Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
статья (3 класс) на тему
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Статья содержит теоретическое обоснование системно-деятельностного подхода в обучении. На примере урока математики во втором классе по УМК Л.Г. Петерсон показано практическое применение данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_0.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единственный путь, ведущий к знаниям, -
это деятельность»
Б.Шоу
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования».
Данное определение полностью совпадает с социальным заказом родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок в современной жизни был успешен и на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добиваться её, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться к ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком.
На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество деятельностей. Каждая из деятельностей занимает в жизни разное положение, в определённые периоды какая-то из них становится ведущей, доминирующей. Для школьников таковой является учебная деятельность.
Таким образом, мы видим, что сегодня у нас совпадают цели общества и государственные цели, которые закреплены в ФГОС НОО.
ФГОС – это «триада» требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации Основной образовательной программы. Сегодня образовательные результаты интересуют нас больше всего. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Сегодня теория учебной деятельности признаётся особо значимой для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. К формированию у школьников учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала его обучения в школе.
Теоретико-методологической основой Программы развития УУД является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижении его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет систему взаимоотношений «учитель-ученик». Главным его отличием является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность. Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.
В Образовательной системе «Школа 2100», по которой я работаю, накоплен опыт формирования универсальных учебных действий.
Особое место в этой программе отведено деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, которыми овладевают обучающиеся, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в данной образовательной системе заложена и может успешно реализовываться технология системно-деятельностного обучения.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Для него показатель развития – переход от натуральных психических функций к высшим функциям. Поскольку именно обучение задаёт образцы высших психических функций, Л.С.Выготский делал вывод о том, что обучение, ведущее за собой развитие должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка, его содержанием должна быть система научных понятий.
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования должны стать действия, Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
«Между обучением и психическим развитием стоит учебная деятельность. В организации непосредственно учебной деятельности главная роль принадлежит учителю», - подчёркивал Д.Б.Эльконин.
К.Д.Ушинский говорил, что «нужно дать детям самостоятельность, но такую, чтобы учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Подход к ребёнку как к активному субъекту учебной деятельности связан с определённостью и в понимании меры самостоятельности ребёнка в этой деятельности. Ведь умение учить самого себя, приобретаемое в ходе овладения учебной деятельностью, как правило, не приходит к ученику без помощи учителя. Учебная деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, прежде всего с учителем, который может и должен сократить путь школьника к её освоению.
Руководство учебной деятельностью в ходе её формирования требует от учителя не только чёткости в понимании общего смысла и назначения учебной деятельности, состоящего в конечном итоге в умении учить самого себя, но и знания её психолого-педагогической значимости,
которую раскрывают структурно-содержательные особенности этой деятельности.
В ряде исследований раскрывается специфика учебной деятельности.
Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы деятельности. Первая подсистема – основной функциональный её компонент, который рассматривается как подсистема учения.
Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности
объединяются в подсистему обучения. Деятельность учения – «чистый»
акт познания, реализуемый учащимися через усвоение личного опыта.
Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного
осуществления деятельности учения ( по определению Т.В.Габай).
Учение, с точки зрения многих авторов, в отличие от других дея-
тельностей обеспечивает процесс познания и преднамеренно направлено на приобретение опыта одним из её участников. Продуктом учебной деятельности является изменение самого человека, его способностей, при-
обретение им новых знаний, новых познавательных возможностей, новых
практических действий (Т.В.Габай, И.И.Ильясов, Н.Ф.Талызина и др.).
И.И.Ильясов деятельность учения рассматривает как целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта,
любых практических и научных знаний и деятельности в условиях организованного обучения. Деятельность учения, по мнению автора, мо-
жет быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию.
Н.Ф.Талызина выделяет ещё одну особенность учебной деятельности – своеобразие потребности. Она направлена на удовлетворение познавательной потребности. Автор определяет предмет учебной деятельности как опыт учащегося, который преобразуется путём присвоения элементов социального опыта.
В.В.Давыдов к особенностям учебной деятельности относит её универсальность: учебная деятельность составляет основу овладения любой другой деятельностью.
