Информатизация учебного процесса как условие развития личности младшего школьника
статья по информатике на тему

В статье рассказывается о необходимости изучения информатики в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Информатизация учебного процесса

      как условие развития личности младшего

                             школьника

                              Подготовила Липинина О.И

                      Талаканская СОШ №6

           Для того чтобы дать полноценные знания в использовании информационных технологий молодому поколению,  необходимо обучение информатике начинать в начальной школе, потому что основы учебной деятельности закладываются в младшем школьном возрасте.

У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение, т.е. формируется учебная деятельность. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения информатики в начальных классах на пропедевтическом уровне.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формулируются и решаются информационные и не только информационные задачи.

При использовании информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе, в том числе на уроках информатики, можно говорить об эффективном формировании устойчивого познавательного интереса, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, реализуемую в информационно-коммуникационной предметной среде, представили ее как деятельность, обеспечивающую «условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ» и направленную «на достижение образовательных целей», – это  одно из ее определений.

         То есть в учебном процессе появляется еще один участник – компьютер. И формирование учебной деятельности соответственно представляет следующие взаимосвязи:

          У учащихся формируется операционный стиль мышления,  т.е. умение анализировать условия любой задачи и умение формализовать задачу.  Как правило, решение задачи связано с познанием, описанием или преобразованием  некоторого объекта. Субъект обладает (или стремится обладать) информацией об объекте в объеме, необходимом для решения задачи. Процесс решения задачи может быть записан на некотором языке и, следовательно, может быть рассмотрен как некоторый информационный процесс. Модель  процесса решения задачи часто приобретает форму алгоритма решения задачи. Для решения различных задач существует специальный инструмент – компьютер.

Использование младшим школьником в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные  стороны его психологического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление (формирование умений), представление, восприятие и память. Это характеризует одно из главных психологических последствий информатизации – возможность постоянного расширения горизонтом личности.

Успешность познавательного развития учащихся  в начальной школе в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, то есть от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок. Современные тенденции развития  мышления на  ранних этапах  обучения отмечают особо благотворное влияние на познавательное развитие детей, знаний ими простых связей  и зависимостей окружающего мира. И в этом отношении роль компьютера трудно переоценить.

Таким образом, для формирования учебной деятельности на уроках информатики, необходимо в работе использовать сочетание различных программных продуктов, так чтобы они создавали основу для более полного развития личности именно в младшем школьном возрасте. Формирование учебной деятельности наиболее продуктивно, когда учитель чаще всего является консультантом и помощником в условиях компьютеризации обучения, а ученик – активным участником учебного процесса. Логическое мышление эффективнее формировать в младшем школьном возрасте, а сформированное логическое мышление так же создает основу  для формирования основ учебной деятельности.

  В нашей школе изучение информатики в начальных классах началось в 2003 г. по учебникам А.В. Горячева «Информатика  в играх и задачах» (безмашинный вариант). На уроках дети учатся описывать, составлять и анализировать алгоритмы; устанавливать отношения между множествами объектов графически изображать их; объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; строить и находить пути в графах; решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов.

      Развивающие упражнения гармонично входят в процесс изучения информатики. Геометрические головоломки, считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи различных видов – все это направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания и мышления. Развивающие упражнения способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией.

      Ученикам  очень нравятся подобные задания. С одной стороны, они видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека. С другой стороны, младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибиться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.

         После знакомства с такими структурами, как ветвление и циклы, на уроках математики, русского языка моими учениками были разработаны различные алгоритмы. Например:

               Математика

Тема: «Четные и нечетные числа».

                     

                                             

       Компьютер использую на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы, окружающего мира, истории.

      Часто использую компьютер в качестве электронной доски, что увеличи-

вает объем работы, которую мы успеваем сделать на уроке. Создавая пре-

зентацию к теме «Умножение на 10,100, 1000», даю ограниченное количе-

ство времени на выполнение заданий. Каждый ребенок имеет возможность

сверить свои ответы с компьютером.

       Как  правило,  значительную  проблему  для  учителя  представляет подготовка  дидактических  материалов,  необходимых  для  активизации  познавательной  деятельности школьников. Речь идет о раздаточных материалах: контурных картах, схемах, заданиях, позволяющих организовать  на  уроках  практические работы.  Эти  трудности  позволяет преодолеть    система  использования  средств  НИТ. Отличительной особенностью работы на данном уроке и всего цикла в целом  было  использование  мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Технология  презентаций  все  шире используется  как  средство  предъявления учащимся учебного материала: иллюстраций, фотографий, анимации, вопросов и заданий, схем, таблиц и т.д. Это позволяет учителю самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному  маршруту»,  оптимизируя тем  самым  познавательную  деятельность младших школьников.

     Контролирующие программы использую при проведении текущего или

итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок.

В качестве примера приведу тест по теме «Обобщение знаний об имени су

ществительном».

Русский язык. Имя существительное.

1. Существительное – часть речи, отвечающая на вопросы:

а) какой? какая?

б) кто? что?

в) что делает?

2. Существительное «игрушка»:

а) ж. р.

б) м. р.

в) ср. р.

3. Не имеет формы единственного числа слово

а) птицы

б) книги

в) брюки

4. У существительных среднего рода единственного числа окончания

а) о,е.

б) и, ы.

в) а, я,нулевое

5. Существительное «кофе»

а) м. р.

б) ж. р.

в) ср. р.

6. Существительное «кенгуру»

а) ср. р.

б) м. р.

в) ж. р.

7. Постоянный признак существительного

а) род.

б)число.

в) падеж.

 И тест по теме «Дроби». Математика.

          Далее организуется взаимопроверка работ самими учащимися. В этом случае дети  обмениваются  карточками  и, ориентируясь на слайд с правильными ответами, исправляют ошибки друг у друга. В конце работы указывают количество правильных ответов и ошибок и сдают карточки учителю.

        Задания составляю в программах Word, Power Point. Для закрепления и обобщения использую детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия, фильмы из медиатеки «Биология» и «Астрономия», использую программу Google SketchUp, для создания  объемных геометрических тел, электронные приложения к урокам русского языка, чтения.

        Считаю, что использование информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.

     Сегодня  ряд  авторов  высказывают опасения  об  отрицательном  воздей -ствии компьютера на процесс обучения в  начальной  школе.  Наш  опыт  дает основание утверждать, что применение НИТ в работе с младшими школьниками,  ориентированное  на  поддержку традиционных  курсов  обучения,  не только не отвлекает детей от школьного предмета, но и создает условия для повышения эффективности его изучения. На наш взгляд, внедрение компьютерных технологий обучения в начальной школе должно быть постепенным. Это предполагает развитие привычных методических  приемов,  совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными  пособиями,  создание  и внедрение новых, интегральных форм учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Презентация на тему «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...