Новые образовательные стандарты. Второй год обучения.
материал по теме
Отчет классного руководителя о результатах работы по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новые образовательные стандарты. Второй год обучения | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
учителя начальных Кучиевой Л. Н.
за 2012-2013 учебный год.
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы навыков. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий овладения которыми создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Учебная деятельность
В основу деятельности при введении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
-ИКТ-технологию;
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающую технологию. (слайд № 2)
В первом полугодии мною были даны два открытых урока по литературному чтению, в которых была использована проблемно- диалогическая технология . Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами.
Анализ работы показывает, что технология деятельностного обучения повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Технология проблемно-диалогического обучения также готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
Польза от такой работы неоспорима:
- Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
- Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
- Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.
- Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения. (слайд № 3, 4)
Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность.
Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Все ребята класса активно включены в этот вид деятельности. Проекты разнообразны: кратковременные и долгосрочные, коллективные и индивидуальные, урочные и внеурочные.
Долгосрочные проекты были представлены на школьной Научно –практической конференции, а также проект Давыдова Тимура был представлен на республиканском детском научном конкурсе «Ступень в науку», где он занял 2 место.
Ф И О | Предмет | Тема | Результат |
Давыдов Тимур | Окружающий мир | «Про воду» | 1 место |
Дарда Анастасия | Краеведение | «Мой поселок» | 1 место |
МарзоеваИрэна | Краеведение | «Мой поселок» | 1 место |
Хетагуров Руслан | Литературное чтение | «Сказка ложь, да в ней намек» | 2 место |
Ширяева Арина | Окружающий мир | «Про воздух» | 3 место |
Коллективные проекты
« Помогите птицам зимой». Окружающий мир. Литературное чтение
« Деревенский дворик». Технология
«Книжки-малышки». Литературное чтение
Проект «Детский журнал». Литературное чтение (слайды № 14, 15, 16)
Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в школьной олимпиаде и конкурсах различного уровня.
Результаты участия в школьных предметных олимпиадах
ФИО | Предмет | Занятое место |
Давыдов Тимур | Русский язык | 2 |
Давыдов Тимур | Конкурс «Веселый карандаш» | 2 |
Дарда Анастасия | Математика | 2 |
Дарда Анастасия | Окруж.мир | 2 |
Таугазова Диана | Русский язык | 2 |
Таугазова Диана | Математика | 2 |
Таугазова Диана | Окруж.мир | 2 |
Хетагуров Руслан | Конкурс «Веселый карандаш» | 1 |
Хетагуров Руслан | Окруж.мир | 1 |
Хетагуров Руслан | Математика | 1 |
Ширяева Арина | Русский язык | 1 |
Ширяева Арина | Математика | 1 |
МарзоеваИрэна | Русский язык | 1 |
МарзоеваИрэна | Окруж.мир | 3 |
6 первых мест
7 вторых мест
1 третье место
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.
Качество обученности по предметам можно увидеть в таблице
Итоги обучения за 2 четверть во 2 классе
2012-2013 уч. г
Предмет | «5» | «4» | «3» | Качество | СОУ | Средний балл |
Русский язык | 3 | 3 | 4 | 60% | 66% | 3,9 |
Литературное чтение | 6 | 3 | 1 | 90% | 83% | 4,5 |
Математика | 3 | 3 | 4 | 60% | 55% | 3,9 |
Окружающий мир | 5 | 2 | 3 | 70% | 74% | 4 |
Итоги обучения за 3 четверть во 2 классе
2012-2013 уч. г
Предмет | «5» | «4» | «3» | Качество | СОУ | Средний балл |
Русский язык | 1 | 5 | 4 | 60% | 56% | 3,7 |
Литературное чтение | 6 | 3 | 1 | 90% | 83% | 4,5 |
Математика | 3 | 3 | 4 | 60% | 55% | 3,9 |
Окружающий мир | 6 | 0 | 4 | 70% | 74% | 4,2 |
Для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности продолжаем пополнять «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором учебной деятельности т. к. в нем отражены достижения не только в учебе, но и внеучебной деятельности. Портфолио помогает мне создавать ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях; максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка; развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста; формировать положительные моральные и нравственные качества личности.
Внеурочная деятельность
В рамках реализации ФГОС НОО проводится внеурочная деятельность, через организацию кружков.
Наименование программы внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | Реализуемые направления внеурочной деятельности | ФИО учителя, и должность |
1.«Я познаю мир» | 1 час | Духовно-нравственное | Сохиева Н.Б., педагог-психолог |
2. «Уроки речевого творчества» | 1 час | Развитие речевой культуры | Кучиева Л.Н., учитель начальных классов |
3. «Забавный английский» | 1 час | Общеинтеллектуальное | Кулаева З.В., учитель английского языка |
4.«Движение-жизнь» | 1 час | Спортивно-оздоровительное | Джичоева Ц.В., учитель физической культуры |
5. «Бумажные и пластилиновые фантазии» | 1 | Художественно-эстетическое | Кучиева Л.Н., учитель начальных классов |
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. (слайды № 18, 19, 20)
Воспитательная работа
Вся воспитательная работа в классе построена на духовно- нравственном развитии учащихся, которое положено в основу стандартов второго поколения.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, участие в санитарных днях и субботниках, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, дают почувствовать себя значимой частичкой большого школьного коллектива, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Учащиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия в начальной школе проходили с участием моих учеников. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своем классе. (слайды № 14, 15, 16)
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем».
Данный постулат педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые образовательные стандарты. Второй год обучения.
Отчет о проделанной работе во 2 классе по новым образоваельным стандартам...
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов...
«Комплексная диагностическая программа изучения метапредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения».
Изучить динамику развития основных компонентов учебной деятельности школьников под влиянием образовательной среды....
Опыт работы по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...