Аналитическая записка
статья на тему
«Реализация технологии индивидуального обучения на уроках в начальной школе через технологию «Сенсорной свободы психомоторного раскрепощения» (система Базарного)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс «Учитель года-2013»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о результатах педагогической деятельности
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 117
Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Рогожиной Оксаны Анатольевны
«Реализация технологии индивидуального обучения на уроках в начальной школе через технологию «Сенсорной свободы психомоторного раскрепощения» (система Базарного)»
г.Екатеринбург,2013
Дети 21 века отличаются от детей предыдущих поколений. Они более информированы, более мобильны и в тоже время менее защищены от воздействия внешней среды. К сожалению, от года к году в школу приходит все меньше здоровых первоклассников. Согласно статистики, лишь 20–25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе. К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников, 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться, треть первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения, 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести, 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
А одной из главных задач каждого образовательного учреждения является выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «»Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение.
В нашей школе мы решаем эту задачу путем создания здоровьесберегающей среды.
Для того чтобы ребенок-ученик чувствовал себя комфортно на уроке, не испытывал эмоционального напряжения я на каждом уроке без исключения использую технологию индивидуального обучения.
Индивидуальный подход - это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
В моем классе технология индивидуального обучения или индивидуальный подход реализуется не только через перечисленные выше принципы, но и через технологию «Сенсорной свободы психомоторного раскрепощения» (система Базарного).
Для того чтобы правильно работать по этой технологии я изучила следующую литературу:
- В. Ф. Базарный «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде»;
- Владимир Горячев «О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного»;
- Рекомендации доктора Базарного «Как работать за конторкой».
На уроке дети находятся в постоянном движении, они не боятся получить «двойку» за поведение, им не грозит услышать: «Не вертись».
Суть методики Базарного в том, чтобы неусидчивость учеников начальных классов использовать во благо. В классе 14 одиночных парт и 14 конторок. Половина класса пишет сидя, половина, стоя за конторками на массажных ковриках босиком. Через каждые 10-15 минут дети меняют позу, меняются местами. Такая смена поз помогает ученикам переносить школьные нагрузки. Если ребенок устал и не может стоять долго за конторкой, он просто присядем сам.
Вы подумаете, что смена поз не защитит от того, что дети «вертятся», «крутятся». «на месте дырку вертят». А вертеть головой в разные стороны ученикам приходится по моему заданию, потому что дидактический материал размещен по всему классу: на стенах, шкафах шторах. Это называется зрительными метками. При этом еще используется цвет, метки разных цветов и разной формы. Использование меток позволяет заменить и дополнить один из приемов технологии Базарного « движущиеся кресты», так как у нас их нет.
Но для того, чтобы использовать «зрительные метки» на уроках целесообразно и разнообразно мне пришлось разработать задания, согласно темам по математике, русскому языку, окружающему миру. Так как «метки должны быть небольшие по размеру и объему содержания, их четко следовало продумывать.
Например, мы изучали таблицу умножения. Метки-ответы были развешены по классу. Пока ребенок ищет правильный ответ, он разминает шею, а также делает зарядку для глаз, так как смотрит то ближе, то дальше. Здесь же идет образовательный процесс. Дети, которые труднее запоминали таблицу, не боялись, что их спросят индивидуально, а вместе со всеми искали ответ и наглядно его запоминали. Это вселяло в них уверенность и помогало лучше запомнить таблицу.
Кроме меток- ответов на математике мною использовались метки со схемами задач, метки(карточки) с решениями задач, когда ребенок должен найти правильную метку, списать решение и найти значение.
На русском языке это работа с безударными гласными, парными согласными и другими орфограммами. Также интересно упражнение «рассыпавшееся предложение», но обязательно с лишними элементами, либо с многообразием выбора.
Часто использование меток приводит к созданию проблемной ситуации на уроке. Дети могут не найти правильного ответа «как не крутились», либо их мнения могут разделиться, и они это наглядно видят, так как показывают на разные метки. И вот здесь начинается дискуссия, где дети начинают отстаивать свою точку зрения, они могут быстро объединиться в группы, так как мобильны, ведь половина класса уже на ногах.
И снова реализуется индивидуальное обучение. Более «сильные» ученики вступают в «бой» сразу, менее уверенные могут послушать и не волноваться, что они ошиблись, ведь мнения разделились.
Кроме уверенности в себе, данные приемы работы дают положительные результаты. Согласно плану работы МО начальной школы были проведены олимпиады по русскому языку, чтению, математике. Окружающему миру. Во всех олимпиадах ученики моего класса занимали как первое, так и вторые и третьи места. Каждый ученик моего класса был призером.
Еще мы используем зрительный тренажер «Зевс» или «бегающие огоньки». Данный тренажер также помогает детям расслабиться и с удовольствием продолжать обучение.
