    понимание    смысла

слов в минуту

самокоррекцией

прочитанного

10 – 45-59 слов

10-не  более  6  ошибок  на  уровне

10-неполное понимание

5

– 30-44 слов

слова,  большая  часть  исправлена

5 – фрагментарность и  незначительное

0

– 29 и мене слов

самостоятельно

изменение смысла ситуации

5 - до 6 ошибок на уровне слова и

0 –отсутствие понимания прочитанного

слога без самокоррекции

или грубое искажение смысла

0   –множественные   ошибки   на

разных уровнях

  1. класс

Скорость чтения

Правильность чтения

Понимание прочитанного

15-   75   и   более

15-    не    более    3    ошибок

с

15    –    полное    понимание    смысла

слов в минуту

самокоррекцией

прочитанного

10 – 70-59 слов

10-   до   5   ошибок,   частично

с

10- неполное понимание

5

– 50 слов

самокоррекцией

5 – фрагментарность и  незначительное

0

– 49 и мене слов

5 - до 6 ошибок  без коррекции

изменение смысла ситуации

0   –множественные   ошибки

на

0 –отсутствие понимания прочитанного

разных уровнях

или грубое искажение смысла

  1. класс

Скорость чтения

Правильность чтения

Понимание прочитанного

15-   90   и   более

15-    не    более    3    ошибок

с

15    –    полное    понимание    смысла

слов в минуту

самокоррекцией

прочитанного

10 – 70-89 слов

10-   до   5   ошибок,   частично

с

10- неполное понимание

5

– 50-69 слов

самокоррекцией

5 – фрагментарность и  незначительное

0

– 49 и мене слов

5 - до 6 ошибок  без коррекции

изменение смысла ситуации

0   –множественные   ошибки

на

0 –отсутствие понимания прочитанного

разных уровнях

или грубое искажение смысла

IV уровень - 100-80%;

  1. уровень - 79,9-65%; II уровень - 64,9-45%;

I  уровень  - 44,95% и ниже.

Обобщая  результаты  использования  методики,  можно  сказать,  что  самый  высокий

четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.

Количество  детей  с  трудностями  обучения  письму  и  нарушениями  письменной речи  увеличивается  год  от  года. По  самым...

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Исследование письменной речи  среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов...