Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании
статья на тему

Кузнецова Надежда Григорьевна

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

  • Самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует

  • тему
  •  цели проекта
  • основные направления деятельности
  • формы представления отчета
  •  определяется состав групп
  •  распределяются обязанности между её членами
  • планируется ход дальнейшей реализации проекта.

Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность, активно участвовать в овладении новыми знаниями.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение,  и технология, и русский язык. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ.

На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Итог проектной работы – это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями. Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с одноклассниками, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Остановимся на этапах работы над проектом:

1 этап – мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующе-подготовительный:

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом.

3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно, если его в этом заинтересовать. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.

Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

 Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

Таким  образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. . Проектная  деятельность  младших  школьников  закладывает  основы  развития  проектирования  в  основной  школе

 В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании Работу выполнила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 7 Кузнецова Н.Г.

Слайд 2

Учащиеся учатся: Самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы . Принимать самостоятельные аргументированные решения. Р аботать в команде, выполняя разные социальные роли .

Слайд 3

На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует: тему цели проекта основные направления деятельности формы представления отчета определяется состав групп распределяются обязанности между её членами планируется ход дальнейшей реализации проекта

Слайд 4

Этапы работы над проектом: мотивационный планирующе-подготовительный информационно-операционный рефлексивно-оценочный

Слайд 5

Работа группы над проектом «МОЯ СЕМЬЯ»

Слайд 6

Проект «Моя семья»

Слайд 7

Проект «Друзья мои – Словари»

Слайд 8

Подготовка проекта «Великие люди»

Слайд 9

Подготовка проекта «Животные»

Слайд 10

Распределение обязанностей

Слайд 11

Защита проектов

Слайд 12

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать !». Кларк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"

"Единственное  истинное  счастье  в  жизни  -  это  жить  для  других."  Лев Толстой...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...

Выступление на круглом столе для учителей начальных классов по теме: "СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА»"

В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут р...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.

Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...