предметно-практическое обучение
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
г.о. Электросталь Московской области
Утверждаю
Директор школы-интерната __________
Беккер Л.А.
01.09.2012 г.
Рабочая программа
по предметно-практическому обучению
4 класс ЗПР (глухие)
Составитель: Белова Людмила Юрьевна,
учитель начальных классов
1 категории
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида» (для глухих детей, имеющих задержку психического развития)
Москва «Просвещение» 2003 г., авторы: Т.С.Зыкова.
Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. На уроках предметно-практического обучения применяются новые педагогические технологии:
- Технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность, базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
- Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, смена видов деятельности, зарядка для глаз, изменение поз учащихся в течение урока.
- Игровые технологии: уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления учебного материала.
- Информационные технологии: использование образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.
- Использование коррекционных педагогических технологий предполагает комплексную реабилитацию детей с нарушениями слуха и речи.
Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.
Согласно федеральному базисному учебному плану – учебный предмет «Предметно-практическое обучение» преподается в 4 классе 5 часов в неделю (170 часов в год).
ППО предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.
Глухие дети с задержкой психического развития приходят в школу, имея низкий уровень общего и речевого развития, значительное снижение памяти, внимания, проблемы в поведении. Большие потенциальные возможности для коррекционного обучения и воспитания глухих детей с задержкой развития имеют уроки предметно-практического обучения.
Задачи ППО – формирование житейских понятий; развитие мышления глухих школьников; развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме; совершенствование предметно-практической деятельности (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание школьников.
Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.
Объем умений, их разнообразие для детей с ЗПР значительно снижны по сравнению с типовыми классами.
Предметно – практическое обучение включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.
Речевая деятельность.
Потребность в речи. Словесная речь – средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой. Усвоение и закрепление речевого материала происходит путем его многократного использования не только на уроках ППО, но и на уроках развития речи, чтения, математики.
Житейские понятия.
Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой ситуации. Использование в общении с окружающими.
Интеллектуальные умения.
Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.
Трудовые умения и навыки
Общетрудовые умения: определение цели труда, подбор материалов и инструментов, необходимых для работы, планирование порядка выполнения действий. Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени. Организационные умение: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану, разделение труда в паре, бригаде.
Воспитание
Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.
Применительно к каждой четверти программа определяет круг умений и навыков, которыми овладевают дети. Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос усвоенных навыков и умений на работу с иными материалами, в новые условия.
На уроках ППО в классах для глухих детей с ЗПР необходимо широко использовать дифференцированные задания учащимся с учетом их психофизического и речевого развития. Учет индивидуальных особенностей учащихся способствует наиболее полной реализации возможностей каждого ребенка в речевом и общем развитии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБРАЗОВАННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать / понимать:
- названия материалов и инструментов, используемых на уроках;
- слова, обозначающие понятия, указанные в соответствующих разделах программы и обязательные для активного использования в речи;
- названия выращиваемых растений;
- название инвентаря, которым учащиеся пользуются при подготовке делянок и уходе за растениями;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные инструкции учителя или товарищей;
- составлять пооперационный и краткий план (с помощью учителя;
- подробно и кратко отчитываться о проделанной работе;
- выполнять эскиз будущего изделия;
- выполнять изделия по поручениям, тексту-инструкции, описанию, плану;
- отбирать картинки по теме;
- работать с циркулем;
- учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни внеурочного процесса для осуществления устной коммуникаций с окружающими.
Календарно – тематический план.
