Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."
план-конспект урока (4 класс) на тему
конспект- урока ФГС по теме: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Формирование грамматического строя речи»
в 4 «Б» классе II отделение
Тема: Составление предложений со словосочетаниями,
обозначающими назначение предмета.
Составила: учитель начальных классов
ГБС(К)ОУ школа-интернат II вида № 33
Григорьева Е.В.
Предмет «Формирование грамматического строя речи».
3 урок по расписанию.
Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).
Тип урока: урок закрепления умений и навыков (2-ой урок по теме).
Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.
Задачи:
1. Образовательная:
- формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма;
- проверить знания детей по теме: «Главные члены предложения»;
- отрабатывать умения определять склонения имён существительных;
- совершенствовать навык составления словосочетаний по вопросам «что? + от кого?» и предложений с данными словосочетаниями;
- закреплять умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета;
- закреплять умение задавать вопросы к существительным 1 склонения: что? + от кого?;
- систематизировать и обобщать знания детей о первом склонении существительных;
2. Коррекционно-развивающая:
- развивать и использовать остаточный слух учащихся на уроке;
- развивать навыки зрительного и слухо-зрительного восприятия;
- корригировать[1] и расширять речевой запас учащихся на материале слогов, словосочетаний, фраз и предложений, следить за интонационно-выразительной стороной речи учащихся;
- корригировать самостоятельно приобретенный речевой запас (уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях);
- следить за слитностью произносимого материала, соблюдением правил орфоэпии;
- развивать психические функции (восприятие – зрительное, слуховое; память, мышление; пространственные отношения);
- коррекция координационно-пространственных отношений.
3. Воспитательная:
- воспитывать культуру поведения на уроке (дисциплинированность, собранность, подготовка своего рабочего места, усердие в работе);
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать чувство товарищества;
- воспитывать умение слушать учителя и себя.
Оборудование:
- экран учителя;
- таблички на доску (предло̄же́ние, сло́во̄, гла́вные чле́ны предло̄же́ния, подлежа́щее, сказу́емое, вто̄ро̄степе́нные чле́ны предло̄же́ния, часть речи, и́мя существи́тельно̄е, глаго́л)
- учебник: Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009;
- словарь учащихся;
- индивидуальные карточки с заданиями;
- картинка.
- приложение 1 .
Задание: Составь словосочетание по вопросам: что? + от кого?, составь предложение по картинке с этим словосочетанием.
(подарок, бабушка, от, получила, внучки).
- приложение 2 (упражнение из учебника стр.48 упр.2):
Задание: Выпиши из предложений словосочетания (сущ+сущ). Поставь вопросы к существительным, напиши, к какому склонению они относятся.
а) Даша взяла подарок от мамы.
б) На столе лежит записка от сестры.
в) На полке лежит открытка от дедушки.
- приложение 3 (задание на индивидуальной карточке):
Задание: Составь словосочетания по схеме «Что? + от кого?», раскрывая скобки. Определи склонение существительных, определи род отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.
а) поздравление от _____(мужчина)
б) записка от _________(юноша)
в) посылка от ________(бабушка)
- приложение 4 (задание на индивидуальной карточке):
Задание: Составь предложения по вопросам и запиши их. Определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.
а) Кто? что сделал? что? от кого? .
(справка, Вася, от, получил, медсестры)
б) Кто? что сделал? что? от кого? .
( сообщение, от, мальчик, прочитал, дяди)
- приложение 5 (упражнение из учебника стр.49 упр.3):
Задание: Спиши предложения, вставь существительные, определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.
а) Мама положила подарок от … на праздничный стол.
б) Надя принесла с почты посылку от … .
в) Петя получил замечание от … .
