Рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
рабочая программа по предмету
«основы безопасности жизнедеятельности»
- пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности создана на основе учебного плана МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013- 2014 учебный год и авторской программы Л.П.Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой, А.Т.Смирнова, М.В. Маслова «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы», М.: «Просвещение» 2009 г. (УМК «Школа России». Так как обучение в 3 классе производится по ФГОС, рабочая программа будет модифицированной.
ОБЖ в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями:
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение;
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.
2.Общая характеристика учебного предмета
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
- Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса находится в учебном плане в части, формируемой участниками образовательного процесса. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа - 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности дорожного движения: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными книжками-тетрадями.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-овладение навыками смыслового чтения текстов;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Предметные:
-знать общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие, какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, ураган, буря, смерч (примеры, последствия), лесной пожар. Действия по их предупреждению. Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»
-знать основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом. Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
-знать, от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.
-знать влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения.
-знать значение чистого воздуха для здоровья человека, причины загрязнения воздуха.
-знать основные виды травм у детей: порезы, ссадины и царапины, отравления. Их причины и признаки.
-знать, что такое первая медицинская помощь, когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
-знать общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях.
-знать источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Знать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением.
-знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми, правила обеспечения сохранности личных вещей, особенности поведения с незнакомыми людьми.
-знать наиболее безопасный путь в школу и домой, правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение, правила перехода дороги при высадке из транспортного средства. Знать правила движения на велосипедах.
-знать виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
- знать правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
-знать правила движения пешеходов по загородной дороге.
-знать обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.
-знать правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте.
-знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
-знать правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности.
-знать опасных животных и насекомых. Правила безопасного поведения и меры защиты.
-знать, чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов.
-знать правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
-знать правила безопасного поведения в лесу, в поле.
-знать возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
-знать ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге;
- обязанности пассажиров.
-правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
- признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
- о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
— ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
— лесной пожар. Действия по его предупреждению.
учащиеся должны уметь:
- переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
- правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
6.Содержание программы учебного предмета (34 часа)
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правосторонне и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы – пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3 пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожара. Правила поведение при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
- Безопасное поведение дома
Лифт – наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
- Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь. Звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 6 |
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 1 |
3 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 27 |
Учебно- тематический план
Формы и средства контроля
Текущая аттестация учащихся 3-х классов ведется в классных журналах в виде отметок по пятибальной шкале.
Критерии оценки
Отметка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Отметка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Отметка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложении не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Отметка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
По плану | Фактически | |||||
1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | ||||||
Безопасное поведение на улицах и дорогах | ||||||
1 | Движение пешеходов по дорогам | 1 | Создать условия для знакомства с правилами движения пешеходов по дорогам, право- и левосторонним движением Знакомство с понятиями «опасность», «безопасность». Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. Моделирование правил безопасного поведения. | |||
2 | Правостороннее и левостороннее движение | 1 | Создать условия для знакомства с элементами дорог, дорожной разметкой Формирование навыков безопасного поведения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма | |||
3 | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 | Создать условия для знакомства с перекрестками и их видами. Моделирование правил безопасного поведения. | |||
4 | Переходим дорогу, перекресток | 1 | Способствовать отработке умения переходить перекресток и дорогу Систематизация знаний и представлений детей о потенциальной опасности окружающих предметов. | |||
5 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 | Создать условия для знакомства с сигналами светофора и регулировщика Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. | |||
6 | Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 | Создать условия для знакомства с видами транспортных средств. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование навыков безопасного поведения. | |||
