предметно-практическое обучение
рабочая программа (4 класс) на тему

Зимина Светлана Анатольевна

программа для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon труд 1-2 вид226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II  вида»

г.о. Электросталь Московской области

               

     

     Утверждаю                               

                                                     Директор школы-интерната __________

         Беккер Л.А.

                                                          01.09.2012 г.

Рабочая  программа

по предметно-практическому обучению

4 класс ЗПР (глухие)

                                      Составитель: Белова Людмила Юрьевна,

                учитель начальных классов

                                                                   1 категории

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана  на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида» (для глухих детей, имеющих задержку психического развития)

Москва «Просвещение» 2003 г., авторы: Т.С.Зыкова.

Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. На уроках предметно-практического обучения применяются новые педагогические технологии:

  1. Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность, базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
  2. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, изменение поз учащихся в течение урока.
  3. Игровые технологии: уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала.
  4. Информационные технологии: использование  образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.
  5. Использование коррекционных педагогических технологий предполагает комплексную реабилитацию детей с нарушениями слуха и речи.

Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.

Согласно федеральному базисному учебному плану – учебный предмет «Предметно-практическое обучение» преподается в 4 классе 5 часов в неделю (170 часов в год).

ППО предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.

Глухие дети с задержкой психического развития приходят в школу, имея низкий уровень общего и речевого развития, значительное снижение памяти, внимания, проблемы в поведении. Большие потенциальные возможности для коррекционного обучения и воспитания глухих детей с задержкой развития имеют уроки предметно-практического обучения.

Задачи ППО – формирование житейских понятий; развитие мышления глухих школьников; развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме; совершенствование предметно-практической деятельности (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание школьников.

Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.

Объем умений, их разнообразие для детей с ЗПР значительно снижны по сравнению с типовыми классами.

Предметно – практическое обучение включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.

Речевая деятельность.

Потребность в речи. Словесная речь – средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой. Усвоение и закрепление речевого материала происходит путем его многократного использования не только на уроках ППО, но и на уроках развития речи, чтения, математики.

Житейские понятия.

Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой ситуации. Использование в общении с окружающими.

Интеллектуальные умения.

Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.

Трудовые умения и навыки

Общетрудовые умения: определение цели труда, подбор материалов и инструментов, необходимых для работы, планирование порядка выполнения действий.  Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени. Организационные умение: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану, разделение труда в паре, бригаде.

Воспитание

Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.

Применительно к каждой четверти программа определяет круг умений и навыков, которыми овладевают дети. Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос усвоенных навыков и умений на работу с иными материалами, в новые условия.

На уроках ППО в классах для глухих детей с ЗПР необходимо широко использовать дифференцированные задания учащимся с учетом их психофизического и речевого развития. Учет индивидуальных особенностей учащихся способствует наиболее полной реализации возможностей каждого ребенка в речевом и общем развитии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

В  результате изучения данного курса учащиеся должны

знать / понимать:

  • названия материалов и инструментов, используемых на уроках;
  • слова, обозначающие понятия, указанные в соответствующих разделах программы и обязательные для активного использования в речи;
  • названия выращиваемых растений;
  • название инвентаря, которым учащиеся пользуются при подготовке делянок и уходе за растениями;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные и письменные инструкции учителя или товарищей;
  • составлять пооперационный и краткий план (с помощью учителя;
  • подробно и кратко отчитываться о проделанной работе;
  • выполнять эскиз будущего изделия;
  • выполнять изделия по поручениям, тексту-инструкции, описанию, плану;
  • отбирать картинки по теме;
  • работать с циркулем;

  •    учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни внеурочного процесса для осуществления устной коммуникаций с окружающими.

Календарно – тематический план.

Темы и разделы уроков

Содержание разделов урока

Всего часов

Дата

1 четверть

  45ч.

         Аппликационные работы

   15ч.

1.

