рабочая программе по изобразительному искусству
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
УМК "Планета знаний", 2 класс. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 52.45 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_izucheniya_uchebnogo_materiala.docx | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
—освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования повседневном окружении ребёнка;
—воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
—эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
—ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
—арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
—информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
—сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
—ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
—сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры,
умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
—обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
—обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
—обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля. Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна. Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование). Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически в процессе упражнений и творческих заданий.
На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.
Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.
Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребёнка. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч).
Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные
цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование
солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Основные задачи обучения и развития:
—продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
—освоение живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
—освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);
—продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;
—продолжение изучения способов передачи пространства
на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых
объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
—продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
—освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);
—продолжение знакомства с приёмами ассоциативного
рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
—продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
—продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
—продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных
средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
· использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна
на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Учебно-тематический план реализации рабочей программы 2 класс
№ | Название разделов программы | Кол-во часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Коррекция часов |
1 | Виды изобразительного искусства | 14 ч | 14 ч | |
2 | Декоративное искусство. | 8 ч | 8 ч | |
4 | Народное искусство | 7 ч | 7 ч | |
5 | Мир дизайна и архитектуры | 5 ч | 5 ч | |
Итого | 34ч | 34ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактическая |
1 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. Т.б. на уроках. | 1 | ||
2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди. Школа графики и живописи. | 1 | ||
3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы). Школа графики и живописи | 1 | ||
4 | Акварель. Теплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате». | 1 | ||
5 | Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь». | 1 | ||
6 | Школа живописи. «Краски и настроение». | 1 | ||
7 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». | 1 | ||
8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные елочки». | 1 | ||
9 | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». | 1 | ||
10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок». | 1 | ||
11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. | 1 | ||
12 | Лепка декоративной чаши. Школа декора. | 1 | ||
13 | Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или « Медвежонок». | 1 | ||
14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. | 1 | ||
Декоративное искусство (8 ч.) | ||||
15 | Декоративное искусство вокруг нас. | 1 | ||
16 | Декоративное рисование. «Грибы и елочки». | 1 | ||
17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | 1 | ||
18 | Школа декора. Монотипия. «Бабочка». «Волшебные ладошки» | 1 | ||
19 | Школа декора. Декоративный ковер «Осень». Печать листьями. Печать предметами. | 1 | ||
20 | Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. | 1 | ||
21 | Коллаж. «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковер». | 1 | ||
22 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 | ||
Народное искусство (7 ч.) | ||||
23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. | 1 | ||
24 | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. | 1 | ||
25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. | 1 | ||
26 | Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства. | 1 | ||
27 | Печенье «Тетёрки». Школа народного искусства. | 1 | ||
28 | Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. | 1 | ||
29 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 | ||
Мир дизайна и архитектуры (5 ч.) | ||||
30 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. | 1 | ||
31 | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. | 1 | ||
32 | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Веселая мышка». | 1 | ||
33 | Цилиндры. Школа дизайна. «Веселые зверята». «Гусеничка». | 1 | ||
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «Ангел». | 1 | ||
Резервный урок. В мире дизайна и архитектуры. Школа архитектуры. Башня. |
Национально-региональный компонент (НРК)
Содержание НРК позволяет формировать знания, умения и навыки, определённые минимумом государственного стандарта начального образования, и одновременно приобщать учащихся к истории, культуре родного края.
Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП. Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны.
Тема НРК (РК) в классном журнале не фиксируется, остается только пометки НРК (РК), а содержание работы включается учителем в тематическое планирование.
Количество часов, отводимое на реализацию НРК, представлено в таблице 1.