7 | Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля | 1 | Создать условия для знакомства со скоростью движения городского транспорта, состоянием дорог и тормозным путем. Закрепление понятия «опасность», «безопасность». Формирование навыков безопасного поведения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |||
8 | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге | 1 | Способствовать отработке умения двигаться по загородной дороге, в том числе группой. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. | |||
Мы — пассажиры | ||||||
9 | Безопасность пассажиров | 1 | Создать условия для отработки умения правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него. Обобщение и систематизация правил дорожного движения. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. | |||
10 | Поведение при угрозе и во время аварии | 1 | Формирования умения правильно вести себя при угрозе и во время аварии. Формирование навыков безопасного поведения. Обобщение и систематизация правил дорожного движения. | |||
Пожарная безопасность и поведение при пожарах | ||||||
11 | Пожар в общественных местах, причина пожара | 1 | Исследование причин возникновения пожаров. Знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в общественных местах. Дым и его опасность. Моделирование правил безопасного поведения при возникновении пожара. Обобщение знаний о правилах пожарной безопасности. | |||
12 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах | 1 | Отработка умения правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах Обобщение и систематизация представления детей о средствах пожаротушения. Анализ и сравнение различных средств пожаротушения. | |||
13 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения | 1 | Знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в общественном транспорте. Формирование навыков безопасного поведения. | |||
Безопасное поведение дома | ||||||
14 | Лифт – наш домашний транспорт | 1 | Знакомство с правилами пользования лифтом. Формирование навыков безопасного поведения. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. | |||
15 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 1 | Знакомство с мерами безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии. Анализ и выявление причин возникновения травматизма. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование навыков безопасного поведения | |||
16 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 1 | ||||
17 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами | 1 | Знакомство с мерами безопасности при пользовании в быту электрическими приборами. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность. | |||
18-19 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами | 2 | Моделирование мер безопасности при пользовании в быту газовыми приборами. Исследование модели правильных действий в опасной ситуации. Формирование умения предвидеть опасность. | |||
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | ||||||
20 | Правила обеспечения сохранности личных вещей | 1 | Составление правил обеспечения сохранности личных вещей Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность. | |||
21 | Правила обеспечения сохранности личных вещей | 1 | ||||
22 | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей | 1 | Моделирование правил обеспечения сохранности личных вещей. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность. | |||
23 | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей | 1 | ||||
24 | Особенности поведения с незнакомыми людьми | Знакомство с особенностями поведения с незнакомыми людьми Формирование навыков безопасного поведения. | ||||
25 | Особенности поведения с незнакомыми людьми | |||||
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | ||||||
26 | Отравление. Первая помощь при отравлении угарным газом | 1 | Способствовать развитию умения оказывать первую помощь при отравлении угарным газом. Дым и его опасность. Моделирование правил безопасного поведения при возникновении пожара. Обобщение знаний о правилах пожарной безопасности. | |||
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях | ||||||
27 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | Формирование навыков безопасного поведения. Знакомство с ЧС природного происхождения. | |||
28 | Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите | 1 | Формирование навыков безопасного поведения. Исследование источников возможной опасности и опасные ситуации. Знакомства с примерами стихийных бедствий, мероприятиями по защите. | |||
29 | Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите | 1 | ||||
30 | Лесные пожары | 1 | Моделирование действий по предупреждению лесного пожара. Формирование навыков безопасного поведения | |||
31 | Организация оповещения населения о ЧС | 1 | Знакомство с организацией оповещения населения о ЧС. Моделирование ситуаций. Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность. | |||
32 | Организация оповещения населения о ЧС | 1 | ||||
33 | Повторение по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся». | 1 | Обобщение жизненного опыта обучающихся. Формирование умения предвидеть опасность, находить опасные предметы. Моделирование правил безопасного поведения. | |||
34 | Повторение по теме «Защита человека в чрезвычайных ситуациях» Проверочная работа. | 1 |
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «ОБЖ»
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Учебно-методические комплекты Примерная программа начального общего образования по ОБЖ |
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе по ОБЖ Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по ОБЖ (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный |
Электронные справочники, электронные пособия |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера |
Литература
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
Литература дополнительная:
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверочная работа.
1.Выбери правильный ответ. Если нет тротуара, то передвигаться нужно:
По правой стороне по левой стороне
2. На велосипеде можно кататься с:
12 лет 14 лет 16 лет
3. Какой бывает транспорт?
__________ ________________ __________
4.Какие бывают пешеходные переходы?
__________ _______________ ______________
5. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
Зелёный жёлтый красный
6.Какие сигнал подают водители?
______________ ___________________
7. Где можно обходить транспорт?
Спереди сзади
8. Вспомни важные номера телефонов
Милиция _________________ пожарная ______________
скорая помощь ____________ газовая служба_________
9. Вспомни правила обращения с предметами бытовой химии
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Перечисли чрезвычайные ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...