Урок по светской этике "Честь и достоинство"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Кулагина Ирина Леонидовна |
Район | г.Бор |
Место работы | МБОУ НОШ №17 |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы светской этики |
УМК | Школа 2100 |
Тема урока | Честь и достоинство (2 урок) |
Тип урока | Урок методологической направленности |
Цель, задачи | Цель: формирование у младших школьников понятия «достоинство», закрепление понятия «честь», осознание взаимосвязи этих понятий. Задачи: 1) показать ценность и необходимость человеку уважения со стороны других людей, а также самоуважения; 2) развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; 3) воспитывать умение сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. |
Необходимое оборудование | Мультимедиа, иллюстративный ряд, художественная литература, аудиозапись, карточки для групповой работы |
Дидактическое обеспечение | Учебник 4 класс «Основы духовно – нравственной культуры народов России» «Светская этика», Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева, Москва, Баласс, 2012 Толковый словарь, компакт- диск «Основы светской этики» (электронное приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение» 2010 |
Планируемые результаты урока | |
| понимание ценности уважения со стороны других людей и необходимости самоуважения; развитие доброжелательности по отношению к окружающим людям ; |
| умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателей; |
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) | умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность; самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений; |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Средства обратной связи, тренажер (электронное приложение) |
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная | 1. Учебник 4 класс «Основы духовно – нравственной культуры народов России» «Светская этика», Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева, Москва, Баласс, 2012 2. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика» Программа учебного курса в Образовательной системе «Школа 2100», Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева 3.Толковый словарь. |
Дополнительная | 1. Основы религиозных культур и светской этики / книга для учителя под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010 г. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. –М:Просвещение, 2010 |
Интернет-ресурсы | http://imc.nov.edu54.ru/p61aa1.html http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru http://www.orator.ru/rass51.html |
ЭОРы | Электронное пособие: «Основы светской этики» |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Организация деятельности учащихся. 1.Приветствие. Учитель предлагает всем улыбнуться друг другу, «подарить» частичку добра своим одноклассникам и желает всем успешной работы на уроке. 2.Чтение слов Ф.М. Достоевского, записанных на доске: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Вопросы учителя: - О чем говорится в этих строках? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? | Дети обмениваются улыбками друг с другом и с учителем, настраиваясь на работу. Дети садятся за парты и читают слова на доске. После чего отвечают на вопросы учителя, предполагая цель урока. | Личностные: - смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: - целеполагание – постановка учебной задачи |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Актуализация знаний. 1. Проверка домашнего задания (1 группа – Истории людей, совершающих честные поступки. 2 группа – Рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.) 2.Задание «Выбери правильный ответ» - На экране представлены разные высказывания, из которых дети должны найти то, что относится к понятию «честь» 3.Работа в группах. 1 группа – соотнести понятия и определения (на экране и на партах представлены понятия и определения чести, добра, зла, морали,нравственности, долга, стыда). 2 группа – составить пословицы о чести, соединив начало и конец (на экране и на парте), объяснить их. 4. Прием «Синквейн» Дети самостоятельно выполняют упражнение «Синквейн» к понятию «честь» (работа в тетрадях). | Ученики рассказывают материал, который они подготовили дома. Дети анализируют фразы на экране и выбирают те, которые имеют отношение к понятию «честь». Ученики работают в группе, вспоминая понятия чести, добра, зла, морали, нравственности, долга, стыда, а также учатся составлять пословицы и объяснять их смысл. Дети закрепляют понятие «честь» с помощью упражнения «Синквейн» (на экране представлен алгоритм). | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - выбор оснований и критериев для сравнения Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в группах, работать самостоятельно по алгоритму -планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Работа со словами Ф.М.Достоевского. Чтение слов Ф.М. Достоевского, записанных на доске: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего». Что из этого высказывания мы еще не можем объяснить? Заранее подготовленная ученица рассказывает статью о достоинстве из словаря В.И. Даля. | Дети читают повторно слова и определяют, что им трудно понять, что такое достоинство. | Познавательные: - смысловое чтение |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрации на экране. - Что вы можете рассказать, глядя на эти иллюстрации? | Фронтальная работа. | Личностные: - нравственно-этическая ориентация, - развитие эстетических представлений и критериев на основе работы с иллюстрацией |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Самостоятельная работа по учебнику. - Прочитайте текст на с.28 учебника и найдите в тексте, что нового вы узнали для себя ? - Как вы поняли ,чем отличается честь и достоинство? | Самостоятельная работа по учебнику. | Личностные: - действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения произведения; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Самостоятельная работа на компьютере. 1. Контроль 1,2,3,4 (компакт – диск «Основы светской этики». Урок 22). 2. Тренажер 1,2,3,4 (компакт – диск «Основы светской этики».Урок 22). - Кто справился со всеми заданиями? - У кого возникли трудности? | Фронтальная работа. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: - синтез – достраивание с восполнением недостающих компонентов; - установление причинно-следственных связей Регулятивные: - оценка- выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Подведение итогов. 1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Три товарища» и выяснение, нужно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком. 2.- Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Полезную ли работу, на ваш взгляд, мы сегодня провели? - О чем бы вы хотели еще узнать по данной теме? | Ребята вместе с учителем делают вывод, что такое достоинство, достойный поступок, не каждый достойный человек может стать героем. | Личностные: - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные: - оценка- выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Упражнение «Цветок достойных дел» Детям предлагается подумать, какие они способны выполнить дела, достойные уважения со стороны окружающих и самоуважения. В это время звучит песня Л.Телешева «Офицерские погоны». | Дети пишут на лепестках дела, достойные уважения со стороны окружающих и самоуважения и приклеивают их на доску. | Личностные: - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок основы светской этики
Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей родословной....
Урок по светской этике.
Основы светской этикиТема: Образцы нравственности. Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.Задачи: - познакомить с нравственными идеала...
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Конспект и презентация к уроку по светской этике на тему "Совесть"
В ходе урока дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, ...
План-конспект урока по светской этике.
конспект урока...
Урок по теме"Честь и достоинство" модуль ОРКСЭ"Основы светской этики"
Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия моральных качеств человека, как честь и д...