Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО»
рабочая программа по теме

Павкина Наталья Юрьевна

Файл содержит пояснительную записку с основными задачами курса и его актуальностью, прогнозируемые результаты и способы их проверки, а также календарно - тематическое планирование 2 лет обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lego_-_spektro.1doc.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

«ЛЕГО-СПЕКТРО»

Пояснительная записка.

Занятия по Легоконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.

Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. В каждом ребенке с рождения заложен немалый потенциал, а детская непосредственность и живой интерес ко всему окружающему дают большие возможности для развития этого потенциала и направление его в нужное русло.Творчество - замечательный и верный путь к познанию самого себя. В коллективе осознавать себя проще, в среде сверстников легче двигаться вперед, делать первые шаги в творчестве.Специфика каждого образовательного учреждения подразумевает свою специальную методику работы с детьми.

Основными задачами курса являются:

  1. развитие индивидуальных способностей ребенка;
  2. развитие творческой активности;
  3. развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества;
  4. воспитание чувства ответственности перед коллективом;
  5. расширение кругозора и развитие культуры;
  6. развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности;
  7. развитие речи детей;
  8. повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

 Актуальность программы заключена в том, что она даст ребенку возможность расширить кругозор, раскрывает для него в доступной форме основы конструирования, способствует расширению словарного запаса. Программа ценна своей практической значимостью. В процессе ее реализации воспитанники получают опыт общения в детском коллективе.

Особое внимание в процессе освоения программы уделяется общению детей в процессе творчества. Благодаря общению происходит управляемое познание, усвоение опыта предыдущей деятельности людей, воспроизведение конкретной деятельности. Когда ребенок строит модели, он развивает в себе многие способности, умения и навыки, в том числе:

  1. мелкую моторику и координацию движений;
  2. терпение и способность к самовыражению;
  3. обмен идеями и впечатлениями, групповая работа;
  4. планирование, анализ, решение задач, описание конструкций и процессов, знакомство с технологиями.

Идея открытия объединения «ЛЕГО СПЕКТРО» на базе нашей школы продиктована как желанием самих учащихся, так и необходимостью общего развития у них творческих способностей, познавательной деятельности. Специфика занятий по данной программе проявляется в том, что заставляет детей общаться, решать какие-то вопросы, как минимум объяснить другому ребенку назначение своей конструкции. Это происходит максимально ненавязчиво. Во время игры ребенка легче сподвигнуть, к диалогу, к устному общению. Процесс конструирования невероятно увлекателен и доступен детям разных возрастов и с разными возможностями. Создание объемного мира вокруг себя своими собственными руками - основа для последующей ролевой игры, для живого общения, для расширения словарного запаса наших детей, для развития их слухового восприятия.

Основная ведущая идея программы - создание развивающего пространства для детей, системообразующей деятельностью которого является творчество.Творчество, являясь способом свободного самовыражения, в случае с конструированием (конструкторы «LEGO») подразумевает, в первую очередь, работу по схеме, т.е. первичны анализ и синтез, за которыми уже следует самовыражение в виде собственно сконструированных моделей. Именно это и является особенностью нашей дополнительной образовательной программы.

Цель программы - развитие познавательного интереса и расширение границ

окружающего мира в процессе приобщения ребенка к конструированию.

Задачи:

  1. научить детей различать и правильно называть окружающие их предметы и явления,
  2. сформировать у учащихся навыки анализа и синтеза,

• развить зрительную память и логическое мышление,.

Программа «ЛЕГО-СПЕКТРО» рассчитана на учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов, срок ее реализации - 2 года, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в специально оборудованном кабинете.

В течение у

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

1-й год обучения:

В результате освоения программы каждый ребенок будет знать и уметь произносить основные цвета и формы, расширит свой разговорный словарь по темам занятий.

Ребенок будет иметь представление об окружающем его мире, населяющих его людях,образе их жизни и обустройстве жизни человека.

Также участники овладеют основами конструирования.

Наличие мини-соревнований и увлекательных игр в ходе занятий позволит каждому ребенку выразить свое мнение, проявить себя и воспринять на слух речевой материал,связанный с содержанием занятий.

2-ой год обучения:

В результате освоения программы второго года обучения каждый ребенок научится работать с мелким конструктором, создавать модели не только по заданному эскизу, но и по собственному. Расширит свой разговорный словарь по темам занятий.

Ребенок будет иметь представление о различных средствах передвижения человека, организации движения, правилах безопасности.

Также учащиеся расширят свои знания и словарный запас в области окружающей нас природы.

Так же, как и на первом году обучения, в структуру программы включено большое

количество мини-соревнований и увлекательных игр, в ходе которых каждый ребенок может выразить свое мнение, проявить себя, воспринять на слух речевой материал, связанный с содержанием занятий.

В конце каждого года устраиваются большие общие соревнования.

Их цель - обобщить все полученные знания, умения и навыки и позволить каждому участнику коллектива выступить в роли изобретателя-конструктора, то есть создать свою модель мира. Все конструкции непременно должны быть сопровождены небольшим рассказом или презентацией, которые автор или авторы придумывают сами. Это позволит проконтролировать уровень усвоения ими рабочего словаря, по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников.

Учебно - тематический план первого года занятий.

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практическая часть

1

Вводное занятие. Знакомство с Лего.

1

1

2

Спонтанная индивидуальная Лего - игра детей или знакомство с Лего продолжается.

2

1

3

Путешествие по Лего стране. Исследователи цвета.

2

1

1

4

Мозаика.