№ | Темы и разделы уроков | Содержание разделов урока | Всего часов | Дата |
1 четверть | 45ч. | |||
Аппликационные работы | 15ч. | |||
1. | «Ранняя осень в поле, в лесу». |
| 1 | |
| 1 | |||
| 1 | |||
| 1 | |||
| 1 | |||
6.-7. Отбор картинок по теме, составление аппликации. | 2 | |||
8.-11 . Вырезание картинок к аппликации. | 4 | |||
12-14. Выполнение аппликации. | 3 | |||
15. Отчет о работе. | 1 | |||
2. | Панорама | |||
«Спортивная площадка». | 9ч. | |||
16. Образцы панорам. | 1 | |||
17. Составление плана. | 1 | |||
18. Составление заявки | 1 | |||
19. Изготовление макета футбольного поля. | 1 | |||
20. Изготовление макета баскетбольного щита. | 1 | |||
21. Изготовление макета беговой дорожки | 1 | |||
22. Изготовление макета волейбольной площадки. | 1 | |||
23. Объединение задней и основной стенки. | 1 | |||
24. Отчет о работе. | 1 | |||
3. | Моделирование и конструирование | 11ч | ||
Из бумаги и картона. | 6ч | |||
Коробочка. | ||||
25.Составление заявки | 1 | |||
26.Составление плана | 1 | |||
27. Разметка деталей. | 1 | |||
28-29.Изготовление коробочки | 2 | |||
30. Пооперационный отчет | 1 | |||
Из деталей металлического конструктора | 5ч. | |||
Весы | ||||
31.Составление плана | 1 | |||
32.Составление заявки | 1 | |||
33-34. Работа по плану | 2 | |||
35.Отчет о работе | 1 | |||
4. | Работа с тканью | 8ч. | ||
Игольница | 36. Составление плана. Инструктаж по ТБ | |||
37.Составление заявки. | ||||
38. Разметка деталей. | ||||
39-40.Изготовление выкройки. | ||||
41-42.Изготовление игольницы | ||||
43. Отчет о работе | ||||
5. | Работа на пришкольном участке. | 44-45.Работа на пришкольном участке. | 2ч | |
2 четверть | 35ч. | |||
4. | Лепка | 3ч | ||
46.Заяц | 1 | |||
47.Еж | 1 | |||
48-49.Волк | 2 | |||
4. | Аппликационные работы | 5ч. | ||
Поздняя осень | ||||
50.Составление заявки | 1 | |||
51. Составление плана | 1 | |||
52-53. Работа по плану | 2 | |||
54. Отчет о работе | 1 | |||
5. | Моделирование и конструирование | 17ч. | ||
Из деталей пластмассового конструктора | ||||
Скамейка | 5ч | |||
55. Составление заявки | 1 | |||
56. Составление плана | 1 | |||
57-58.Работа по плану | 2 | |||
59.Отчет о работе | 1 | |||
Работа из строительного материала | 5ч. | |||
Мебель класса (макет) | ||||
60. Составление заявки | 1 | |||
61. Составление плана | 1 | |||
62-63. Работа по плану | 2 | |||
64. Отчет о работе | 1 | |||
6. | Работа с мозаикой | 3ч. | ||
65. Составление заявки | 1 | |||
66. Составление плана | 1 | |||
67. Работа по плану | 1 | |||
7. | Работа с разными материалами | 3ч | ||
Игрушки из ореха | ||||
68-69. Белка | 2 | |||
70-71.Черепаха | 2 | |||
72-73.Верблюд | 2 | |||
8. | Из бумаги | |||
Игрушки на елку | 2ч | |||
74-75. Фонарики | 2 | |||
76-80. Елочные игрушки | 5 | |||
| ||||
3 четверть | 50ч. | |||
11. | Аппликационные работы | 10ч. | ||
Аквариум с рыбками | 81. Составление заявки | 1 | ||
82. Составление плана | 1 | |||
83-84. Работа по плану | 2 | |||
85. Отчет о работе | 1 | |||
Ветка мимозы в вазе | 86. Составление заявки | 1 | ||
87.Составление плана | 1 | |||
88-89.Работа по плану | 2 | |||
90.Отчет о работе | 1 | |||
12. | Лепка | 4ч. | ||
Птицы | 91. Ворона | 1 | ||
92.Снегирь | 1 | |||
Рыбы | 93.Щука | 1 | ||
94.Карась | 1 | |||
13. | Моделирование и конструирование | 12ч | ||
Плавающие рыбки | 6ч | |||
95.Составление плана | 1 | |||
96.Составление заявки | 1 | |||
97-98.Работа по плану | 2 | |||
99.Отчет о работе | 1 | |||
100.Выставка работ | 1 | |||
Семейный альбом | 6ч | |||
101. Составление плана | 1 | |||
102. Составление заявки | 1 | |||
103-104. Работа по плану | 2 | |||
105. Отчет о работе | 1 | |||
106. Выставка работ | 1 | |||
14. | Из строительного материала | |||
Дома (двух-, трех-, пятиэтажные). | 5ч | |||
107.Составление плана | 1 | |||
108.Составление заявки | 1 | |||
109-110.Работа по плану | 2 | |||
111.Отчет о работе | 1 | |||
Мебель спальни, мебель столовой | 5ч | |||
112. Составление плана | 1 | |||
113. Составление заявки | 1 | |||
114-116. Работа по плану | 3 | |||
117. Отчет о работе | 1 | |||
15. | Из деталей пластмассового конструктора | 5ч. | ||
