Программа дополнительного образования "Любознайка"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа курса на развитие интеллектуальных способностей и основ исследовательской деятельности для 1 класса "Любознайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboznayka.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 106 г.о. Самара
Рассмотрено на заседании МО учителей нач. классов _____________/ Протокол № ___ от_____
| «Согласовано»: Заместитель директора по УВР МОУ ____________/ Протокол №____ от ______ | «Утверждаю»: Руководитель МОУ школы № 106 ________________/ Приказ №________ от _______ |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Любознайка»
(курс на развитие интеллектуальных способностей
и основ исследовательской деятельности)
Программу разработала
учитель начальных классов
Керимова Т.В.
МОУ Школа №106
Самара, 2011
Обоснование выбора программы
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Программа кружка «Любознайка» предназначена для детей, желающий повысить свой интеллектуальный уровень, а также интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Любознайка» предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ.
На изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- расширение интеллектуальных способностей учащихся;
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной
Содержание программы.
На занятиях дети будут знакомиться с основами таких наук, как «Валеология», «Зоология», «Биология», «Экология», «История», «Психология», «Математика», «Филология» и др., на которых рассматриваются наиболее актуальные и интересующие первоклассников вопросы. Это позволит им выбрать для себя наиболее интересующее направление. Каждое занятие будет начинаться с рубрики «Календарь знаменательных дат», которая знакомит детей с важными событиями в истории страны и человечества. Формы проведения занятий:
- беседа, рассказ учителя с электронным сопровождением;
- выступления учащихся;
- игры, конкурсы викторины;
- практические работы;
- экскурсии и др.
В ходе занятий дети будут не только получать готовые знания, но и получат навыки работы над собственными проектами.
Ожидаемые результаты:
В результате работы по программе кружка учащиеся повысят свой интеллектуальный уровень, а также получат навыки по работе над собственными проектами. Они будут уметь:
- пользоваться различными источниками информации;
- представлять презентацию по теме исследования;
- работать в группе;
- вести собственные наблюдения и исследования;
Формы подведения итогов:
- участие детей в учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Содержание занятия | Оборудование | Деятельность учащихся |
1 | Науки, которые нас окружают. Мои способности. | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Что изучают биология, зоология, математика, химия, культурология, экология и др. | Научно-познавательная литература: справочники, энциклопедии | Составление рассказа о своих способностях и любимых занятиях; работа с научно-познавательной литературой | |
2 | Структура работа над проектами | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Перед первоклассниками выступают учащиеся, имеющие собственные проекты, участники конференций. Знакомство с методикой работы над проектами: выбор темы, постановка проблемы, работа с разными источниками информации. | Электронное сопровождение проектов учащихся. | Высказывание мнения по теме готовых проектов, постановка вопросов к ним. | |
Валеология – наука о здоровом образе жизни (2 часа) | |||||
3 | Режим дня школьников. | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Что такое режим дня, его роль в жизни школьника, правила составления режима дня. | Картинки с изображением различных видов деятельности школьников. | Обучение составлению режима дня | |
4 | Правила здорового человека. | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Представление учащимися минипроектов по темам «Правильное питание», «Питьевой рацион школьников», «Зачем люди спят», «О пользе смеха», «Чистота – залог здоровья». Загадки по теме «Человек и его здоровье» | Научно-познавательная литература по анатомии, физиологии, гигиене; электронное сопровождение выступлений. | Выступления по выбранным темам, высказывание мнения, постановка вопросов; работа с научно-познавательной литературой | |
Мой край (2 часа) | |||||
5 | История Самарского края | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Знакомство с историей Самарского края, символикой города Самара. Представление учащимися минипроектов по теме «Самарских улиц имена». Викторина по теме «Самарский край» | Электронная презентация «Самарский край», гимн Самары, «Песня о Самаре», книги о Самарском крае. | Выступления учащихся по темам «Самарские улицы», участие в викторине, разучивание песни о Самаре | |
6 | Обзорная экскурсия по городу | Знакомство с наиболее памятными и значимыми местами города. | Наблюдения во время экскурсии | ||
Вселенная (2 часа) | |||||
7 | Планеты солнечной системы. | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Солнце – звезда, дающая жизнь. Планеты солнечной системы. Викторина по теме «Планеты солнечной системы» | Научно-познавательная литература по астрономии. Электронное сопровождение по теме «Планеты солнечной системы» | Работа с научно-познавательной литературой; участие в викторине | |