«Ранняя осень в поле, в лесу».

  1. Чтение текста «Ранняя осень в поле, в лесу»

1

  1. Ответы на вопросы по тексту.

1

  1. Составление плана.

1

  1. Составление заявки.

1

  1. Выполнение эскиза

1

6.-7. Отбор картинок по теме, составление аппликации.

2

8.-11 . Вырезание картинок к аппликации.

4

   12-14. Выполнение аппликации.

3

15. Отчет о работе.

1

2.

Панорама

«Спортивная площадка».

9ч.

16. Образцы панорам.

1

17. Составление плана.

1

18. Составление заявки

1

19. Изготовление макета футбольного поля.

1

20. Изготовление макета баскетбольного щита.

1

21. Изготовление макета беговой дорожки

1

22. Изготовление макета волейбольной площадки.

1

23. Объединение задней и основной стенки.

1

24.  Отчет о работе.

1

3.

Моделирование и конструирование

11ч

Из бумаги и картона.

Коробочка.

25.Составление заявки

1

26.Составление плана

1

27. Разметка деталей.

1

28-29.Изготовление коробочки

2

30. Пооперационный отчет

1

Из деталей металлического конструктора

5ч.

Весы

31.Составление плана

1

32.Составление заявки

1

33-34. Работа по плану

2

35.Отчет о работе

1

4.

Работа с тканью

8ч.

Игольница

36. Составление плана. Инструктаж по ТБ

37.Составление заявки.

38. Разметка деталей.

39-40.Изготовление выкройки.

41-42.Изготовление игольницы

43. Отчет о работе

5.

Работа на пришкольном участке.

44-45.Работа на пришкольном участке.

2 четверть

35ч.

4.

Лепка

46.Заяц

1

47.Еж

1

48-49.Волк

2

4.

Аппликационные работы

5ч.

Поздняя осень

50.Составление заявки

1

51. Составление плана

1

52-53. Работа по плану

2

54. Отчет о работе

1

5.

Моделирование и конструирование

17ч.

Из деталей пластмассового конструктора

Скамейка

55. Составление заявки

1

56. Составление плана

1

57-58.Работа по плану

2

59.Отчет о работе

1

Работа из строительного материала

5ч.

Мебель класса (макет)

60. Составление заявки

1

61. Составление плана

1

62-63. Работа по плану

2

64. Отчет о работе

1

6.

Работа с мозаикой

3ч.

65. Составление заявки

1

66. Составление плана

1

67. Работа по плану

1

7.

Работа с разными материалами

Игрушки из ореха

68-69. Белка

2

70-71.Черепаха

2

72-73.Верблюд

2

8.

Из бумаги

Игрушки на елку

74-75. Фонарики

2

76-80. Елочные игрушки

5

 

3 четверть

50ч.

11.

Аппликационные работы

10ч.

Аквариум с рыбками

81. Составление заявки

1

82. Составление плана

1

83-84. Работа по плану

2

85. Отчет о работе

1

Ветка мимозы в вазе

86. Составление заявки

1

87.Составление плана

1

88-89.Работа по плану

2

90.Отчет о работе

1

12.

Лепка

4ч.

Птицы

91. Ворона

1

92.Снегирь

1

Рыбы

93.Щука

1

94.Карась

1

13.

Моделирование и конструирование

12ч

Плавающие рыбки

95.Составление плана

1

96.Составление заявки

1

97-98.Работа по плану

2

99.Отчет о работе

1

100.Выставка работ

1

Семейный альбом

101. Составление плана

1

102. Составление заявки

1

103-104. Работа по плану

2

105. Отчет о работе

1

106. Выставка работ

1

14.

Из строительного материала

Дома (двух-, трех-, пятиэтажные).

107.Составление плана

1

108.Составление заявки

1

109-110.Работа по плану

2

111.Отчет о работе

1

Мебель спальни, мебель столовой

112. Составление плана

1

113. Составление заявки

1

114-116. Работа по плану

3

117. Отчет о работе

1

15.

