Как помочь школьнику быстро адаптироваться после каникул.
статья (3 класс) по теме
Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начала учебного года.
Адаптация к нагрузкам после длительного отдыха – закономерный процесс, и у каждого ребенка он проходит по-своему. В статье даны рекомендации педагогам о создании условий постепенного погружения ученика в активный познавательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_shkolniku_adaptirovatsya_posle_kanikul.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь школьнику адаптироваться после каникул.
Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем скоро календарь перелистнет последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многим знакомо то волнительное чувство, которое испытываешь, когда на плечиках весит отглаженная форма, а в вазе ждет своего торжественного часа букет хризантем. Ночь перед 1 сентября длится бесконечно долго, а будильник в это утро звенит особенно приятно. Примерно такие эмоции переполняют учеников после летних каникул накануне первого школьного дня. Однако приподнятое настроение и эйфория длятся недолго, на смену им приходит быстрая утомляемость и школьная депрессия. Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начала учебного года. При этом родители порою даже не догадываются о такой особенности психики ребенка, и недоумевают, что после 3-х месяцев каникул, он сетует на быструю утомляемость, и расценивают подобные жалобы, как лень и нежелание учиться.
Адаптация к нагрузкам после длительного отдыха – закономерный процесс, и у каждого ребенка он проходит по-своему. Так первоклассникам необходимо от 1,5 до 3-х месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассники преодолевают этот этап за 2 – 3 недели. Данный период характеризуется не только трудностями психологического характера, но и зачастую нарушениями общего соматического состояния ребенка. При этом придерживаясь определенных рекомендаций, можно пройти стадию привыкания легко и безболезненно, как для самого ученика, так и для педагогов, и родителей.
Рекомендации педагогам:
Во многом то, насколько легко и безболезненно пройдет период адаптации школьника в новом учебном году, зависит от педагога. Для этого учителю необходимо создать условия постепенного погружения ученика в активный познавательный процесс.
1. Начните с повторения изученного материала
В зависимости от возраста учащихся, на это придется потратить от 4 до 10 уроков. Подобный подход позволит актуализировать имеющие знания и плавно подвести учащегося к активной учебной деятельности.
2. Используйте нетрадиционные подходы в обучении
Для того чтобы школьники активно включились в учебную деятельность, используйте на уроке нетрадиционные методы обучения:
- На определенном этапе урока поменяйтесь с учеником местами, сядьте за парту, а он пусть продолжит вести урок;
- Используйте игровые технологии. Дети любят играть в любом возрасте. Для педагога этот метод станет не только возможностью закрепить учебный материал и выявить имеющиеся пробелы в знаниях, но и привить стойкий познавательный интерес к своему предмету.
- В старших классах используйте метод проектов, который способствует активизации познавательной деятельности и реализации творческого потенциала. Школьники пришли после отдыха с огромным багажом впечатлений и эмоций, которыми им не терпится поделиться с одноклассниками. Метод проектов позволит создать на уроке условия, при которых будет достигнута и учебная цель и появится возможность обменяться летними впечатлениями.
3. Используйте методы эмоционально - физической разгрузки
Учитель должен помнить, что на протяжении трех месяцев, дети активно двигались и посадить их сейчас на 45 минут за парту, значит негативно воздействовать на психическое, эмоциональное и физическое состояние. Поэтому в течение урока необходимо проводить «минутки эмоционально-физической разгрузки». В младшей школе оптимально, когда в классе есть специально отведенные для этого зоны. Если таких игровых пространств не предусмотрено, можно приобрести 3 - 4 парты-конторки, за которыми ученики по очереди, стоя будут выполнять задание, это поможет снять у ребенка физическое напряжение и даст возможность ему отдохнуть от непривычно долгого сидения на одном месте.
В старших классах рекомендуется проводить «Минуты свободного общения» - это время на уроке (2-3 минуты), когда ученики имеют возможность пообщаться между собой на отвлеченные темы. Подобные релаксационные вкрапления способствуют не только улучшению дисциплины в классе, но и активизируют внимание школьников на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация младших школьников к школьной жизни после каникул
В школьной жизни ребенка есть периоды, в которых учиться сложнее: ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти - именно таки...
как помочь учащимся быстрее адаптироваться к школе после летних каникул
Не секрет, что учащимся непросто дается начало года. Учителя отмечают, что их трудно собрать, ученики как будто все забыли, их мысли не направлены на учебу, внимание рассеянно и т.д. Однак...
Как адаптироваться к школе после каникул.
Психолог, психодиагност, основатель Центра «Психология для жизни» Анна Сухова предлагает полезные советы...
Особенности адаптации старших дошкольников и младших школьников после каникул
Статья раскрывает трудности адаптации после каникул и содержит рекомендации родителям для успешного их преодоления...
Рекомендации родителям Как помочь школьнику адаптироваться после осенних каникул
В статье предложены рекомендации родителям Как помочь школьнику адаптироваться после осенних каникул...
Как помочь школьнику адаптироваться к школе?
Конспект родительского собрания в 1 классе. Тема собрания: "Адаптация учащихся к школе. Как помочь?"Можно данный конспект использовать отдельно, как готовый материал к собранию, или дополнит...
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, бы...