3

1

1

5

Исследователи кирпичиков.

2

1

1

6

Волшебные кирпичики.

2

2

7

Исследователи формочек.

2

1

1

8

Волшебные формочки.

2

2

9

Формочки и кирпичики.

1

1

10

Новогодняя елка

2

2

11

Городской пейзаж.

2

1

1

12

Сельскохозяйственные постройки.

2

1

1

13

Школа, школьный двор.

2

1

1

14

Транспорт.

2

1

1

15

Воздушный транспорт.

2

1

1

16

Совместный проект здания и инфраструктуры.

3

3

17

Домашние животные.

2

1

1

18

Лего - подарок для мамы.

2

2

19

Любимые сказочные герои (по сказкам А. С. Пушкина)

2

1

1

20

Итоговое занятие.

1

Итого

36 ч.

Содержание программы 1 года занятий.

Вводное занятие. Знакомство с кабинетом, программой, расписанием занятий, инструктаж по технике безопасности.

Спонтанная индивидуальная Лего - игра детей или знакомство с Лего продолжается. Строительное плато. Рабочее место, конструктор, разнообразие деталей, возможности конструктора (демонстрация).

Практическая часть: использование строительных кирпичей в зависимости от их

размеров,крепление.Упражнения детей в строительстве самой высокой и прочной башни.

Путешествие по Лего стране. Исследователи цвета.

Использование различных деталей в соответствии с заданным цветом.

Мозаика. Составление различных узоров, с помощью мелких и крупных деталей

конструктора на плато. Составление слов. Игра «Напиши слово».

Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-словаря. Приобретение навыков различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу. Развитие речи.

Исследователи формочек. Волшебные формочки.

Продолжать знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжать составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

Формочки и кирпичики.Вырабатывать навык различения деталей в коробке, классификации деталей. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу.

Новогодняя елка. Урок - конкурс. Выбрать на общешкольном конкурсе лучшую командную работу.

Дом. Здание. Городской дом. Практическая часть: анализ необходимых для построения деталей, обсуждение конструкций. Создание дома, обсуждение построек. Мини-викторина «Назови важные части дома». Занесение новых слов в словарь.

Сельскохозяйственные постройки. Школа, школьный двор. Обсуждение конструкций, общего и различного в постройках разного назначения, выбор подходящих деталей.

Транспорт. Воздушный транспорт.Виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, авиа. Практическая часть: показ иллюстраций, словарь. Конструирование детьми разных видов транспорта, от велосипеда до вагонов поезда и самолетов.

Совместный проект здания и инфраструктуры. Понятие «проект».

Детали проекта. Этапы его построения. Выбор темы, составление плана строительства. Практическая часть: конструирование проекта (здание, ближайшая инфраструктура, растения, транспорт). Обсуждение будущего проекта. Словесная презентация проекта.

Домашние животные. Понятие «домашние животные». Их отличия от диких животных.

Лего - подарок для мамы.Воспитывать чувство уважения к маме, своим родителям.

Любимые сказочные герои. (по сказкам А. С. Пушкина)

Прививать любовь к чтению, обобщить знания учащихся о Пушкине и его произведениях. 

Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший год обучения.

Учебно тематический план 2 года занятий.

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практическая часть

1

Вводное занятие.

2

2

2

Дорога полна неожиданностей.

6

1

5

3

Постройка моделей старинных машин.

4

1

3

4

Московский зоопарк

4

1

3

5

Динозавры

4

1

3

6

Москва - мой город.

4

1

3

7

Главная площадь Москвы.

4

1

3

8

Достопримечательности Москвы

4

1

3

9

Персонажи любимых книг.

2

1

1

Итого

   

Содержание программы 2 года занятий.

Вводное занятие. Приветствие членов группы, рассказы о лете, конструирование на свободную тему. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой занятий.

Дорога полна неожиданностей. Правила дорожного движения. Составные части дороги, участники движения, дорожные знаки, транспортные средства.Словарь. Практическая часть: конструирование дорожного полотна и транспортных средств. Установка дорожных знаков. Моделирование различных дорожных ситуаций и проблем. Их решение.

Постройка моделей старинных машин. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами.

Московский зоопарк. Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей, рассказать о Московском зоопарке, вспомнить названия животных.

Динозавры. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни.

Москва - мой город. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о Москве, рассказать о районе в котором мы учимся.

Главная площадь Москвы. Достопримечательности Москвы. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, закрепить знания учащихся о Москве, рассказать о Красной площади.

Персонажи любимых книг. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO.

Методическое обеспечение.

Основной для проведения занятий в объединении «Лего - Спектро» является групповая работа с детьми. Большую часть занимают, естественно, практические занятия в форме познавательной игры, некоторое время отдано теоретическим занятиям для разбора нового материала, знакомства с новыми предметами и словами.

Введение новых слов в активный словарь воспитанников происходит постепенно, из занятия в занятие. Изначально, это предъявление слова, далее это правильное его произношение и дальнейшее использование при ответах на вопросы и составлении рассказов. С более взрослыми ребятами это и занесение слова  в словарь, его запись. При этом соблюдаются принципы единства теории и практики, наглядности, доступности.

Группы формируются из учащихся параллельных классов.

Распределение тем в программе идет от простого к сложному, завершаясь созданием общего проекта.

В план работы включены так называемые соревнования, которые позволяют, повышая творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал.

Все занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, где для каждого ребенка предусмотрено рабочее место, место для общих проектов, выставочное «поле», шкафы для хранения материала по темам, доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...