Из деталей пластмассового конструктора

5ч.

Качели

5ч.

118.Составление плана

1

119.Составление заявки

1

120..Работа по плану

1

121.Отчет о работе

1

16.

Работа с мозаикой

6ч.

Цветы, узоры

122.Составлежние плана

1

123.Составление заявки

1

124.Работа по плану

1

125.Отчет о работе

1

126.Выставка работ

1

17.

Работа с разными материалами

10ч.

Зимой в лесу (макет)

10ч

127.Составление плана

1

128.Составлени заявки

1

129.Изготовление фигурок (белка, еж, заяц, медведь)

1

130.Отчет о работе

1

4 четверть

40ч.

20.

Аппликационные работы

8ч.

Грач у гнезда

131.Составление плана

1

132.Составление заявки

1

133. Подбор материала

1

134-136. Подготовительные работы

3

137. Расстановка фигурок на листе

1

138. Отчет о работе

1

21.

Моделирование и конструирование

15ч

Из бумаги

Рожица на ладошке (закладка)

139.Составление плана

1

140.Составление заявки

1

141-142. Изготовление закладки

2

143.Отчет о работе

1

22.

Из деталей пластмассового конструктора

Самолет

5ч.

144.Составление плана

1

145.Составление заявки

1

146-147.Работа по плану

2

148.Отчет о работе

1

Работа с мозаикой

5ч.

Цветы, узоры

149.Составление плана

1

150.Составление заявки

1

151-152.Работа по плану

5

153.Отчет о работе

1

23.

Работа с разными материалами

8ч.

Макет «Весна»

154. Составление плана

1

155. Составление заявки

1

156-158. Изготовление фигурок

5

159. Изготовление лодочки

1

160. Деревья, кусты

1

161. Отчет о работе

1

23.

Сельскохозяйственный труд

8ч.

162.Правила работы с граблями

1

163-164.Посев крупных семян

1

165-166.Подготовка грядок

2

167.Уход за посевами

1

168.Посадка лука

1

169-170.Уход за посадками

2

Итого

170ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название темы.

Кол-во часов

1.

Аппликационные работы. Ранняя осень в поле, в лесу.

Панорама «Спортивная площадка»

24ч.

2.

Моделирование и конструирование.  Из бумаги и картона «Коробочка». Из деталей конструктора «Весы»

11ч.

3.

Работа с тканью. Игольница

8ч.

4.

Работа на пришкольном участке.

2ч.

        Итого: 170 часов

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Программа специальных (коррекционных) учреждений 1 вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития)/ Т.С.Зыкова. М.:Просвещение, 2003.

  1. Развитие речи: учеб.для 2 кл.спец.(коррекц.) образоват.учреждений 1 вида / Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева. – М.:Просвещение, 2006.

  1. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. – М.;Издательский центр «Академия», 2002

  Согласовано.

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от 29.08.2012   №1

Председатель ШМО

_______  Мусатова Е.Н.

Согласовано.

 Зам.директора по УВР

______    Владимирова О.А.

01.09.2012 г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Лиса ловит зайца"

Уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Ус...

Урок предметно-практического обучения

Урок для учащихся I, II вида...

Рабочая учебная программа по курсу «Предметно-практическое обучение» во 2 классе

Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьни­ки занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликаци...

Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

Урок по предмету Предметно-практическое обучение.

Открытый урок по предмету ППО       ...

Статья "Использование интеллектуально-развивающих упражнений на уроках ППО (предметно-практического обучения)"

В данной статье рассматривается проблема методических подходов к использованию дополнительных приёмов работы на уроках предметно – практического обучения, направленных на решение актуальных задач разв...

Конспект урока по предметно-практическому обучению.

Тема урока: аппликация "Грач у гнезда". Урок проводился во втором классе школы для глухих детей 1 вида....