Если не дышит нос
статья по теме
К сожалению, избежать респираторных заболеваний невозможно, ведь возбудителей ОРЗ более 300, а иммунитет к ним нестойкий. Более 90% всех респираторных заболеваний вызываются вирусами, а протекают они с известными симптомами: кашлем, покраснением горла, головной и мышечной болью, недомоганием, подъемом температуры. Но самое частое проявление вирусной инфекции – насморк, или, как называют его врачи, ринит.
Нос не только позволяет нам чувствовать аромат и различать запахи, он первый «встречает» воздух, которым мы дышим, согревает, увлажняет и с помощью ресничек слизистой оболочки
очищает его. Когда микроорганизмы нарушают работу ресничек, повышается выделение слизи и затрудняется попадание возбудителей болезни в легкие. Поэтому насморк, как и кашель, – это защитная реакция организма.
В первые дни заболевания из носа, как правило, все «течет», но через 2–3 дня слизь начинает густеть, и количество выделений уменьшается. Если ринит инфекционный, то у ребенка появляется температура, слабость, общее недомогание. Если неинфекционный, то ребенок постоянно чихает, у него чешется нос. При аллергическом рините «возбудителем» насморка будет пыльца, шерсть животных, пыль. Вазомоторный ринит возникает при действии раздражающих факторов, таких как дым, изменение температуры. Атрофический ринит чаще проявляется заложенностью носа и сухостью слизистой оболочки.
Если ребенок чихает и есть другие симптомы инфекционного заболевания, посещать школу не нужно. Во-первых, школьник может заразить других детей, а во-вторых, возможны такие серьезные осложнения, как отит и синуситы (гайморит, фронтит).
Режим больного ребенка должен зависеть от его состояния. Если есть температура, слабость, тошнота, ломота в костях, – лучше не вылезать из-под одеяла.
А если через пару дней после прекращения жара пациент чувствует себя нормально, можно вернуться к обычному режиму дня.
Температуру в комнате лучше поддерживать на уровне
20–21 ºС, частые проветривания облегчают дыхание и уменьшают насморк. При обычной (без осложнений) респираторной вирусной инфекции через 8–10 дней ребенок может вернуться в школу, в это время он уже не заразен для окружающих.
Одним из проявлений инфекции часто бывает потеря аппетита. Если ребенок не хочет есть, не надо настаивать. Лучше попробуйте приготовить что-нибудь из его любимых блюд.
Рацион выздоравливающего ребенка должен быть богат хорошо усвояемым белком, витаминами, жирами растительного происхождения, содержащими полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипидами и витаминами группы В, С, Е, А, каротином.
В острый период заболевания необходимо больше пить.
Общий объем жидкости в сутки должен быть не менее 100 мл/кг массы тела, у старших детей до 2–2,5 л/сутки. Это могут быть морсы, чаи, овощные отвары. Выраженным противовоспалительным, противовирусным действием обладают многие растения, потому что имеют в своем составе биофлавоноиды, кислоты, витамины, микроэлементы. Заварите ребенку чай, например, из травы зверобоя, березовых почек, цветков ромашки аптечной, цветков календулы, листьев черной смородины.
В лечении насморка самое главное – облегчить дыхание через нос. Если выделения из носа очень сильные, можно закапать сосудосуживающие капли. При выборе капель необходимо учитывать возраст ребенка и правильно подобрать концентрацию раствора. Использовать их можно не более 3–4 раз в день и не дольше трех дней. Не раздражает слизистую оболочку носа физраствор (однопроцентный раствор поваренной соли), его можно использовать с начала заболевания, но особенно он эффективен в период загустения слизи.
Нос «внутри» имеет сложное строение. Чтобы капли попали во все носовые ходы и носоглотку, лучше их закапывать в положении лежа на спине, при запрокинутой назад голове, когда ноздри «смотрят» вверх.
Еще более эффективно использовать не капли, а дозированные спреи, которые орошают всю слизистую оболочку и в вертикальном положении. Некоторые оральные препараты против простуды (таблетки, растворимые порошки), имея в своем составе симпатомиметики (фенилэфедрин, псевдоэфедрин) и антигистаминные средства, способствуют снижению секреции слизи. В состав этих комплексов входят и жаропонижающие вещества (обычно парацетамол – разрешенный к применению у детей), поэтому при использовании этих препаратов надо быть острожным и избегать применения других жаропонижающих средств.
Не стоит применять капли с антибиотиками при вирусном рините, так как из-за них у ребенка может развиться аллергия. Также не рекомендуется использовать масляные капли – они иногда вызывают липоидную (жировую) пневмонию.
Если из-за частого сморкания возникло покраснение у входа в нос, в области верхней губы, можно использовать мазь с мупироцином. Ее надо нанести на раздраженный участок кожи очень аккуратно, чтобы не попасть в глаза и нос.
Все мы помним бабушкины средства лечения простуды. Однако клинический эффект горчичников, банок, растираний так и не был доказан, они вызывают только расширение сосудов кожи. Кроме того, определить, когда горчичники начинают обжигать кожу, невозможно, а выделяемые горчицей летучие вещества могут вызвать приступ астмы. А вот горячая ножная ванна – очень даже эффективное средство. Если у ребенка нет температуры, пусть он сядет на край ванны и опустит в нее ноги. Постепенно заполняя ванну горячей водой, следите по водному термометру, чтобы температура не была выше 41–42 ºС. При этом расширяются сосуды ног и уменьшается отек верхних дыхательных путей. Особенно эта процедура полезна при ложном крупе (ларингите). Продолжительность ее должна быть не более 15–20 минут, после чего ребенка нужно уложить в постель, надеть ему на ноги шерстяные носки и дать теплое питье.
Если есть возможность, можно провести физиотерапевтические процедуры: кварц на подошвы ног, УВЧ на область носа.
Чтобы предотвратить возникновение ОРВИ, можно заранее использовать бактериальные лизаты – препараты, содержащие частички микробных клеток и повышающие местный иммунитет. Кроме того, необходимо научить ребенка соблюдать правила гигиены: вернувшись из школы, с прогулки, первым делом направиться в ванну высморкаться и тщательно промыть нос кипяченой водой или продающимися в аптеке средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"
Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...
литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Урок литературного чтения с презентацией...
Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."
Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....
Интегрированный урок чтения и ИЗО "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало", "Изображение листьев различной формы"
Проведен совместно с учителем ИЗО Устенко Л.А....
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Урок окружающего мира. "Для чего и как мы дышим".
План-конспект урока в 4 классе с презентацией....
Урок чтения во 2-ом классе по теме "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало...".
Задачи урока: формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;развивать навыки выразител...