( подруга, дочка, воспитательница)
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационные моменты урока. а) предварительная беседа (вопросы задаются при использовании экрана) б) установочная беседа (имя ребенка произносится за экраном) в) фонетическая зарядка (проводится стоя) | - Встали. - Здравствуйте, ребята. - Слушайте меня внимательно, говорите хорошо, при ответе поднимайте руку. - Какой сейчас урок, Даша? - Какое сегодня число, Кирилл? - Какой сегодня день недели, Дима? - Какой день недели будет завтра, Яна? - Какой день недели был вчера, Ксюша? - Сегодня на уроке мы будем (без экрана): - слушать, думать, говорить, писать (за экраном). - Что будем делать, Ира? - Повтори, Кирилл. - Ребята, встаньте. - Будем делать фонетическую зарядку. Говорите слитно, хорошо, с ударением. - Что мы будем делать, Даша? Мо-мо-может Бы-бы-быть Может быть. Бе-бе-беда Ба-ба-большая Беда большая. Может быть Беда большая. - Молодцы. Тихо сядьте. | - Здравствуйте, Елена Владимировна - Сейчас урок «Грамматика». - Сегодня двадцатое октября. - Сегодня – четверг. - Завтра будет пятница. - Вчера была среда. - Будем слушать, думать, говорить, писать. - Будем слушать, думать, говорить, писать. - Будем делать фонетическую зарядку. - учащиеся повторяют упражнение за учителем. - учащиеся садятся. |
2. Основная часть урока. а) разбор предложения (чистописание) на доске: (таблички переворачивает учитель) - предло̄же́ние - сло́во̄ - гла́вные чле́ны предло̄же́ния - подлежа́щее - сказу́емое - вто̄ро̄степе́нные чле́ны предло̄же́ния - часть речи - и́мя существи́тельно̄е - глаго́л б) проверка домашнего задания в) актуализация знаний[2] по теме урока Подведение учащихся к выводу Формулировка вывода Сообщение темы урока Тема урока на доске Составление предложения с искомым словосочетанием по картинке (приложение 1) Физкультминутка г) Закрепление знаний по теме урока.
(приложение 2) 2. Индивидуальная работа (на карточках) -упражнение на конструирование словосочетаний по вопросам (приложение 3) 3. Выполнение упражнения на закрепление изучаемой грамматической закономерности. - упражнение на конструирование предложений по вопросам (приложение 4) | - Откройте тетради. - Будем писать аккуратно,красиво. - (20) Двадцатое октября. Классная работа. Четверг. - Положите ручку. - Прочитайте: - Что вы прочитали? - [Дети] это что? - Сколько слов в предложении? - Назови первое слово в предложении, Дима. - Назови второе слово в предложении, Ира. - Назови третье слово в предложении, Ксюша. - Назови четвертое слово в предложении, Даша. - Что такое главные члены предложения? - На какой вопрос отвечает подлежащее? - Что обозначает подлежащее? - На какой вопрос отвечает сказуемое? - Что обозначает сказуемое? - Что такое [в школу]? - Сколько словосочетаний в предложении? - Выпиши главные члены предложения, Яна. - Выпиши словосочетания, Дима. - Назови окончание в слове [школу]? - Назови склонение слова [школу]? - Какая часть речи слово [дети]? - Какая часть речи слово [идут]? - Какая часть речи слово [школу]? - Что вы делали дома? - Прочитай первое словосочетание, Кирилл. - Поставь вопрос к слову [от папы] и назови склонение. - Прочитай второе словосочетание, Яна. - Поставь вопрос к слову [от учительницы] и назови склонение. - Прочитай следующее словосочетание, Ира. - Поставь вопрос к слову [от лисы] и назови склонение. - Хорошо. Молодцы. - Какой вопрос мы задали к первому слову в словосочетаниях? - Какой вопрос мы задали ко второму слову в словосочетаниях? - Какие существительные относятся к 1 склонению? - Назови окончание слов 1 склонения, отвечающих на вопрос «от кого»? - Вспомним, какое правило мы применяем? - Сегодня мы продолжаем работать по теме урока – предложения со словосочетаниями «Что? + от кого?» - Прочитай тему урока, Кирилл. - Кто изображен на картинке? - Составь словосочетание по вопросам: что? + от кого? - Составь предложение с этим словосочетанием, Яна? - Выпишите словосочетание «Что? + от кого?». - Запишите в тетрадь предложение. Выпишите словосочетание. Выделите окончание и укажите склонение существительного, отвечающего на вопрос «от кого?». Все делают самостоятельно в тетради. Ира, ты выполняешь задание у доски. - А сейчас – физкультминутка. Повторяйте за мной. Как мы будем говорить? Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! - Откройте учебник на странице 48. Упражнение 2. - Прочитайте задание, Даша. - Что надо сделать? - Прочитай первое предложение, Яна. - Найди в предложении словосочетание «что? + от кого?». - Назови главное слово. - Поставь вопрос к слову [от мамы]. - Прочитай следующее предложение, Кирилл. - Прочитай словосочетание «что? + от кого?». - Назови главное слово. - На какой вопрос отвечает [от сестры]? - Назови окончание и склонение. - Прочитай следующее предложение, Ира. - Назови словосочетание, отвечающее на вопрос «что? + от кого?»? - Назови главное слово. - Поставь вопрос к слову [от дедушки]. - Назови окончание и склонение. - Прочитай задание, Сережа. - Что надо сделать? - Составь первое словосочетание. - Задай вопрос. - Назови окончание и склонение существительного [от мужчины]. - Следующие словосочетания составьте самостоятельно в тетради. - Прочитай следующее задание, Ксюша. - Что надо сделать? - Прочитай вопросы в первом предложении. - Составь предложение, Дима. - Доделайте упражнение самостоятельно в тетради. | - Я написал(а). - Дети идут в школу. - Мы прочитали предложение. - [Дети] - это слово. - В предложении четыре слова. - Первое слово в предложении [дети]. - Второе слово в предложении [идут]. - Третье слово в предложении [в]. - Четвертое слово в предложении [школу]. - Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. - Подлежащее отвечает на вопросы: Кто? Что? - Подлежащее обозначает предмет. - Сказуемое отвечает на вопрос: Что делать? - Сказуемое обозначает действие. - [В школу] - это второстепенные члены предложения. - В предложении одно словосочетание. - Главные члены предложения - Дети идут. - Словосочетание - идут (куда?) в школу. - В слове [школу] окончание (у). - Слово [школу] 1-го склонения. - Слово [дети] – это имя существительное. - Слово [идут] – это глагол. - Слово [школу] – это имя существительное. - Выписывали словосочетания, определяли склонение . - Письмо от папы. - Письмо (от кого?) от папы. Слово 1 склонения. - Задание от учительницы. - Задание (от кого?) от учительницы. Слово 1 склонения. - След от лисы. - След (от кого?) от лисы. Слово 1 склонения. - К первому слову мы задали вопрос «Что?» - Ко второму слову мы задали вопрос «От кого?» - Существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я. - Слова 1 склонения, отвечающие на вопрос «от кого?» имеют окончание (и), (ы). - Слова 1 склонения, отвечающие на вопрос «от кого?» имеют окончание (и), (ы). - Тема урока – предложения со словосочетаниями «Что? + от кого»? - На картинке изображены бабушка и внучка. - Подарок от внучки. - Бабушка получила подарок от внучки. - (Что?) Подарок (от кого?) от внучки. - Будем говорить громко, хорошо, слитно, с ударением. групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении - Выпиши из предложений словосочетания (сущ+сущ). Поставь вопросы к существительным, напиши к какому склонению они относятся. - Надо выписать словосочетания, поставить вопрос, определить склонение. - Даша взяла подарок от мамы. - Подарок от мамы. - Главное слово – подарок. - Подарок (от кого?) от мамы. Окончание (ы). Слово 1-го склонения. - На столе лежит записка от сестры. - Записка от сестры. - Главное слово – записка. - Записка (от кого?) от сестры. - Окончание (ы). Слово 1-го склонения. - На полке лежит открытка от дедушки. - Открытка от дедушки. - Главное слово – открытка. - Открытка (от кого?) от дедушки. Окончание (и). Слово 1-го склонения. - Составь словосочетания по схеме «Что? + от кого?». Измени существительные, которые стоят в скобках. Определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание. - Надо составить словосочетания по вопросам. Определить склонение, выделить окончание. - Поздравление от мужчины. - (Что?) Поздравление (от кого?) от мужчины. - Окончание (ы). 1 склонение. - Составь предложения по вопросам и запиши их. Определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание. - Надо составить предложения по вопросам и записать их. Выделить окончание и написать склонение. - Кто? что сделал? что? от кого? - Вася получил справку от медсестры. |
