Создание условий для развития исследовательской деятельности обучающихся при изучении религиозных культур
статья (4 класс) по теме
В современной России религия, прежде всего, православие, на государственном уровне рассматривается как важный социальный институт, за которым признается право вклада в формирование российской государственности и культуры. Влияние религиозного фактора в общественной жизни усилилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_religii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития исследовательской деятельности обучающихся
при изучении религиозных культур
Введение
В современной России религия, прежде всего, православие, на государственном уровне рассматривается как важный социальный институт, за которым признается право вклада в формирование российской государственности и культуры. Влияние религиозного фактора в общественной жизни усилилось.
Под грамотным и умелым руководством взрослых дети в ходе занятий по изучению религиозных культур смогут не только получить знания основ религии, но и проявить свои дарования.
Исследовательский интерес ребенка
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его не только в рамках изучения наук, но и при изучении основ религиозных культур.
При этом основные цели работ по религиозной тематике направлены на:
-приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;
-содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;
-воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;
-содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;
-формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;
-выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе.
При этом любая исследовательская работа должна отвечать следующим требованиям:
1. Актуальность и практическая значимость избранной проблематики.
2. Требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования.
3. Использование общенаучных, специальных и частно-научных методов исследования.
Этапы работы
Первым и основным этапом является
выбор темы.
После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.
Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным.
Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы.
Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках школы и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
После того, как определена тема и составлен план работы, необходимо выявить и усвоить основные понятия по избранной проблематике. Для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.
В качестве возможных тем исследования можно предложить следующие: история взаимоотношения государства и церкви на различных периодах, законодательство в сфере религии и церкви, распространение различных религий на территории РФ и т.д.
При этом написание работ по данной тематике должно отвечать принципам толерантности. Наше государство исконно формировалось как многоконфессиональное.
Важной частью исследовательской работы по религиозной тематике является составление источниковедческого и историографического обзора. При этом нужно отметить, что если хронологические рамки затрагивают не только современность, но и более ранний период, то, учитывая сложные взаимоотношения государства и церкви в XX веке, нужно критически подходить к анализу источников и литературы.
Более того, на настоящий момент не все источники рассекречены и тем более опубликованы.
Советская же историография довольно односторонне освещала религиозные вопросы в стране. Для отечественной историографии в оценке данного вопроса вплоть до конца 1980-х гг. характерно абсолютное преобладание политико-идеологических факторов.
В советской историографии присутствовала атеистическая трактовка истории взаимоотношений церкви и государства, где церкви отводилась роль идеологического противника. Безусловно, все это нужно учитывать при анализе литературы и обосновании тех или иных фактов.
Еще одной проблемой в рамках работы по религиозной проблематике, если она предполагает под собой историческую основу, является поиск источников. В библиотеках существуют сборники опубликованных документов, но при этом именно работа с первоисточниками отвечает принципу объективности.
Исходя из этого, необходимо разъяснить учащимся специфику поиска и обработки архивных источников, а именно что такое фонд и опись, каким образом классифицированы документы и как их искать.
В организации исследовательской деятельности обучающихся при изучении религиозных культур можно взять за основу три уровня работы:
первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение, ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
по месту проведения (школьные, домашние, церковные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение религиозного материала; более глубокое освоение религиозного материала изученного на занятиях; вопросы не входящие в учебную программу курса).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от интересов учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений о религии;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, просмотр видеофильмов, коллективное моделирование;
во внеурочной деятельности – совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, экскурсии, выставки детских работ, фотовыставки.
Второй этап ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в исследовательскую деятельность при изучении религиозных культур осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;
во внеурочной деятельности – экскурсии в храмы, церкви, мечети, индивидуальные мини-доклады, ролевые игры. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.
Включение школьников в исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Третий этап: на данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.
Формы и методы исследования
При изучении религиозных культур возможно использование таких методов, как анкетирование, наблюдение, беседа - что создает прекрасные условия для включения младших школьников в исследовательскую деятельность. Занятия на основе исследования предполагают организацию познавательной деятельности школьников в соответствии с логикой научного познания и применением исследовательских методов: выдвижение проблемы, формулировка исследовательской задачи, гипотезы, выбор методов исследования, проверка гипотезы, конструирование нового знания, формулировка выводов (соотнесение достигнутых результатов с исследовательской задачей, выдвинутой гипотезой) из полученного знания.
Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии, тематические прогулки, которые могут быть проведены как на занятиях, так и во внеурочное время.
Основным методом познания при проведении экскурсии, тематической прогулки является метод наблюдения.
Перед нами, учителями встает вопрос: как провести экскурсию на основе наблюдений самих учащихся?
Для решения проблемы следует хорошо определить, благодаря чему решается поставленная исследовательская задача.
От учителя, в первую очередь, требуется мастерство так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они как можно больше увидели и открыли сами, пережили чувства удивления, восхищения, радости от самостоятельной работы, собственных открытий.
Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших школьников на тематической прогулке - формулировка проблемы и исследовательской задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу, поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и есть поиск неизвестного.
При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи, основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.
В чем же заключается задача наших наблюдений?
Подтвердить или опровергнуть высказанные ранее мнения (гипотезы).
Исследовательский подход требует использования различных приемов включения учащихся в поисковую деятельность. Это может быть поиск объектов по указанным признакам (художественные произведения, исторические документы, живопись, иконопись), установление признаков, по которым дети всегда смогут узнать тот или иной объект и др.
Приведу примеры.
Игра «Следопыт».
Учащимся (парам, группам) предлагается по одному изображению предметов церковной утвари (свеча, подсвечник, лампада, менора, ханукия и т.п.), встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти предметы и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его.
Что делать, если дети не знают названия того или иного предмета?
Нужно ли подбирать для игры предметы только хорошо знакомые?
В этом нет необходимости. Главное, чтобы ребята смогли самостоятельно точно установить сходство изображений и реальных предметов, обосновать выбор, а, чтобы узнать название, необходимо умение обратиться за помощью. В данном случае это могут быть другие учащиеся, учитель, родители или предложенные им источники. (Учебник, интернет, видеофильм и т.д.)
После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных (подсвечник, ханукия, менора) ему. Для этого обращается внимание на форму; расположение; цвет, размер, классические и декоративные мотивы….
Наблюдательность детей активизирует игра «Загадочная картинка». Учитель описывает картинку (соответственно наблюдаемому виду), а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем. Например:
горит, тает, стекает. Что это? (свеча, лампа, воск).
Был Христос смиренным очень,
Так что стража темной ночью
Отвела Его в темницу,
Нарядила в ...
Для активизации наблюдения детей, поиска и опознания природных объектов используются так же загадки.
«Яко дух, яко тлен, яко платье на нём» (Икона)
Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.
Достаточно результативна такая форма организации исследовательского обучения, которая в литературе носит название экспресс-исследование. Она предполагает массовое участие детей. Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь в другой город (поездка с родителями), учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований по предмету «Человек и религия».
Исследовать:
вид одежды окружающих людей;
поведение людей, одетых по-разному;
храмы разных конфессий...
Исследовательский характер носит игра «Следы доброго и плохого человека».
После изучения правил поведения в святом месте, задать детям вопросы об отношении людей друг к другу, к окружающему их…:
Заслушиваются выступления учащихся.
Как нам установить истину?
Предложения учащихся. Договариваемся во время посещения святого места после занятий поискать следы хорошего и плохого человека.
В ходе наблюдения учащиеся устанавливают, что это может быть брошенный мусор, громкая речь, уважительное обращение, милостыня и т.п. Задача – выяснить, каких следов больше, хороших или плохих. После экскурсии делается вывод о том, как наши люди относятся к религии.
Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое изучение религиозных культур.
Кроме урочной исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (эссе, презентация, фотовыставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Таким образом, учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к написанию исследовательских работ. Кроме того, применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
2. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.
6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
8. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
9. Разагатова Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.
10. Разагатова Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень [Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.
11. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.
12. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
13. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. - С 32-40.
14. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.
15. Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
16. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.
17. Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.:Просвещение, 1989. –С.23.
18. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
19. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – 234 с.
20. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
21. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
22. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст] /Н.А.Савенков// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003. –С.191-195.
23. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.-Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования
Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познават...
Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся. Система поощрений.
Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи ...
«Создание условий для развития способностей учащихся через внеурочную деятельность»
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобраз...
Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.
В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....