Трудности в обучении
рабочая программа (3 класс) по теме
У учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата встречается ряд трудностей в обучении, которые по данным исследований разных авторов (Н. М. Пылаевой, Н. В. Бабкиной, А. Ф. Ануфриева и др.) вызываются следующими причинами:
1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи.
2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.
3. Зрительно-пространственные и логико-грамматические трудности.
4. Трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.
В большинстве случаев для детей с ДЦП характерно недоразвитие психических функций, участвующих в познавательной деятельности: восприятия, представления, внимания, памяти, мышления; значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев, а также неравномерность их формирования.
Так, низкий уровень развития восприятия, сочетается с недостаточно сформированными пространственными и временными представлениями. У подавляющего большинства детей имеются нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, рассеянности, низкой концентрации, трудностях переключения. Недостатки внимания усугубляются отклонениями в произвольной памяти. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается заметное преобладание наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания, низкий уровень опосредованного запоминания, преобладание механического запоминания над словесно – логическим и др. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико – синтетическая деятельность, при анализе выделяются несущественные признаки предмета, имеются большие трудности при совмещении нескольких признаков предмета, т. е. возникают трудности в классификации и обобщении. Еще одной особенностью мышления детей с ДЦП является снижение познавательной активности. Низкая познавательная активность особенно проявляется к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, ослабление регуляции во всех звеньях деятельности: задания не анализируются, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются.
Если учащимся вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, возникают вторичные нарушения – стойкая школьная неуспеваемость, снижение школьной мотивации и самооценки приводящие к серьезным личностным изменениям, нарушению поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_trudnostei.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика трудностей в обучении.
Коррекционно-развивающая программа.
Пояснительная записка.
У учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата встречается ряд трудностей в обучении, которые по данным исследований разных авторов (Н. М. Пылаевой, Н. В. Бабкиной, А. Ф. Ануфриева и др.) вызываются следующими причинами:
1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи.
2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.
3. Зрительно-пространственные и логико-грамматические трудности.
4. Трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.
В большинстве случаев для детей с ДЦП характерно недоразвитие психических функций, участвующих в познавательной деятельности: восприятия, представления, внимания, памяти, мышления; значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев, а также неравномерность их формирования.
Так, низкий уровень развития восприятия, сочетается с недостаточно сформированными пространственными и временными представлениями. У подавляющего большинства детей имеются нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, рассеянности, низкой концентрации, трудностях переключения. Недостатки внимания усугубляются отклонениями в произвольной памяти. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается заметное преобладание наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания, низкий уровень опосредованного запоминания, преобладание механического запоминания над словесно – логическим и др. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико – синтетическая деятельность, при анализе выделяются несущественные признаки предмета, имеются большие трудности при совмещении нескольких признаков предмета, т. е. возникают трудности в классификации и обобщении. Еще одной особенностью мышления детей с ДЦП является снижение познавательной активности. Низкая познавательная активность особенно проявляется к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, ослабление регуляции во всех звеньях деятельности: задания не анализируются, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются.
Если учащимся вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, возникают вторичные нарушения – стойкая школьная неуспеваемость, снижение школьной мотивации и самооценки приводящие к серьезным личностным изменениям, нарушению поведения.
Цель коррекционно – развивающей программы: личностно – ориентированное сопровождение обучающихся, направленное на коррекцию и развитие познавательной деятельности, на преодоление и профилактику трудностей в обучении.
Задачи программы:
1. Развитие и коррекция у детей процесса восприятия.
2. Развитие и совершенствование процесса внимания.
3. Формирование мнестических процессов и приёмов мнестической деятельности. Формирование межмодального переноса.
4. Развитие интеллектуальной сферы.
Содержание коррекционной работы
- Совершенствование восприятия
- Развитие избирательности восприятия (преодоление глобальности восприятия)
1.2 Обучение восприятию текста с учётом отдельных элементов на фоне целого
1.3 Расширение поля зрения
1.4 Улучшение зрительно-пространственных ориентировок и зрительно-моторной координации.
2. Совершенствование внимания
2.1. Развитие свойств внимания (зрительного, слухового), концентрация внимания и устойчивости, объёма, распределения, переключения
3. Умственное развитие
3.1. Формирование мнестических процессов и приёмов мнестической деятельности
3.1.1. Развитие различных видов и модальностей памяти (кратковременная, долговременная, непроизвольная, произвольная, логическая, образная, механическая, зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, комбинированная: зрительно-моторная, слухо-моторная, слухо-речевая, и др.)
