Новые образовательные стандарты. Второй год обучения.
материал по теме

Делида Лилия Николаевна

Отчет классного руководителя о результатах работы по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет

учителя начальных Кучиевой Л. Н.

за 2012-2013 учебный год.

Современные стандарты   требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы навыков. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации  к обучению,  помощи  им  в самоорганизации  и саморазвитии.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий овладения которыми создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Учебная деятельность

 В основу деятельности при введении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.

        Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.

   Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка. Поэтому  мне,  как  учителю необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

 Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе   системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

-ИКТ-технологию;

- проблемно-диалогическую технологию;

-  игровую технологию;

- технологию организации проектной деятельности;

- здоровьесберегающую технологию.   (слайд № 2)

В первом полугодии мною были даны два открытых урока по литературному чтению, в которых была использована проблемно- диалогическая технология . Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами.

Анализ работы  показывает, что технология деятельностного обучения  повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Технология проблемно-диалогического обучения также готовит ученика к поиску самостоятельного решения.   Основная особенность этой технологии заключается в том, что  при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.    Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.

Польза от такой работы неоспорима:

  1. Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы  научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
  2. Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
  3. Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.
  4. Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения. (слайд № 3, 4)

Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.  

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках  включена проектная деятельность.  

 Собственные наблюдения показали, что  особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Все ребята класса активно включены в этот вид деятельности. Проекты разнообразны: кратковременные и долгосрочные, коллективные и индивидуальные, урочные и внеурочные.

Долгосрочные проекты были представлены на школьной Научно –практической конференции, а также проект Давыдова Тимура был представлен на республиканском детском научном конкурсе «Ступень в науку», где он занял 2 место.

Ф И О 

Предмет 

Тема 

 Результат

Давыдов Тимур

Окружающий мир

«Про воду»

1 место

Дарда Анастасия

Краеведение

«Мой поселок»

1 место

МарзоеваИрэна

Краеведение

«Мой поселок»

1 место

Хетагуров Руслан

Литературное чтение

«Сказка ложь, да в ней намек»

2 место

Ширяева Арина

Окружающий мир

«Про воздух»

3 место

Коллективные проекты 

         

« Помогите птицам зимой». Окружающий мир. Литературное чтение

« Деревенский дворик». Технология

«Книжки-малышки». Литературное чтение

Проект «Детский журнал». Литературное чтение (слайды № 14, 15, 16)

Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в школьной олимпиаде и конкурсах различного уровня.

Результаты участия в школьных предметных олимпиадах 

ФИО

Предмет

Занятое место

Давыдов Тимур

Русский язык

2

Давыдов Тимур

Конкурс «Веселый карандаш»

2

Дарда Анастасия

Математика

2

Дарда Анастасия

Окруж.мир

2

Таугазова Диана

Русский язык

2

Таугазова Диана

Математика

2

Таугазова Диана

Окруж.мир

2

Хетагуров Руслан

Конкурс «Веселый карандаш»

1

Хетагуров Руслан

Окруж.мир

1

Хетагуров Руслан

Математика

1

Ширяева Арина

Русский язык

1

Ширяева Арина

Математика

1

МарзоеваИрэна

Русский язык

1

МарзоеваИрэна

Окруж.мир

3

6 первых мест

7 вторых мест

1 третье место

О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.

Качество обученности по предметам   можно увидеть  в таблице

Итоги  обучения  за 2 четверть во 2 классе

2012-2013 уч. г

Предмет

«5»

«4»

«3»

Качество

СОУ

Средний балл

Русский язык

3

3

4

60%

66%

3,9

Литературное чтение

6

3

1

90%

83%

4,5

Математика

3

3

4

60%

55%

3,9

Окружающий мир

5

2

3

70%

74%

4

Итоги  обучения  за 3 четверть во 2 классе

2012-2013 уч. г

Предмет

«5»

«4»

«3»

Качество

СОУ

Средний балл

Русский язык

1

5

4

60%

56%

3,7

Литературное чтение

6

3

1

90%

83%

4,5

Математика

3

3

4

60%

55%

3,9

Окружающий мир

6

0

4

70%

74%

4,2

  Для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности  продолжаем пополнять «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором учебной деятельности т. к. в нем отражены достижения  не только в учебе, но и внеучебной деятельности. Портфолио  помогает мне  создавать ситуации успеха для каждого ученика, повышать  самооценку и уверенность в собственных возможностях;  максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка;  развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;  формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;  формировать положительные моральные и нравственные качества личности.

Внеурочная деятельность

В рамках реализации ФГОС НОО проводится  внеурочная деятельность, через организацию кружков.  

Наименование программы внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

Реализуемые направления внеурочной деятельности

ФИО учителя,  и должность

1.«Я познаю мир»

1 час

Духовно-нравственное

Сохиева Н.Б., педагог-психолог

2. «Уроки речевого творчества»

1 час

Развитие речевой культуры

Кучиева Л.Н., учитель начальных классов

3. «Забавный английский»

1 час

Общеинтеллектуальное

Кулаева З.В., учитель английского языка

4.«Движение-жизнь»

1 час

Спортивно-оздоровительное

Джичоева Ц.В., учитель физической культуры

5. «Бумажные и пластилиновые фантазии»

1

Художественно-эстетическое

Кучиева Л.Н., учитель начальных классов

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. (слайды № 18, 19, 20)

 

 

Воспитательная работа

Вся воспитательная работа в классе построена на духовно- нравственном развитии учащихся, которое  положено в основу стандартов второго поколения.

В классе каждый ребенок   выполняет определенные функции.   Ежедневное дежурство, участие в санитарных днях и субботниках, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, дают почувствовать себя значимой частичкой большого школьного коллектива, готовят ребенка к   жизни за стенами школы.

 Учащиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы.  Все мероприятия в начальной школе   проходили   с участием моих учеников.   Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие  в своем классе. (слайды № 14, 15, 16)

Заключение

   В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем».

Данный постулат  педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые образовательные стандарты. Второй год обучения.

Отчет о проделанной работе во 2 классе по новым образоваельным стандартам...

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...