Создание условий для развития исследовательской деятельности обучающихся при изучении религиозных культур
статья (4 класс) по теме

Владимирова Олеся Викторовна

В современной России религия, прежде всего, православие, на государственном уровне рассматривается как важный социальный институт, за которым признается право вклада в формирование российской государственности и культуры. Влияние религиозного фактора в общественной жизни усилилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_religii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития исследовательской деятельности обучающихся

 при изучении религиозных культур

Введение

В современной России религия, прежде всего, православие, на государственном уровне рассматривается как важный социальный институт, за которым признается право вклада в формирование российской государственности и культуры. Влияние религиозного фактора в общественной жизни усилилось.

Под грамотным и умелым руководством взрослых дети в ходе занятий по изучению религиозных культур смогут не только получить знания основ религии, но и проявить свои дарования.

Исследовательский интерес ребенка

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его не только в рамках изучения наук, но и при изучении основ религиозных культур.

При этом основные цели работ по религиозной тематике направлены на:

-приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

-содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;

-воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

-содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

-формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

-выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе.

  При этом любая исследовательская работа должна отвечать следующим требованиям: 

1. Актуальность  и практическая  значимость  избранной  проблематики.

2. Требование самостоятельности, в определенной степени оригинальности представляемого исследования.

3. Использование общенаучных, специальных и частно-научных методов исследования.

Этапы работы

Первым и основным этапом является

выбор темы.

После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.

Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным.

Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках школы  и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

После того, как определена тема и составлен план работы, необходимо выявить и усвоить основные понятия по избранной проблематике. Для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.

В качестве возможных тем исследования можно предложить следующие: история взаимоотношения государства и церкви на различных периодах, законодательство в сфере религии и церкви, распространение различных религий на территории РФ и т.д.

         При этом написание работ по данной тематике должно отвечать принципам толерантности. Наше государство исконно формировалось как многоконфессиональное.

Важной частью исследовательской работы по религиозной тематике является составление источниковедческого и историографического обзора. При этом нужно отметить, что если хронологические рамки затрагивают не только современность, но и более ранний период, то, учитывая сложные взаимоотношения государства и церкви в XX веке,  нужно критически подходить к анализу источников и литературы.

Более того, на настоящий момент не все источники рассекречены и тем более опубликованы.

Советская же историография довольно односторонне освещала религиозные вопросы в стране. Для отечественной историографии в оценке данного вопроса вплоть до конца 1980-х гг. характерно абсолютное преобладание политико-идеологических факторов.

В советской историографии присутствовала атеистическая трактовка истории взаимоотношений церкви и государства, где церкви отводилась роль идеологического противника. Безусловно, все это нужно учитывать при анализе литературы и обосновании тех или иных фактов.

Еще одной проблемой в рамках работы по религиозной проблематике, если она предполагает под собой историческую основу, является поиск источников. В библиотеках существуют сборники опубликованных документов, но при этом именно работа с первоисточниками отвечает принципу объективности.

Исходя из этого, необходимо разъяснить учащимся специфику поиска и обработки архивных источников, а именно что такое фонд и опись, каким образом классифицированы документы и как их искать.

В организации исследовательской деятельности обучающихся при изучении религиозных культур можно взять за основу три уровня работы:

первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение, ученику предстоит найти самостоятельно;

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

по месту проведения (школьные, домашние, церковные);

по времени (кратковременные и долговременные);

по теме (предметные или свободные),

по проблеме (освоение религиозного материала; более глубокое освоение религиозного материала изученного на занятиях; вопросы не входящие в учебную программу курса).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от интересов учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов:

поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений о религии;

развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, просмотр видеофильмов, коллективное моделирование;

во внеурочной деятельности – совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, экскурсии, выставки детских работ, фотовыставки.

Второй этап  ориентирован:

на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в исследовательскую деятельность при изучении религиозных культур осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

во внеурочной деятельности – экскурсии в храмы, церкви, мечети, индивидуальные мини-доклады, ролевые игры. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Включение школьников в исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап: на данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.  

Формы и методы исследования

При изучении религиозных культур возможно использование таких методов, как анкетирование, наблюдение, беседа - что создает прекрасные условия для включения младших школьников в исследовательскую деятельность. Занятия на основе исследования предполагают организацию познавательной деятельности школьников в соответствии с логикой научного познания и применением исследовательских методов: выдвижение проблемы, формулировка исследовательской задачи, гипотезы, выбор методов исследования, проверка гипотезы, конструирование нового знания, формулировка выводов (соотнесение достигнутых результатов с исследовательской задачей, выдвинутой гипотезой) из полученного знания.

Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии, тематические прогулки, которые могут быть проведены как на занятиях, так и во внеурочное время.

Основным методом познания при проведении экскурсии, тематической прогулки является метод наблюдения.

Перед нами, учителями встает вопрос: как провести экскурсию на основе наблюдений самих учащихся?

Для решения проблемы следует хорошо определить, благодаря чему решается поставленная исследовательская задача.

От учителя, в первую очередь, требуется мастерство так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они как можно больше увидели и открыли сами, пережили чувства удивления, восхищения, радости от самостоятельной работы, собственных открытий.

Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших школьников на тематической прогулке  -   формулировка проблемы и исследовательской задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу, поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и есть поиск неизвестного.

При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи, основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.

В чем же заключается задача наших наблюдений?

Подтвердить или опровергнуть высказанные ранее мнения (гипотезы).

Исследовательский подход требует использования различных приемов включения учащихся в поисковую деятельность. Это может быть поиск объектов по указанным признакам (художественные произведения,  исторические документы, живопись, иконопись), установление признаков, по которым дети всегда смогут узнать тот или иной объект и др.

Приведу примеры.

Игра «Следопыт».

Учащимся (парам, группам) предлагается по одному изображению предметов церковной утвари (свеча, подсвечник, лампада, менора, ханукия и т.п.), встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти предметы и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его.

Что делать, если дети не знают названия того или иного предмета?

Нужно ли подбирать для игры предметы только  хорошо знакомые?

В этом нет необходимости. Главное, чтобы ребята смогли самостоятельно точно установить сходство изображений и реальных предметов, обосновать выбор, а, чтобы узнать название, необходимо умение обратиться за помощью.   В данном случае это могут быть другие учащиеся, учитель, родители или предложенные им источники. (Учебник, интернет, видеофильм и т.д.)

После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных (подсвечник, ханукия, менора) ему. Для этого обращается внимание на форму; расположение; цвет, размер, классические и декоративные мотивы….

Наблюдательность детей активизирует игра «Загадочная картинка». Учитель описывает картинку (соответственно наблюдаемому виду), а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем. Например:

горит, тает, стекает. Что это? (свеча, лампа, воск).

Был Христос смиренным очень,
Так что стража темной ночью
Отвела Его в темницу,
Нарядила в ...

Для активизации наблюдения детей, поиска и опознания природных объектов используются так же загадки.

«Яко дух, яко тлен, яко платье на нём» (Икона)

Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.

Достаточно результативна такая форма организации исследовательского обучения, которая в литературе носит название экспресс-исследование. Она предполагает массовое участие детей. Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь в другой город (поездка с родителями), учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований по предмету «Человек и религия».

Исследовать:

вид одежды окружающих людей;

поведение людей, одетых по-разному;

храмы разных конфессий...

Исследовательский характер носит игра «Следы доброго и плохого человека».

После изучения правил поведения в святом месте,  задать детям вопросы об отношении людей друг к другу, к окружающему их…:

Заслушиваются выступления учащихся.

Как нам установить истину?

Предложения учащихся. Договариваемся во время посещения святого места после занятий поискать следы хорошего и плохого человека.

В ходе наблюдения учащиеся устанавливают, что это может быть брошенный мусор, громкая речь, уважительное обращение, милостыня и т.п. Задача – выяснить, каких следов больше, хороших или плохих. После экскурсии делается вывод о том, как наши люди относятся к религии.

Рассмотренные методы и формы организации  исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое изучение религиозных культур.

Кроме урочной исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (эссе, презентация, фотовыставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Таким образом, учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к  написанию исследовательских работ. Кроме того, применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Богоявленская А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.

2. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.

5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.

6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

8. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.

9. Разагатова Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.

10. Разагатова Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень [Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.

11. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.

12. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.

13. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. - С 32-40.

14. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.

15. Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.

16. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.

17. Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.:Просвещение, 1989. –С.23.

18. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

19. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – 234 с.

20. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204

21. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.

22. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст] /Н.А.Савенков// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003. –С.191-195.

23. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.-Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.

24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.

  Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ).    В коррекционной школе работа по развитию связн...

Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования

Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познават...

Создание условий для развития исследовательской деятельности и творческой личности учащихся. Система поощрений.

 Одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи ...

«Создание условий для развития способностей учащихся через внеурочную деятельность»

Одним  из  главных  направлений  реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование»  является  переход   общеобраз...

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.

В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....