Рабочая программа по ИЗО по программе Гармония" для 2 класса по ФГОС.
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса
образовательная система «Гармония»
Программа рассмотрена | Программа согласована | Программа разработана |
на ШМО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР МАОУ «СОШ №15» | учителем начальных классов |
МАОУ «СОШ №15» | __________________________ | МАОУ «СОШ №15» |
Протокол №___ от «___ »_____20__г. | «____»_______________20____г. | Ситниковой Н.В. |
Рук. МО ______________________ |
г. Губаха
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Специфика курса — базовый.
Категория учащихся — 2 класс.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства;
- познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта;
- познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель;
- познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных;
- познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее;
- продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Формы работы: урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-игра и т.д.
Методы преподавания: ИКТ-технологии, игровые, объяснительно-иллюстративные.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Основное содержание
(34 часа)
Наименование раздела | Кол-во часов |
1. Мир изобразительных (пластических искусств) | 10 |
2. Художественный язык изобразительного искусства | 10 |
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 14 |
Всего часов: | 34 |
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- строить несложную композицию;
- применить навыки несложных зарисовок с натуры;
- распознавать некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- различать росписи известных народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Филимоновская игрушка);
- осознавать ценность художественных музеев России (Третьяковская галерея, Эрмитаж).
К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- анализировать результаты сравнения;
- передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Список литературы
- Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
- Программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
I вариант (базовый)
1 ч. в неделю, всего 34 ч.
№ урока | Тема раздела программы. Тема урока. | Деятельность учащихся | УУД | Темы по ОБЖ |
1 | Образное содержание искусства. | Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) | Познавательные: - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - применять первичные живописные навыки; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению; - выполнять живописные упражнения; - иметь представление о жанрах изобразительного искусства – портрет, натюрморт, пейзаж; - иметь представление о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия; - сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства); - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. И. Левитан, В. М. Васнецов); -различать росписи известных народных художественных ремесел России (Полохов-Майдана, Гжели, Хохломы, каргопольской и филимоновской игрушки). Личностные: - воспринимать окружающий мир и произведения искусства; - выражать свои эмоциональные переживания художественными средствами; - знакомиться с правилами поведения в различных ситуациях; - соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - разрешение конфликтов; - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Безопасность при отдыхе на природе. |
2 | Виды изобразительного искусства их связь с жизнью. | Пейзаж (акварель) | ||
3 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. | Украшение головного убора девушки (акварель) | Как могут стать опасными домашние вещи? | |
4 | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. | Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь) | ||
5 | Основы изобразительного языка. Пропорции сосудов различной формы. | Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору) | ||
6 | Освоение основ графики. Линия и штрих. | Рисование с натуры цветов (графические материалы) | ||
7 | Освоение основ живописи. Основные и составные цвета. Контрастные цвета. | Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов | Овощи и фрукты – витаминные продукты. | |
8 | Знакомство с филимоновской игрушкой. | Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь) | ||
9 | Символика образов в декоративно-прикладном искусстве. | Повтор знаков-символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши) | К чему может привести поджог травы. | |
10 | Цвет в живописи. Многообразие оттенков одного цвета. | Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь) | ||
11 | Основы изобразительного языка графики. | Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь) | ||
12 | Знакомство с орнаментами Гжели. | Повтор узоров Гжели (акварель) | ||
13 | Пейзаж в росписях изделий Гжели. | Повтор силуэтов деревьев (акварель) | ||
14 | Пропорции лица человека. Выражение лица. | Новогодняя маска (материалы по выбору) | Правила обращения с новогодней пиротехникой (бенгальские огни, петарды и т.д.) | |
15 | Передача настроения в творческой работе. Новогодний натюрморт.Интеграция с уроком математики | Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель) | ||
16 | Зимние пейзажи в творчестве русских художников (И.Е.Грабарь). | Изображение зимнего пейзажа (гуашь) | Безопасность на льду зимой. | |
17 | Изображение по памяти и описанию лица человека. | Портрет народного мастера (гуашь) | ||
18 | Пропорции фигуры человека. Творчество Леонардо да Винчи. | Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация) | Об обморожениях. Одевайся теплее, после школы сразу иди домой | |
19 | Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Скульптура. | Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь) | ||
20 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Интерьер русской избы. Интеграция с уроком технологии. | Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь) | Огонь и человек | |
21 | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Творчество А Дейнеки. | Композиция «Русское поле» (материалы по выбору) | ||
22 | Изображение по памяти фигуры человека в народном костюме. | Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь) | ||
23 | Сказки Пушкина в произведениях Палеха.. Интеграция с уроком литературного чтения №108 | Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки) | ||
24 | Рисование с натуры живописного натюрморта. | Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель) | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности | |
25 | Передача настроения в произведениях народного искусства | Украшение саночек (акварель, гуашь) | ||
26 | Рисование по представлению весеннего пейзажа. Творчество А.Саврасова. | Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель) | Как избежать болезней: грипп, ОРВИ. Их профилактика. | |
27 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. | Космический пейзаж (материалы по выбору) | ||
28 | Знакомство с графическими техниками. Монотипия. | Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо) | ||
29 | Знакомство с орнаментами Полохов-Майдана. | Повтор узоров Полхов-Майдана. Роспись силуэта игрушки (акварель) | ||
30 | Совершенствование графических навыков. | Повтор рисунка пряничной доски (графические материалы) | ||
31 | Виды изобразительного искусства. Скульптура. | Эскиз рельефной плитки (тушь, гуашь, акварель) | ||
32 | Изображение с натуры и по памяти домашних животных. | Изображение домашних животных (графические материалы) | Безопасность при обращении с животными. | |
33 | Орнамент народов мира. Виды орнаментов. Эрмитаж. | Повтор элементов растительного орнамента (гуашь, акварель, фломастеры) | ||
34 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
Программа по русскому языку для 1 класса с тематическим планированием....
рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОСам
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по ФГОС
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к рабочим программам, включает календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС ( УМК " Начальная школа 21 века").Составлена на 5 часов в неделю....
Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по математике 1 ласс по программе "Школа России" по ФГОС....
О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, рабочая программа поУМК "Rainbow English" 2-4 классы по ФГОС
данная программа содержит много материала, поурочное планирование и многое другое. Удачи всем в работе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...