Качели | 5ч. | |||
118.Составление плана | 1 | |||
119.Составление заявки | 1 | |||
120..Работа по плану | 1 | |||
121.Отчет о работе | 1 | |||
16. | Работа с мозаикой | 6ч. | ||
Цветы, узоры | ||||
122.Составлежние плана | 1 | |||
123.Составление заявки | 1 | |||
124.Работа по плану | 1 | |||
125.Отчет о работе | 1 | |||
126.Выставка работ | 1 | |||
17. | Работа с разными материалами | 10ч. | ||
Зимой в лесу (макет) | 10ч | |||
127.Составление плана | 1 | |||
128.Составлени заявки | 1 | |||
129.Изготовление фигурок (белка, еж, заяц, медведь) | 1 | |||
130.Отчет о работе | 1 | |||
4 четверть | 40ч. | |||
20. | Аппликационные работы | 8ч. | ||
Грач у гнезда | ||||
131.Составление плана | 1 | |||
132.Составление заявки | 1 | |||
133. Подбор материала | 1 | |||
134-136. Подготовительные работы | 3 | |||
137. Расстановка фигурок на листе | 1 | |||
138. Отчет о работе | 1 | |||
21. | Моделирование и конструирование | 15ч | ||
Из бумаги Рожица на ладошке (закладка) | 5ч | |||
139.Составление плана | 1 | |||
140.Составление заявки | 1 | |||
141-142. Изготовление закладки | 2 | |||
143.Отчет о работе | 1 | |||
22. | Из деталей пластмассового конструктора | |||
Самолет | 5ч. | |||
144.Составление плана | 1 | |||
145.Составление заявки | 1 | |||
146-147.Работа по плану | 2 | |||
148.Отчет о работе | 1 | |||
Работа с мозаикой | 5ч. | |||
Цветы, узоры | ||||
149.Составление плана | 1 | |||
150.Составление заявки | 1 | |||
151-152.Работа по плану | 5 | |||
153.Отчет о работе | 1 | |||
23. | Работа с разными материалами | 8ч. | ||
Макет «Весна» | 154. Составление плана | 1 | ||
155. Составление заявки | 1 | |||
156-158. Изготовление фигурок | 5 | |||
159. Изготовление лодочки | 1 | |||
160. Деревья, кусты | 1 | |||
161. Отчет о работе | 1 | |||
23. | Сельскохозяйственный труд | 8ч. | ||
162.Правила работы с граблями | 1 | |||
163-164.Посев крупных семян | 1 | |||
165-166.Подготовка грядок | 2 | |||
167.Уход за посевами | 1 | |||
168.Посадка лука | 1 | |||
169-170.Уход за посадками | 2 | |||
Итого | 170ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Название темы. | Кол-во часов |
1. | Аппликационные работы. Ранняя осень в поле, в лесу. Панорама «Спортивная площадка» | 24ч. |
2. | Моделирование и конструирование. Из бумаги и картона «Коробочка». Из деталей конструктора «Весы» | 11ч. |
3. | Работа с тканью. Игольница | 8ч. |
4. | Работа на пришкольном участке. | 2ч. |
Итого: 170 часов
ЛИТЕРАТУРА
- «Программа специальных (коррекционных) учреждений 1 вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития)/ Т.С.Зыкова. М.:Просвещение, 2003.
- Развитие речи: учеб.для 2 кл.спец.(коррекц.) образоват.учреждений 1 вида / Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева. – М.:Просвещение, 2006.
- Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. – М.;Издательский центр «Академия», 2002
Согласовано.
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от 29.08.2012 №1
Председатель ШМО
_______ Мусатова Е.Н.
Согласовано.
Зам.директора по УВР
______ Владимирова О.А.
01.09.2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Лиса ловит зайца"
Уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Ус...
Урок предметно-практического обучения
Урок для учащихся I, II вида...
Рабочая учебная программа по курсу «Предметно-практическое обучение» во 2 классе
Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликаци...
Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.
Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....
Урок по предмету Предметно-практическое обучение.
Открытый урок по предмету ППО ...
Статья "Использование интеллектуально-развивающих упражнений на уроках ППО (предметно-практического обучения)"
В данной статье рассматривается проблема методических подходов к использованию дополнительных приёмов работы на уроках предметно – практического обучения, направленных на решение актуальных задач разв...
Конспект урока по предметно-практическому обучению.
Тема урока: аппликация "Грач у гнезда". Урок проводился во втором классе школы для глухих детей 1 вида....