8 | Эра космонавтики. | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Искусственные спутники, ракеты, путешествие в космос, Ю.А.Гагарин | Электронное сопровождение по теме «Космос», научно-познавательная литература о космосе и космонавтах | Презентация минипроекта «Дорогой Гагарина»; работа с научно-познавательной литературой | |
Земля – наша планета (2 часа) | |||||
9 | Земля – наша планета | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Горы, пещеры, вулканы и гейзеры, равнины, природные зоны, природные явления, стихийные бедствия. | Научно-познавательная литература, иллюстрации по теме «Земля – наша планета» | Выполнение рисунков по теме урока, составление рассказа к рисункам; работа с научно-познавательной литературой | |
10 | Как всё начиналось | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Представление учащимися минипроектов по темам «Как на земле зародилась жизнь», «Ужасные ящеры», «Древние обитатели морей», «Кайнозойская эра», «Первобытный человек». | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме «Как всё начиналось» | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой | |
Страны и народы (9 часов) | |||||
11 | Страны и города | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Заочное путешествие по странам и городам (достопримечательности, традиции) | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации, выступления по теме, работа с научно-познавательной литературой | |
12 | Все люди разные | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Расы, народности, культура, обычаи разных народов | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Работа с научно-познавательной литературой, художественный труд «Поделки разных народов» | |
13 | Люди и жилища | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Жилища разных народов | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме | |
14 | Религии мира | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Религии разных народов | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой | |
15 16 | Праздники и обычаи | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Праздники и обычаи разных народов | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме | |
17 18 | Моя Родина - Россия | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Символика России, географическое положение страны, страницы истории, традиции, гордость страны | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме; записи русских народных песен, песен о России, стихи о России | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме; разучивание песни «У моей России» | |
19 | КВН по теме «Страны и народы» | Задания и вопросы на повторение по разделу | Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах | ||
Природа и человечество (7часов) | |||||
20 | Удивительный мир животных | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Домашние и дикие животные. Редкие виды животных. Кто как приспосабливается к окружающей жизни. Загадки о животных | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме; | |
21 | Экскурсия в зоопарк | Экскурсия в зоопарк . | Наблюдения над животными | ||
22 | Мир растений | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Деревья, кустарники, травы. Редкие виды растений. Загадки о растениях | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме; | |
23 | Экскурсия в оранжерею | Экскурсия в оранжерею | Наблюдения за растениями | ||
24 | Экопроблемы | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Современные экологические проблемы: загрязнение воды, исчезающие виды растений и животных, проблемы городов, бездомные животные | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, плакаты по теме; | |
25 | КВН «Природа и человечество» | Задания и вопросы на повторение по разделу | Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах | ||
В мире математики | |||||
26 | Математика вокруг нас | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Для чего нужна математика: математика и мода, математика в строительстве; пословицы и поговорки с числами | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; | |
27 | Задачи повышенной сложности | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Решение задач на смекалку, логику | Решение задач на смекалку, логику | ||
Богат русский язык (4 часа) | |||||
28 29 | Особенности русского языка | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Словообразование, толкование слов, пословицы, поговорки | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Работа с научно-познавательной литературой | |
30 | Экскурсия в библиотеку | Книги и журналы для детей . | Научно-познавательная литература, художественная литература | Работа с книгами и журналами | |
31 | Литературная викторина | Вопросы и творческие задания по литературе . | Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах | ||
Всемирно известные люди (2 часа) | |||||
32 | Жизнь замечательных людей | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Выступления учащихся о жизни всемирно известных людях | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой | |
33 | Ими гордится Россия | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Выступления учащихся о жизни известных людях России | Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме | Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой | |
34 | Подведение итогов. | «Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Чему мы научились за год. | |||
Список литературы
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Чайка, Е.С.»Моя первая энциклопедия», Минск, Харвест, 2009
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....