Внеурочное занятие по теме "Откуда появляются солнечные зайчики?"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Мишина Елена Юрьевна

Поддерживать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о  явлениях окружающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Откуда берутся солнечные зайчики»

Цель:  определить какая связь существует между Солнцем и солнечным зайчиком.

Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, обобщить информацию о солнце, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.

Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.

Материалы и оборудование: зеркала, лампочка, металлическая крышка, солнечный свет в комнате для занятий.

  1. Организационный момент.

Мотивация.

- Я очень люблю читать книги. Однажды в книге Корнея Ивановича Чуковского я прочитала интересную загадку:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

 Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

 И кони прискакали, и силачи пришли,

 Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

- Что это?...

 - Я даже не сразу догадалась, что это солнечный зайчик.

 «А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?» Вот на этот вопрос мы попробуем ответить на нашем занятии.

  1. Актуализация знаний.
  1. Повторение и систематизация изученного.

Детям предлагается рассмотреть картинки и описать их. Что изображено на фотографиях, чего не видно, но могло бы быть. Придумать коротенькую историю, сравнить картинки. Какие чувства вызывают фотографии у детей (тепло, радость, страх, лето).        

           Для чего светит солнце?

Какое оно: холодное или горячее?

Что было бы, если бы солнце погасло?

Сколько лет солнцу?

Солнце – источник света и жизни на земле. Солнце присутствует в повседневной жизни. Мы не можем представить свою жизнь без солнца.

 

  1. Рассказ учителя.

Из рассказов А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» я узнал, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.

Куда же деваются остальные фотоны, которые не отскакивают?

Они остаются в нас, превращаются в тепло и греют нас. Поэтому когда на нас светит Солнце, нам становится жарко. Если же попытаться подставить лупу под солнечный лучик и под лупу подложить бумагу, то, подождав какое-то время, можно добиться того, что бумага начнет гореть.

Есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве.

Опыт 1 «Рождение солнечных зайчиков» (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)

Солнечный зайчик — это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.

Таким образом Солнечный зайчик рождается на Солнце.

  1. Физкультминутка «Братья-лежебоки» (Русские народные пальчиковые игры для детей)

Солнце красное взошло,
Лежебок будить пришло.

Ладошка ребенка лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и "посветите" над спящими братцами.

Первым старший брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.

Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик ребенка вверх, остальные лежат на столе.

Снова он в кроватку лег

Положите его обратно.

И толкнул соседа в бок.

Постучите три раза большим пальчиком ребенка о его указательный пальчик.

Вот и брат второй проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с указательным пальчиком.

Вот и третий брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте со средним пальчиком.

Вот четвертый брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с безымянным пальчиком.

Вот и младший брат проснулся,
Вот поднялся, потянулся

Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик ребенка.

И сказал: "А ну давайте,
Братцы милые, вставайте!"

Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.

Тут уж братцы все проснулись,
Поднялись да потянулись

Поднимите все пальчики ребенка своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.

И кричат: "Ура! Ура!
Нам же завтракать пора!"

Переверните ручку ребенка тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.

Наварили кашки,
Сели возле чашки.

Поводите своим указательным пальцем посередине ладошки ребенка кругами.

Первый кашку ел – хвалил,
Второй кашку ел – пролил,
Третий кашки съел немножко,
А четвертый четверть ложки.

Нагните большой пальчик ребенка к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца.

Пятому – какая жалость –
Кашки вовсе не досталось.
Целый день он горевал:
"Ну зачем же я вставал!"

Возьмите мизинчик ребенка за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.

 III.    Совместное «открытие»  новых знаний.

Опыты с Солнечным зайчиком.

Интересно ли вам узнать  – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? А может ли появиться такой зайчик от лампочки, то есть не от солнечного, а от другого источника света? А от матового, не блестящего? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны  есть зайчики?

Чтобы ответить на все эти  вопросы, нужно провести несколько опытов и сфотографировать полученный результат.

2  опыт  

Оборудование: учебник по окружающему миру, солнце.

Взять в руки  учебник по окружающему миру и  попытался  поймать солнечный луч так, чтобы  появилось отражение света. (Ожидание оправдалось – на полу появился солнечный зайчик! )

3 опыт  

Оборудование: зеркало, лампочка.

Взять в руки зеркало и направить зеркало от лампочки к стене. ( В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)

4 опыт  

Оборудование: металлическая крышка, лампочка.

Взять в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытался направить на стенку так, чтобы там появилось хоть какое-нибудь маленькое отражение света.  (Зайчик появится, хотя он был уже не такой ярки , и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала, но он будет!)

5 опыт  

Оборудование: зеркало обратной стороной.

Теперь полпробуем ответить на вопрос – а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого мы  перевернем свое зеркало другой стороной. (Как ни старались, так и не смогли увидеть на стене ни малейшего намека на солнечного зайчика. Его просто не было.)

Вывод:  Можно получить солнечного зайчика и в домашних условиях, если есть источник света и отражающая поверхность плоская.

IV. Итог занятия:

         Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик.    Вот как об этом написала Новелла Матвеева.

Солнечный зайчик.

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

Живой,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,

Который ночью ждал зарю,

Из полумрака, полузвука

Рождаюсь я и говорю:

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма,

По крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам.

И замедляюсь только к ночи,

Когда туманится восток,

Когда становится короче

Луча ослабший поводок.

И тени - черные собаки -

Все чаще дышат за спиной,

Все удлиняются во мраке,

Все шибче гонятся за мной...

И должен я остановиться,

И умереть в конце пути,

Чтобы наутро вновь родиться

И нараспев произнести:

Я зайчик солнечный, дрожащий,

Но не от страха я дрожу,

А потому, что я - спешащий:

Всегда навстречу вам спешу!

Я и в самом ружейном дуле

Могу отплясывать, скользя,

Я сесть могу на кончик пули,

Но застрелить меня - нельзя!

И если зимними ветрами

Тебя невзгоды обдадут,

Я появлюсь в оконной раме:

Я зайчик солнечный!

Я тут!

Домашнее задание: Попробуйте дома провести опыты и ответить на вопросы:

Можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны  есть зайчики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Внеурочное занятие на тему: "Игра путешествие со Свистулькиным по улицам Солнечного города"

Тема: Игра путешествие со Свистулькиным по улицам Солнечного города»Цели: проверка и закрепление знаний правил дорожного движения.Оборудование: компьютер, конспект, листочки с фразами, 3круга....

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...


 

Комментарии

Мишина Елена Юрьевна

Провести опыты по созданию солнечных зайчиков