3.1.2. Формирование мнестических приёмов запоминания (смыслового, опосредованного, ассоциативного запоминания)
3.1.3. Формирование межмодального переноса
3.2 Формирование приёмов умственной деятельности
3.2.1. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессам анализа и синтеза (например, приём выделения признаков объекта, приём соотносительного анализа, приём совмещения признаков объекта, приём синтезирования образа объекта)
3.2.2. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессу сравнения (например, приём сопоставления признаков объекта, приём образного сравнения)
3.2.3. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессу классификации (например, приём определения основания классификации, приём группировки объектов по заданному основанию)
3.2.4. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессу обобщения (например, приём упорядочивания объектов, приём обобщения в группу однородных предметов и понятий, приём обобщения образного смысла метафор, пословиц, поговорок)
4. Развитие интеллектуальной сферы (наглядных и словесных форм мышления)
Познавательные процессы | Коррекционно-развивающая работа | Примерные упражнения и задания |
1 этап | ||
Восприятие и воображение | Развитие избирательности восприятия, пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. | Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение. |
Внимание | Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. | Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), знакомство с игрой «Муха» — 1-й уровень (с указкой у доски), игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы...», «Запутанные дорожки» |
Память | Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Формирование межмодального переноса. Перевод из тактильной в зрительную модальность и из тактильной в слухоречевую модальность. Перевод из зрительной в тактильную модальность. | Упражнения на запоминание различных предметов (5—6 предметов без учета месторасположения), игры «Внимательный художник», «Найди отличия», « Чудесный мешочек», « Угадай, что звучало» |
Интеллектуальная сфера | Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. | Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; «Подбери пару», «Угадай слово», «Логические задачи». |
Личностно-мотивационная сфера | Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. | Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки «Моя проблема», тестирование уровня тревожности с помощью методики «Дом. Дерево. Человек». В конце первого этапа проводится обязательное тестирование уровня утомления, по результатам которого даются рекомендации родителям. |
2 этап | ||
Восприятие и воображение | Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. | Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти. |
Внимание | Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля | Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра «Внимательный художник»). |
Память | Развитие визуальной и аудиальной памяти.Формирование межмодального переноса. Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность, перевод из слуховой в зрительную модальность | Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально; называние предметов, фигур или букв демонстрируемых педагогом; упражнение по подбору изображения на заданный звук |
Интеллектуальная сфера | Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. | Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением). |
Личностно-мотивационная сфера | Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. | Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические задачи). |
3 этап | ||
Восприятие и воображение | Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. | Упражнения, аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг» и др. |
Внимание | Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. | Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте. |
Память | Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).Формирование межмодального переноса. Перевод из слуховой в тактильную модальность. | Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение «Зрительный диктант», игра «Волшебный мешочек». |
Интеллектуальная сфера | Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. | Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи 2-го типа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. |
Личностно-мотивационная сфера | Развитие навыков совместной деятельности. | Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение. |
4 этап | ||
Восприятие и воображение | Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. | Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера. |
Внимание | Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. | Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности. |
Память | Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти. Совершенствование всех видов межмодального переноса. | Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией. |
Интеллектуальная сфера | Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. | Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»). |
Личностно-мотивационная сфера | Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика. | Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение. |
Примерные упражнения и задания, описанные выше , классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) существуют не в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Например, упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при выраженной своей логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Подробная классификация по целям воздействия, позволяющая облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям, представлена в следующей таблице.
Классификация заданий по целям воздействия
Задания | Внимание | Самоконтроль | Память | Пространственное восприятие восприятие | Аккуратность | Графические навыки | Логическое мышление |
Графический диктант | х | х | х | х | х | ||
Мозаика | х | х | х | х | х | ||
Муха | х | х | х | х | |||
Зашифрованный рисунок | х | х | х | ||||
Лабиринты | х | х | х | х | |||
Продолжи числовой ряд | х | х | |||||
Установи закономерность | х | х | |||||
Продолжи логический ряд | х | х | |||||
Дорисуй девятое | х | х | |||||
Исключи лишнее | х | х | |||||
Сходство и различие | х | х | |||||
Противоположное слово | х | х | |||||
Подбери пару | х | х | |||||
Угадай слово | х | х | х | ||||
Логические задачи | х | х | х | х | |||
Точки | х | х | х | ||||
Зрительный диктант | х | х | х | х | |||
Найди отличие | х | х | |||||
Внимательный художник | х | х | |||||
Снежный ком | х | х | х | ||||
Волшебный мешочек | х | х | х | ||||
Корректурная проба | х | х | х | х | |||
Поиск ошибок в тексте | х | х | х | х | |||
И мы… | х | х | |||||
Что перепутал художник? | х | х | х | ||||
Запутанные дорожки | х | х |
Предполагаемые результаты
Преодоление или снижение интеллектуальных трудностей при обучении в школе. Повышение уровня развития внимания, памяти, логического мышления у учащихся. Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении.
Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшколь...
Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения
Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...
Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.
В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников....
Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...