Реализация национально-регионального компонента
Таблица 1
Класс Предмет | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Изобразительное искусство) | 3 ч | 3 ч | 3 ч | 3 ч |
Цели реализации национально-регионального компонента
1. Повышать познавательный интерес к национальной культуре;
2. Развивать традиционную культуру народов Уральского региона;
3. Развивать творческие способности школьников к художественно-прикладным видам работ;
4. Знакомить учащихся с местными предприятиями, деятельность которых связана с металлургическим и другими производствами;
5. Использовать элементы уральского народного декоративно-прикладного искусства в трудовом обучении;
6. Широко использовать местный материал в практических заданиях, в деловых играх, тестах, в составлении кроссвордов на экономические темы;
7. Сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение, выработать чувство любви и ответственного отношения к своим национальным истокам
Содержание и формы работы:
1. Составление программ и разработка проектов;
2.Проведение семинаров, дискуссий;
3.Выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчётами на основе краеведческого материала;
4.Участие в практических мероприятиях по охране окружающей среды родного края;
5.Подготовка творческих работ и их публикация в сборниках;
Темы национально-регионального компонента
Количество часов по программе: 3 ч
Дата | Тема национально-регионального компонента | Количество часов |
Украшение и фантазии «Из бабушкиного сундука» | 1ч | |
Выражение характера в изображении мужского образа Данилы-мастера по сказу П. Бажова. | 1ч | |
Выражение характера человека через украшение в женском образе. «Хозяйка медной горы» | 1ч |
Дидактическое обеспечение национально-регионального компонента
Учебный предмет | Методическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента |
Изобразительное искусство | Украшение и фантазии «Из бабушкиного сундука» (художественная утварь Башкирии, изготовление женских украшений (техника аппликации) русских, башкирских, чувашских по выбору) |
Изображение и реальность. Изображение животных («Животные нашего леса»). Изображение и фантазия. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Быль и сказка. Сказ П.Бажова «Иванко-крылатко» Выражение характера в изображении мужского образа Данилы-мастера по сказу П. Бажова. Выражение характера человека через украшение в женском образе. «Хозяйка медной горы» |
Литература:
- Ю.Жук Легенда Уральских предгорий. - Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1991 г.
- В.А.Иванов Путями степных кочевий. - Уфа. Башкнигиздат. 1984 г.
- Книги старого Урала: сборник. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989г.
- Г.Н.Матюшкин Яшмовый пояс Урала. - М.: Искусство 1972 г.
- Сквозь века. К истокам культуры народов СССР: сборник. Вып. 1/Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и др. Сост. К.А.Гусева. - М.: «Знание». 1986 -240с. (статья О.И.Бадер «Тайна седого Урала»)
- Статья С.Н. Дороженко «Акбулакская глиняная игрушка». Магнитогорск: МаГУ/Сборник «Искусство и культура Урала как региональный компонент». 2004
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу 2 класс
знать/понимать или узнавать:
цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;
известные народные художественные промыслы Севера России (Каргополь, Мезень, Пермогорье, Архангельск), произведения из этих центров;
уметь:
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также выполнение заданий по лепке, архитектуре и дизайну
выразительно использовать в работе разнообразные художественные
материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный
карандаш);
элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- составлять дополнительные цвета из основных цветов; подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенские, борецкие и пермогорские прялки, архангельская щепная а, тетёрки); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития представлений о роли искусства в жизни человека; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- анализа результатов собственной и коллективной работы;
- приобретения опыта коллективной творческой работы
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
Критерии и нормы оценки знаний
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Перечень учебно-методического обеспечения
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Учебник: Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов Изобразительное искусство 2 класс. М: Астрель, 2012 Тетрадь: Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов «Рабочая тетрадь по Изобразительному искусству 2 класс». М: Астрель 2013 | Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа (сборник) – М.: АСТ: Астрель, 2012. |
Список литературы
Информационно-коммуникационные средства
ЦОР | Интернет-ресурсы |
Портрет Санкт-Петербурга: собрание картин. Изображения XVIII XX века посвящены трехсотлетию Санкт-Петербурга. (ЬЦр://\\,ш\\,.тоЬург1п1.ги/5рЬ/) Начальные уроки рисования. Планы уроков по курсу рисования и компьютерной графики. Обзор различной техники рисования и основных принципов работы с рисунком. Методические рекомендации. (1шр://зугу1упгатЪо\Ус1гауоп.1прос1.согп/Ьоте.Ьнг11) Компьютерные программы для изучения народного декоративно-прикладного искусства. Коллекция развивающих компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, посвященных прикладному народному творчеству: Гжель. Жостово |
Интернет-ресурсы:
- Нацпроект «Образование» – Режим доступа : http://mon.gov.ru./proekt/ideology.
- Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
- Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
- Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
- Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
- Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru
- Характеристика контрольно-измерительных материалов
- 2 класс
Формы контроля | 1 чет верть | 2 чет верть | 3 чет верть | 4 чет верть | Итого | |||||
п л а н | ф а к т | п л а н | ф а к т | п л а н | ф а к т | п л а н | ф а к т | п л а н | фа к т | |
Итоговый | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
- Коррекция рабочей программы
Учебный предмет | Наименование темы или раздела | Количество часов по прогр. | Кол-во часов по кал.-тем. планир. | Скорректированное количество часов |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование изучения учебного материала
по изобразительному искусству
№ | Дата | Тема урока | ФГОС | Основные виды учебной деятельности | |
Содержание курса | Планируемые результаты | ||||
Виды изобразительного искусства (14 ч) | |||||
1 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. С. 3-15 | Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Ключевые слова: картина, холст, пятно. Повторение основ цветоведения: цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнительные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков, умения соотносить вкус и цвет. Обучение умению работать с акварельными красками. | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека. Выполнить задания учебника, основываясь на картине учебника. Выявить главную информацию из текста учебника. Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мастеров». Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоёв краски и изучить мазки. |
Уметь: соотносить вкус и цвет
рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики работать графитным карандашом, использовать приемы: штриховка, тонировка, растяжка и растушевка. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции | |
2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. С. 16-21 | Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся. | Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. | ||
3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи. С. 18-21 | Продолжение знакомства с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение способам элементарного изображения в рисунке пространства. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла . | Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности. Проверить полученные знания в играх по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | ||
4 | Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате». С. 22-27, 31 | Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашью. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Сопоставлять замысел и полученный результат работы. | ||
5 | Холодный цвет. Школа графики и живописи «Зимнее окно». «Облака». Гуашь». С. 28-30, 32-33 | Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы гуашевыми красками. Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи. | Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Использовать цветовой круг учебника для выбора цветовой гаммы. Вариант: рисовать облака в холодной гамме. Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение). | ||
6 | Школа живописи. «Краски и настроение». С. 34-35 | Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета. | Выделять главную информацию из текста учебника и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов. Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, любовь. Сделать рисунок в подарок другу. | ||
7 | Графика. В мастерской художника – графика. Выразительные средства графики. Школа графики. «Ветвистое дерево». С. 36-41, 48-49 | Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Ключевые слова: линия, штрих, пятно, тон, контраст, нюанс. Обучение умению работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка. | Участвовать в беседе о графике. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Изучать последовательность работы. Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки. | ||
8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики. «Нарядные ёлочки». С. 42-45, 52 | Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетической оценки окружающего мира. | Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания учебника. Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу: нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку. | ||
9 | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». С. 46-47, 53 | Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приёмов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кувшин и яблоко. | Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания учебника, используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы. Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна. | ||
10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок». С. 50-51 | Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья. | Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания учебника, используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью. | ||
11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. С. 54-57 | Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф. | Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки по учебнику. Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы. | ||
12 | Лепка декоративной чаши. Школа декора. С. 60-61 | Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. | Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания учебника, руководствуясь заданной последовательностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы. | ||
13 | Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». С. 62-63 | Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. | Выполнить задания учебника. Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов. | ||
14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 64-65 Лепка декоративной чаши. С. 58-61 | Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры | Выполнить задания учебника. Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения. | ||
Декоративное искусство (8 ч) | |||||
15 | Декоративное искусство вокруг нас. С. 70-71 | Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства. | Знать: скульптура как вид изобразительного искусства особенности материалов и инструментов для скульптуры виды декоративных чаш и ваз Уметь: анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях лепить рельеф Использовать: умение передавать фактуру с помощью различных видов | |
16 | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки». С. 72-73 | Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир. | Выполнить задания учебника. Решение творческой задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте. | Знать: виды декоративных эффектов возможности применения цветовых контрастов в декоре графика как вид изобразительного искусства приёмы работы тушью и пером Уметь: анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики рисовать тушью и пером создавать декоративные композиции рисовать морозные узоры на зимнем окне Использовать: цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции | |
