Открытый урок ОРКСЭ модуль "Светская этика".
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Ооржак Саяна Стай-ооловна

Открытый урок ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ates2018_otkurorkse.odt26.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Д.уч-ся

Осуществляемые действия

Д.уч-ся

Формируемые умения

Вид и форма контроля

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

1 мин

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Good morning — так говорят англичане

Guten morgen – говорят немцы

А я говорю вам: Добрый день! Здравствуйте! Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.

Экии!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Актуализация знаний.

4 мин

Фронтальная. Словесный.Наглядный.

     Когда  Прометей похитил для смертных божественный огонь с Олимпа, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Рагневанный Зевс послал людям на землю зло в  виде прекрасной Пандоры (наделенная всеми дарами). Любопытная  Пандора тайно сняла с сосуда крышу, и разлетелись по земле те бедствия, которые некогда были в нем заключены.  Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Трудно стало людям общаться между собой, стали они чаще ссориться. По сей день считается, что излишнее любопытство — один из губительных пороков, ведущих к бедам и несчастьям. Говоря о нем, и сегодня напоминают «Сосуд Пандоры». Правда, у нас чаще говорят — ящик Пандоры.

Слушают учителя.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Наблюдение учителя.

III. Постановка учебной задачи.

4 мин

Фронтальная. Словесный.Беседа.

Создание проблемной ситуации.

- Что такое светская этика?

- В жизни повсюду окружают нас правила.

-Какие правила вы знаете?

- Зачем нам нужны эти правила?

- Но среди них есть самое главное правило. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Тема: Золотое правило нравственности. На уроке узнаем: Почему появилось это правило; как оно формулируется и как его применить в жизни.

-  Светская этика — это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми .

– Правила доброго поведения.  правила поведения в общественных местах, ПДД, правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях...

- Без них трудно или невозможно жить.

Формулируют учебную задачу вместе с учителем.

Фронтальный. Устные ответы.

IY. Усвоение новых знаний и способов деятельности

4 мин

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический.

Беседа по содержанию сказки

- Подберите существительное к прилагательному золотой. Что может быть золотым?

- Какие значения есть у этого слова?

Чему же учит нас золотое правило нравственности? А в этом нам поможет разобраться сказка В.Осеевой «Волшебное слово»

- Каким было отношение Павлика к близким ему людям (сестре, брату, бабушке) в начале сказки?

- Что изменилось в поведении главного героя после встречи со стариком?

-Изменилось ли отношение людей к Павлику?

- Как надо относиться друг к другу?

(Руки, голова, слова...)

Отвечают на вопросы учителя.

Читают сказку.  Отвечают на вопросы по содержанию сказки.

Фронтальный. Устные ответы.

Y. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1)

8 мин

Фронтальная. Словесный. Наглядный.

- Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.

Слайд 1 Конфуций

В царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (учитель Кун). К нему пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не пожелаешь, того не пожелай другим»

Слайд 2. Будда.

- Примерно 2,5 тысяч лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда - «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Слайд3. Еврейский мудрец.

- Еще один пример. Молодой еврейский юноша просил ученых людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было бы усовоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

- Чему же учат эти правила, что их объединяет? Вот так в разных местах земли, в разное время разные люди говорили об одних и тех же важных для че правилах, которых мы можем объединить в одно. Попробуйте сформулировать сами ЗПН.

ЗПН: относись к другим, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Рассматривают картинки на слайде.

Слушают учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

YI. Динамич пауза.

2 мин

Фронтальная.

- Ребята, кому-то, может случайно, может, нарочно, приходилось делать что-то плохое. Перед вами листок «со злом». Давайте скомкаем, разорвем в мелкие клочья и выбросим в мусорное ведро, чтобы потом никогда не делать зла! А все доброе — сохраним для себя.

Выполняют действия под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный.

YII. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с учебником, стр 42 (комментарии по ходу чтения)

4 мин

               

Комментированное чтение

- Прочитайте золотое правило нравственности.

- Почему его назвали золотым?

Вывод:

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. Это — самое лучшее правило.

-Как действует золотое правило нравственности?

Вывод:

Ни один че не захочет зла себе самому. Каждый хочет себ только добра. Выбирая, как поступить с другим че — что ему сказать, что сделать — поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут тебе.  Что это тебе сейчас скажут , что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой хороший.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»,

« Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Ответы детей.

Читают правило. Отвечают на вопросы.

Думают, размышляют, ищут ответы на поставленные вопросы.

Коллективный.

2. Работа в тетрадях.

4 мин

Фронтальная. Словесный. Практический.

Задание: Запишите ЗПН в положительной и отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).

- И сегодня ЗПН остается главным правилом доброго че.

Записывают правило в тетрадях.

Настраиваются на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими

Фронтальный.

3. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Притча «Ведро яблок». Чтение притчи. Работа над пословицей.

4. Работа в группах. Применение на практике приемов нравственного поведеня.