Конкретные задания, формирующие и корректирующие учебную деятельность школьников, как и весь процесс обучения и развития детей, не должны быть лёгкими, требующими лишь подражательности и репродуктивности. Напротив, «они должны быть рассчитаны на достаточно высокую интеллектуальную активность детей, на их продуктивную (когнитивную) и творческую (креативную) деятельность»
(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков).
Признавая эффективность специального формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений реализующих учебную деятельность, Л.В.Занков говорил, что прямой путь – это накопление и осмысление школьниками разнообразных сведений, выполнение заданий, упражнений в соответствии с требованиями программы того или иного предмета. Косвенный путь выводит в конечном итоге на оптимальную самостоятельность, выражающуюся в адекватных действиях учащихся в непредсказуемых обстоятельствах, что Л.В.Занков связывал с подлинным продвижением в интеллектуальном и общем развитии.
Урок математики во 2 классе по УМК Л.Г.Петерсон
Тема: «Деление с 0 и 1»
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.
- Организационный момент:
- добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
- что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
- проверка домашнего задания по образцу.
- Актуализация знаний.
8 : 2 = …
6 : 2 = …
4 : 2 = ...
Рассуждение по плану:
1). Надо найти число, при умножении которого на 2,
получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит : 2 =
- Постановка учебной задачи.
- тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
- при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
- Открытие нового знания.
- работать будем в группах;
- какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр. 2гр. 3гр.
0 : 2 = … 0 : 4 = … 0 : 6 = …
0 : 3 = … 0 : 5 = … 0 : 9 = …
0 :23 =… 0 : 17 =… 0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №2.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 2 =… 4 : 4 =… 8 : 8 = …
6 : 6 = … 5 : 5 =… 8 : 8 = …
7
3 : 3 =… 7: 7 =… 9 : 9 = …
Вывод: а : а =… Вывод: а : а =… Вывод: а : а =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №3.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
3 : 1 =... 4 : 1 =… 2 : 1 =…
5 : 1 =… 6 : 1 =… 9 : 1 =…
7 : 1=… 8 : 1 =… 5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №4.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 0 =… 5 : 0 =… 7 : 0 =…
4 : 0 =… 6 : 0 =… 9 : 0 =…
Вывод: а : 0 Вывод: а : 0 Вывод: а : 0
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей).
- кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей)
- Первичное закрепление.
- как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
- откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
- сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- стр. 95 №3 – выполнить письменно.
- как будете работать самостоятельно?
- Повторение.
- стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
Фронтальная проверка.
- Итог урока (рефлексия деятельности).
- какое открытие вы сегодня сделали?
- как вы это узнали?
8
- где можно применить новое знание?
- что для вас было трудным?
Д.з.
Итак, овладение самостоятельной учебной деятельностью ученика в усвоении знаний, умений, навыков представляет собой заключительный этап процесса, требующего в оптимальном варианте достаточно длительного обоюдного участия ученика и учителя. Данное обстоятельство, определяющее роль каждого участника процесса формирования учебной деятельности, не случайно отметил и подчеркнул Л.В.Занков. Это же тонко и точно отразил известный детям и взрослым А.Приставкин, справедливо ощущающий себя писателем и учителем, в словах о том, что для него нет слова «учить» потому, что научить нельзя, но можно помочь учиться, помочь ребятам обрести себя.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М:
Просвещение, 2010.
- Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.
- Блохина Е. А. «Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №3, 2010, стр.20.
- Курлыгина О. Е. «Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте», Ж: «Начальная школа», №8, 2010, стр. 50.
- Петерсон Л. Г. «Что значит «уметь учиться»?», Москва, 2006.
- Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.
- Романова О. Н. «Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №12, 2010, стр.38.
- Селькина Л. В. «Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике», Ж: «Начальная школа», №11, 2010,стр.40.
- Тимофеева Т. Ю. «Как учебник помогает организовать учебную деятельность», Ж: «Начальная школа», №3, 2010, стр. 25.
- Цукерман Г. А, «Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?», Ж: «Вопросы психологии», №5, 1998, стр. 68.
- Чутко Н. Я. «Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения». Издательский дом «Фёдоров», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»
Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и дополняет учебную деятельность младшег...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...
Презентации к семинару РМО «Использование системно – деятельностного подхода в обучении по ФГОС как важный фактор формирования положительной мотивации к учению младших школьников»
Презентации отражают работу учителей начальных классов по теме районного дистанционного семинара....