17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. С. 74-77 | Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру. | Копировать греческий орнамент. Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам. | ||
18 | Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». С. 78-79 | Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. | Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.). Дать эстетическую оценку выполненным работам. | ||
19 | Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. С. 80-83 | Обучение умению создавать декоративные композиции. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе. | Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате. | ||
20 | Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. С. 84-85 | Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей. | Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине. | ||
21 | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». С. 86-89 | Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. Развитие творческих способностей. | Выполнить задания по заданной последовательности работы Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. | ||
22 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 90-91 | Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка умения выполнять декоративное панно. | Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения. | ||
Народное искусство -7 ч | |||||
23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. С. 94-97 | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству. | Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Повторять узоры пермогорской росписи. Изучать образцы. Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы. Искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины. | Знать: приёмы декоративного рисования традиции народных художественных промыслов Русского Севера каргопольские игрушки узоры обрядового печенья тетёрки Уметь: выполнять пермогорские узоры выполнять мезенские орнаменты выполнять роспись прялок выполнять каргопольские узоры лепить и расписывать каргопольские игрушки | |
24 | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. С. 98-101 | Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо). | ||
25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. С. 102-103 | Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты мезенской росписи. Изучать способ рисования коней, птиц и оленей. Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору). | ||
26 | Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства. С. 104-107 | Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры. Обучение умению лепить и расписывать каргопольские игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. Повторить каргопольские узоры по образцам учебника. | ||
27 | Печенье тетёрки. Школа народного искусства. С. 108-109 | Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе по образцам в учебнике. Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы. | ||
28 | Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. С.110-111 | Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы. Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги. | ||
29 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С.112-113 | Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. | Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Определять произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | ||
Мир дизайна и архитектуры (5 ч) | |||||
30 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. С. 118-123 | Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активности, умения планировать работу, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства | Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы по учебнику. Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.). Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. | Знать: дизайн и архитектура как вид искусства основы формообразования Уметь: различать призмы в объектах дизайна и архитектуры различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры конструировать игрушки на основе пирамиды различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры планировать работу Освоить конструирование башни | |
31 | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. С. 124-127 | Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды. Развитие фантазии и творческого воображения | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида». Декорировать упаковку. | ||
32 | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». С. 128-131 | Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие творческого воображения. | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». Изучить последовательность работы, выполнить задания учебника. | ||
33 | Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». С. 132-135 | Развитие зрительного восприятия и ощущения цилиндрической формы. Обучение умению различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие фантазии и творческого воображения. | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры цилиндрической формы. Различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры. Выполнить упражнение на ощущение формы. Сконструировать из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку или забавных зверят. Анализировать, из каких деталей состоят игрушки. Выполнить работу по образцу или придумать свои варианты. Решать творческую задачу: использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров. Использовать правило склеивания бумажных деталей. | ||
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». С. 136-137 | Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, эмоциональной сферы, творческого потенциала. | Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания учебника. Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения. | ||
Резервный урок. В мире дизайна и архитектуры. Школа архитектуры. Башня. | Развитие представления о дизайне и архитектуре как видах искусства. Продолжение изучения основ формообразования. Обучение конструированию башни по свободному замыслу. Развитие творческих способностей. Умения планировать работу, работать в коллективе. | Установить взаимосвязь формы и функции объекта, т.е. его назначения. Обсудить вопросы по теме урока (с. 118-119 учебника). Анализировать объекты архитектуры и дизайна, используя открытки, журналы и видеофрагменты. Решать творческую задачу в коллективной работе: конструировать по свободному замыслу высокую башню из кубиков и коробочек разного размера и формы. Сделать декор для башни. Планировать результат, договариваться, приходить к общему мнению, согласовывать работу для достижения цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...