6 мин

- К сожалению, не все люди следуют этому правилу. Вы должны помнить, что нельзя отвечать злом на зло. Проанализируйте и докажите, подходит ли к этой притче абхазская пословица «Кто зло делает — для себя, кто добро делает — тоже для себя».

- Как понимаете ее смысл?

Задания:

1-ая группа:

Попробуйте придумать и выберите примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Например: я не буду обзываться, так как мне бы это не понравилось

2-ая группа:

«Дерево золотых правил»

- У вас на столах лежат листочки дерева с написанными на них качествами и поступками людей. Выберите те из них, на которых написаны положительные поступки и прикрепите к дереву.

3-тья группа.

Тест (Электронное приложение к учебнику)

Работают в группах, выполняют задания.

Слова: прощаю, берегу, люблю, обманываю, защищаю, спасаю, обижаю, делюсь, помогаю, пугаю, забочусь, обзываю, предаю, поддерживаю, оскорбляю, дарю, улыбаюсь...

Формулируют простые выводы

Работают в группе, контролируют правильность ответов друг друга

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Групповой. Устные ответы.

YIII. Рефлексия

Слайд

2 мин

Фронтальная, индивидуальная Словесный. Беседа.

- Возвратимся к началу урока. Я вам говорила о Пандоре. В наше время стала крылатой фраза «Открыть ящик Пандоры», что означает сделать действие с необратимыми последствиями, которое нельзя отменить. Прежде чем сделать что-либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос «Каково было бы мне, если бы так поступили со мной»

- Почему появилось золотое правило нравственности?

- Как формулируется?

- Как применять золотое правило нравственности в жизни?

- Давайте еще раз обратимся к Дереву золотых правил. Если считаете, что наш урок принес пользу, и теперь вы будете пользоваться золотым правилом нравственности, то выберите красное сладкое яблоко и повесьте на дерево.

 Я очень рада, что на нашем дереве появилось много красных плодов. Это значит, что наш урок прошел с пользой, и мы с вами будем следовать золотому правилу нравственности.

Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.

Индив-ый, фронт-ный. Устные ответы

IX. Дом.задание.

1 мин

Напишите мини-сочинение на тему «Золотое правило нравственности в жизни»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Светская этика»

Учитель: Ооржак Саяна Стай-ооловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Чадана

Тема: Золотое правило нравственности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: формироввание у учащихся ценностного отношения к нравственности.

Задача: познакомить с золотым правилом нравственности; создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

Ожидаемые резульаты: учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности в жизни; познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи; буддут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; научатся применять золотое правило нравственности.

Оборудование: ТСО, электронное приложение к учебнику

Основные понятия и термины: золотое правило нравственности

Курс

 Основы религиозных культур и светской этики

Модуль

 Светская этика

Тема

 Золотое правило нравственности.

Тип урока

 Урок изучения нового материала.

Цель

 Формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности.

Задача

 Познакомить с золотым правилом нравственности; создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

Ожидаемые резульаты:

 Учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности в жизни; познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи; буддут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; научатся применять золотое правило нравственности.

Оборудование

 ТСО, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями

Основные понятия и термины

 Золотое правило нравственности

Планируемые результаты (предметные)

Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Личностные результаты

Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как прощение, любовь, защита, помощь...

Метапредметные

Регулятивные: ставить учебную задачу. Познавательные: отвечать на вопросы, находить нужную информацию. Коммуникативные: продумывать ответы, формулировать простые выводы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана

Технологическая карта урока

Предмет: светская этика (4 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Золотое правило нравственности

                                                 

 Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                                                                          МБОУ СОШ №1 города Чадана

                                                                                                                                          Ооржак Саяна Стай-ооловна

2018 год

ФНЕГ8ЫЦУ8 амоанализ урока учителя начальных классов Ооржак Саяны Стай-ооловны

Курс

 Основы религиозных культур и светской этики

Модуль

 Светская этика

Тема

 Золотое правило нравственности.

Тип урока

 Урок изучения нового материала.

Цель

 Формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности.

Задача

 Познакомить с золотым правилом нравственности; создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.

Ожидаемые резульаты:

 Учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности в жизни; познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи; буддут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; научатся применять золотое правило нравственности.

Оборудование

 ТСО, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями

Основные понятия и термины

 Золотое правило нравственности

Планируемые результаты (предметные)

Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Личностные результаты

Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как прощение, любовь, защита, помощь...

Метапредметные

Регулятивные: ставить учебную задачу. Познавательные: отвечать на вопросы, находить нужную информацию. Коммуникативные: продумывать ответы, формулировать простые выводы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Задача уроков ОРКСЭ — создание условий для духовно-нравственного развития школьника.

Считаю, что главная цель  учителя на уроке — создать благоприятные условия для  активного развития познавательной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Урок ОРКСЭ. Светская этика

Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  друго...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...