3.Организация окончания урока. Закрепление вывода. Оценка деятельности самих учащихся (рефлексия) Оценка деятельности учащихся учителем. Домашнее задание (приложение 5) Завершение урока | - Что мы делали на уроке? - Какое правило мы применяли на уроке? - Повторим все вместе еще раз правило. - Дима, как ты сегодня работал на уроке? - Какую ты оценку ставишь сам себе? - Как ты работала на уроке, Ксюша? - Какую ты себе ставишь оценку? - Кирилл, как ты сегодня работал на уроке? - Какую ты оценку ставишь сам себе? - Как ты работала на уроке, Даша? - Какую ты себе ставишь оценку? - Сережа, как ты сегодня работал на уроке? - Какую ты оценку ставишь сам себе? - Как ты работала на уроке, Ира? - Какую ты себе ставишь оценку? - Как ты работала на уроке, Яна? - Какую ты себе ставишь оценку? - Я с вами согласна. На уроке вы все работали хорошо. Молодцы. За урок всем ставлю 5. - Домашнее задание: страница 49, упражнение 3. - Прочитай задание, Ира. - Что надо сделать? - Составь первое предложение, Даша. - Найди в предложении словосочетание «что? + от кого?». - Задай вопрос к этим словам. - Назови окончание и склонение существительного [от дочки]. - Всем понятно задание? - Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Спасибо за работу. -Приготовьте следующий урок и идите на перемену. |
- В словосочетаниях сущ+сущ отвечающих на вопрос «что? + кого?» слова 1 склонения имеют окончания (и), (ы). - В словосочетаниях сущ+сущ отвечающих на вопрос «что? + кого?» слова 1 склонения имеют окончания (и), (ы). - Я работал хорошо. - Ставлю себе 5. - Я работала хорошо. - Ставлю себе 5. - Я работал хорошо. - Ставлю себе 5. - Я работала хорошо. - Ставлю себе 5. - Я работал хорошо. - Ставлю себе 5. - Я работала хорошо. - Ставлю себе 5. - Я работала хорошо. - Ставлю себе 5. - Спиши предложения, вставь существительные, определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание. - Надо списать предложения, вставить существительные, определить склонение и выделить окончание. - Мама положила подарок от дочки на праздничный стол. - Подарок от дочки. - (Что?) Подарок (от кого?) от дочки. - Окончание (и). 1 склонение. - Да. - Я написал(а). |
[1] корригировать – вносить поправки, исправлять (Большой толковый словарь Д.Н.Ушакова)
[2] Актуализация знаний – это проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к изучению новой темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221507-1363273235.jpg)
Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"
Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-299541-1383664604.png)
Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС
Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-629781-1430721094.jpg)
Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ
Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-973623-1511782614.jpg)
Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-986846-1513616617.jpg)
Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.
Предмет «Формирование грамматического строя речи».Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-986846-1513616617.jpg)
Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе I отделение Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.
Предмет «Формирование грамматического строя речи».Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).Тип урока: урок закрепления умений и навыков ...