ЭССЭ Моя педагогическая философия
статья на тему

Денисенко Ольга Григорьевна

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу

Как происходит выбор профессии, жизненного пути? Всегда ли совпадают желаемое и действительное? Не наступит ли разочарование в выбранном пути? Ту ли вообще выбрал стезю в жизни? Эти вопросы подспудно сопровождают каждого человека на протяжении всей жизни, особенно той ее части, которая связана с работой, социальной и профессиональной самореализацией.

Уже со школьной скамьи я четко знала, что буду учителем. Вопрос лишь стоял, учителем какого предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_ped._filosofiya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Денисенко Ольга Григорьевна

учитель высшей категории

ЭССЕ "Моя педагогическая философия"

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу

Как происходит выбор профессии, жизненного пути? Всегда ли совпадают желаемое и действительное? Не наступит ли разочарование в выбранном пути? Ту ли вообще выбрал стезю в жизни? Эти вопросы подспудно сопровождают каждого человека на протяжении всей жизни, особенно той ее части, которая связана с работой, социальной и профессиональной самореализацией.

Уже со школьной скамьи я четко знала, что буду учителем. Вопрос лишь стоял, учителем какого предмета. Мне были близки история, литература, интересна и работа с малышами. Моя мама тоже учитель начальных классов. У нас часто бывали ее коллеги. Я видела, насколько это интересные, умные люди. С ними всегда можно было поговорить на любую тему. Как на старшую дочь в семье, на меня возлагали больше ответственности за выполнение каких-либо дел. Учили премудростям жизни: быть общительной, доводить дела до конца, отвечать за себя и младшего.

В старшей школе мне нравились те уроки, на которых давались не готовые знания, а необходимо было дополнительно потрудиться, найти ответ самому, добыть знания. Это было трудно, необычно. Но тем интереснее было познавать себя, свои возможности и силы, так появлялось желание подтянуть до своего уровня друзей. А если у них что-то шло лучше, тянуться до их уровня.

Все это, пожалуй, и укрепило желание пойти в пединститут.

Студенческие годы хороши тем, что ты выступаешь в двух ипостасях: ученик и учитель. Как ученика тебя обучают, помогают разобраться в тонкостях наук и в твоей будущей профессии. И в то же время, ты сам можешь попробовать свои силы как учитель. Вот тут и проявляются во многом твои личностные качества, формируются ростки профессионального мастерства. Именно в тот период, когда мы, будучи студентами, пробовали свои силы в роли учителей, у меня нередко возникали вопросы: «А как бы проще, доступнее донести тот или иной материал, тему, чтобы это не было для детей в тягость, чтобы учение шло легко? Какие нотки души необходимо затронуть, чем увлечь малышей, зажечь «огонь желания к познанию»?

Конечно, на эти и другие вопросы я находила ответы в работах известных педагогов. Но в большей степени, конечно, помогли годы практики. Именно практика работы в школе дала ответы на многие вопросы. Но до сих пор я в поиске.

Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Это меняет во многом смысл учения, воспитания, образования. Меняется и роль учителя.

Учитель - друг, учитель - пример, учитель - воспитатель, учитель - кладезь мудрости…
В наше время, когда приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная цель - учить адаптироваться в жизни.

Однажды мне довелось прочитать притчу «О талантахъ», составленную протоиреем Серафимом Слободским. Смысл притчи в том, что у каждого человека есть дар Божий или талант - у кого больше, у кого меньше. Но каждый должен употребить свой талант на пользу себе и людям.

Нет родителей, которые втайне не мечтали бы о том, что их сын или дочь станет успешнее, чем они сами. Каждый ребенок неповторим, индивидуален, но у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже. Своевременно разглядеть искорку, развить - вот, наверное, самое важное, что должен делать учитель. Многие жизненные проблемы взрослых начались в детстве – не заметили, не нашли нишу успешности, и вот она - низкая самооценка, неуверенность в себе, неумение найти достойное место в жизни.

Дети разные. Любить их, шепелявых, конопатых, чумазых, непослушных, – значит, стараться понимать их, помогать им развить себя, не обезличивать, работая на «середнячка», быть объективным и справедливым в оценочных суждениях.

Я глубоко убеждена в том, что хорошее образование базируется на доверии к заложенной в каждом ребенке тяге к духовному росту и самоактуализации, акцентирует внимание на спонтанности и самостоятельности развития ученика. Цель образования – развить способности ученика, раскрыть его личностный потенциал, подводя ребенка к встрече с самим собой другим. А содержанием образования является культура, ведь ребенок в школе присваивает общечеловеческие культурные ценности, соотносит себя с различными социальными культурами.

Мне очень близки по духу идеи Ш. Амонашвили  о том, что педагогика - носитель культурных ценностей, причем не сама по себе педагогика, а именно мы, учителя. Какие качества мы будем раскрывать в ребенке, и с какой силой, и на каком уровне, и до какой степени – от этого и будет зависеть культурная жизнь и деятельность ребенка и общества в целом.

Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Учитель учит тому, как можно развивать свои способности, быть успешным в жизни. На каждом уроке, читая ли рассказ, решая ли задачу, составляя ли стих, идет сложная и кропотливая работа, где маленькие детки учатся размышлять, наблюдать, анализировать, сравнивать, оценивать свои достижения - одним словом, самостоятельно «открывать» знания, которые необходимы в дальнейшей жизни.

А окружающий нас мир так непрост: одновременно враждебен и доброжелателен, ярок и черно-бел, дарует горе и радость, удачи и поражения….

Даже не осознавая того, все мы ежедневно участвуем в межкультурной коммуникации, поскольку наше общество состоит из множества различных субкультур - социальных, возрастных, этнических, религиозных. И очень часто конфликтуем, испытываем «культурный шок» - шок от нового, другого, странного, непонятного. А причина культурного шока проста: наша собственная (доминирующая) культура задает определенную когнитивную схему для понимания мира, поэтому мы рассматриваем обычаи своей группы как универсальные, нормы, роли и ценности как безусловно верные и приемлемые. И вдруг – столкновение с другими ролевыми моделями и стилями жизни, в которых на многие вопросы есть другие ответы.

Исходя из этого, формулируется важнейшая цель современного образования - научить уважению и пониманию природы других людей, их интересов и мнений, чужих культур, ценностей и верований. А ценности толерантности и эмпатии базируются на культурном механизме принятия.

Обучение анализу и принятию других ценностей и смыслов осуществляется на основе модели диалога культур, это путь к формированию диалогового, креативного мышления, ведь сравнивать и выбирать – значит творить. Естественно, что понимание особенностей одной культуры обостряется на фоне другой или иных, с которыми идет постоянное сопоставление или диалог. Диалог культур способствует формированию более объемной картины мира, развитию рефлексии, навыков управления своим поведением и поведением других.

Я живу и работаю в национальной республике, где диалог культур - коми и русской составляет само естество всей общественной жизни и очень гармонично вписывается в содержание образования. Изучение регионального компонента в контексте диалога культур способствует формированию у моих учеников, даже самых маленьких, нового стиля мышления - гибкого, масштабного, толерантного, креативного.

Этнопсихологи утверждают, что дети, обучающиеся в поликультурной, насыщенной, изменчивой среде, приобретают значительный опыт культурных контактов, а значит, имеют в своем арсенале больший ранг возможностей преодоления жизненных проблем. Это означает, что обучение в формате реального диалога культур способствует реальному личностному росту учащихся, поскольку приобретаемый в подобном образовательном процессе когнитивный и коммуникативный опыт способствует повышению адаптивных возможностей личности в целом.

Так формируется поликультурная компетентность, закладывающая навыки критического мышления, способность к изменению своей ценностной системы, общую готовность к мобильной перестройке, что очень существенно в условиях современного мира.

Тем самым культурно-ориентированный подход в образовании смыкается с компетентностным подходом в образовании.

Главной ключевой компетентностью, определяющей качество образования, должна стать способность к учебной самостоятельности. Учебная самостоятельность - это умение учиться, умение расширять свои знания, способности по собственной инициативе. В основе умения учиться лежат рефлексивные действия, а это основа для формирования потребности самоизменения и саморазвития у учеников. В современных условиях нестабильности и перемен линия самообразования, начала которой закладываются именно в младшем школьном возрасте, становится главной в планировании своей сначала учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Мое педагогическое кредо – деятельностный подход. Деятельностный подход вырабатывает навыки самопознания – способность анализировать, понимать и оценивать свою внутреннюю жизнь, поведение и действия, свои способности и возможности, цели и средства их достижения.

В современном образовательном процессе оценке отводится роль регулятора успешности, компетентности, активности - иными словами, важнейшего механизма саморазвития. Ученики младших классов особенно чувствительны к оценке. От оценивания во многом зависит интерес к учебе, успешность. Главнейшей задачей учителя является создание с первых дней в школе таких условий, чтобы контрольно-оценочная деятельность обеспечивала не только успешное развитие, но и комфортность, здоровьесберегающий потенциал.

Я убеждена в том, что современная школа должна создавать среду для индивидуального освоения самых разнообразных способов и моделей деятельности, их пробы в качестве культурных образцов.

Конечная цель образования, и смею надеяться, моей педагогической деятельности – помощь человеку (и маленькому, и большому) стать самим собой,  помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.

Мечта любой школы и любого ученика – умный, добрый, все понимающий и умеющий учитель.

Дотянуться бы хоть чуток до этой высоты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссэ "Моя педагогическая философия"

Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть учителем для меня - значит быть счастливой. Я уверена, надежды своих родителей я оправдала: я счастлива са...

эссэ .Творческая работа: моя педагогическая философия.

Работа учителя начальных классов творческая ,требующая от учителя много сил и терпения.Поэтому порассуждать на эту тему иногда бывает полезно....

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...