«Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика»
учебно-методический материал по теме
Зональная научно-практическая конференция
«Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 155.48 КБ |
Тема: Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Зональная научно-практическая конференция
«Проектная и исследовательская деятельность учителя и ученика»
Тема: Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Лялина Людмила Борисовна
МБОУ Атепцевская СОШ
5.12.2012 год
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
Актуальность проекта:
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднялось и не видать.
А ведь ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось,
Куда всё это подевалось?
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала в 1 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей, по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты, а в 2-3 классе начали пробовать делать индивидуальные. Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, логически мыслить, стремление самому открывать новые знания и умение ,проявлять их в современной действительности, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Большую помощь мне оказал УМК «Планета знаний», по которому я работаю 4 год.
В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1) Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
Сегодня я остановлюсь на трёх самых ярких проектах. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Информационно исследовательский проект ученицы 3 класса «Удивительный мир грибов». ( показ презентации)
Проект «Часы в жизни людей» необыкновенно интересный. Ученица 3 класс анализировала, изучала, нашла много интересной информации какие существовали, и существуют часы. Провела собственное исследование, опыты, что время не стоит на месте, не ждёт никого. Сделав вывод : «Легко потерять время, а найти трудно». (фрагмент).
А покажем мы информационный проект «Цифры и числа» (выступает ученица). Шалько Виктория ученица 4 класса победитель школьных, районных и Всероссийских конкурс и олимпиад.
Заключение.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Проектная деятельность важна и нужна в учебной и внеурочной деятельности.
Ученика моего класса достигли отличных результатов. Они победители множества конкурсов и олимпиад.
Результаты:
1.Научно-практическая конференция «Мир глазами детей».
Чурикова Диана -1 место.
Шалька Виктория 2 место.
Ушинская Дарья 2 место.
2.Всероссийские олимпиады:
По России
Шалька Виктория -1 место (математика - 100 баллов)
Востриков Максим -3место (математика – 90 баллов)
Востриков Максим -3место (русский язык – 90 баллов)
Гречихина Ирина - 3 место ( русский язык – 90 баллов)
Павлухина Екатерина -3место ( русский язык – 90 баллов)
3. «Золотое Руно»
Сухова Полина -1 место по России
Петренко Анастасия-1 место
Елисеев Андрей -3 место
4. «Кит»
Шалько Виктория 3 место в районе
И многие другие
Работы учеников опубликованы на двух сайтах.
За столетия существования педагогической науки разработано множество самых различных методов обучения. Какие из них выберет каждый учитель-дело вкуса, убеждений и мастерства.
Надеюсь, что материал данного выступления был вам интересен и будет полезен.
Успехов и новых открытий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Проектная и исследовательская деятельность учеников на уроках"
Данный материал содержит практические примеры фрагментов уроков по разным предметам с использованием групповой проектной и исследовательской деятельности учеников начальной школы разного возраста....
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности
Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...
Поисково-исследовательская деятельность учителя и ученика как важное средство реализации развивающих идей ФГОС НОО
Говоря об эффективности использования поисково-иссследовательской деятельности, необходимо прежде всего сказать о том, что начальная школа - основа успешности всей школьной жизни. Там, где учитель, та...
Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании
В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие позна...
Проектная и исследовательская деятельность в практике учителя начальной школы
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов? С помощнью проектов учитель получает возможность изменить позицию ребёнка к обрразованию и его отношение к учёбе....
Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе "Доноведение" (для учителей начальной школы)
В пособии даны как общие, так и конкретные рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и уроках доноведения. Учителю предлагаются приѐмы интегра...
Программа наставничества по проектной исследовательской деятельности «Учитель-ученик»
В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ре...