Первое использование технологии показало, что у детей есть проблемы с шейным отделом позвоночника, с вестибулярным аппаратом. Данные были сообщены родителям, и те обратились к медикам.
Использование данной технологии привело к снижению заболеваемости, статистика приведена в таблице. Объектом исследования выступали ученики моего класса, критерием исследования было физическое здоровье, показатель – болезненность.
Таблица 1.
1 класс | 2 класс | 3 класс | ||||
всего в классе 28 человек | человек | уроков | человек | уроков | человек | уроков |
1 четверть | 9 | 168 | 12 | 337 | 10 | 186 (без учета 2 –х человек)\353 |
2 четверть | 21 | 490 | 12 | 262 | 9 | 260 |
3 четверть | 20 | 340 | 11 | 279 | ||
4 четверть | 13 | 144 | 7 | 230 | ||
год | 63 | 1112 | 42 | 1108 |
В первой четверти 3 класса 1 ученик пропустил 18 дней (74 урока) – находился в больнице – исправление родовой травмы, 1 ученица пропустила 21 день (93 урока) – хроническое заболевание. Количество болеющих детей сокращается.
Сохранение здоровья учащихся – одна из главных задач учителя, но перед ним стоит ёще одна не менее важная задача: научить ребенка учиться, помочь стать ему успешным человеком в нашем быстро меняющемся мире. Для этого сам учитель должен много учиться и меняться вместе со своими учениками. Я прошла следующие курсы ПК: «Как организовать образовательный процесс в начальной школе в условиях введения ФГОС» (2010 г.),
« ТРИЗ - РТВ – технологии» (2011г.), «Современные образовательные технологии как основа успешной реализации ФГОС» (2011 г.), «Духовно-нравственное воспитание и внеурочная деятельность на основе ФГОС второго поколения» (2011г.), « Технологические карты – инновационное сопровождение процесса обучения по системе учебников «Перспектива». Организация работы учителя с использованием технологических карт». В 2011 году была участником Всероссийского Форума « Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС второго поколения», в 2012 году - участник научно – практической конференции в рамках Второго Всероссийского Педагогического Форума «Универсальные учебные действия : от идеи к технологии, от цели – к инструменту».
В ноябре 2012 года была участником VIII Городских Педагогических чтений, где представляла свой опыт работы по здоровьесберегающей технологии В. Базарного. Также представляла свой опыт на городских семинарах в МБОУ СОШ №117,
Мои ученики добиваются высоких результатов в различных конкурсах, вот самые значимые из них:
Таблица 2
Уровень | Результат | |
2011 – 2012 уч. год | ||
Конкурс проектов «Умники и умницы» | Районный | Победа |
Конкурс проектов «Хочу быть академиком» | Городской | Победа в номинации |
2012-2013 уч. год | ||
Дистанцанционная олимпиада по литературному чтению | Всероссийский | 2 место |
Дистанцанционная олимпиада по окружающему миру | Всероссийский | 1 место, 2 место |
Дистанцанционная олимпиада по информатике | Всероссийский | 1 место, 2 место |
Конкурс проектов «Я – талант» | Городской | Участие, победа в номинации |
Ежегодно учащиеся моего класса становятся победителями школьного тура олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению. Так же ребята ежегодно участвуют в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Эму – специалист», где так же становятся победителями по школе.
За многолетний и плодотворный труд в 2009 году я награждена Почетной грамотой Управления образования Администрации г. Екатеринбурга (пр.37 –л\с от 24.02.2009г), в 2010 году Почетной грамотой Отдела образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (пр.№135 от 29.09.2010г),в 2013 году Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (пр.№51-Н от 19.03.2013г.)
С 2004 года возглавляю Профсоюзный комитет школы. За активную работу в Профсоюзе была награждена Грамотой Президиума РО Профсоюза Орджоникидзевского района (2006, 2011 год), Почетной грамотой Президиума Свердловского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ (пр.№41 от 23.06.2009г.)
В 2006 году получила благодарственное письмо Администрации Орджоникидзевского района Комитета по делам молодежи.
Рогожина Оксана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка"Также как Орфей..... своё сердце отдаю детям"
Здесь можно прочитать мою инновационную образовательную программу,методики и средства обучения. "Реализация компетентностного подхода в образовании:от организации творческой атмосферы к ис...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельностиучителя начальных классов МБОУ СОШ №163 Залужной Елены Ивановны...
Аналитическая записка
Аналитическая записка учителя начальных классов Юдиной Л.П. о результатах педагогической деятельности за период с 2009 по 2013 год....
Аналитическая записка участника конкурса "Профессионал"
В аналитической записке содержится материал о достижениях педагога и его учениках. Динамика учебных результатов и воспитательной деятельности коллектива родителей и обучающихся....
Аналитическая записка
Описание собственной системы работы, в которой выделяется идея опыта, отражается ее своеобразие, выбор содержание программы,обосновывается использование технологий, дается их описание,анализируются по...
Аналитическая записка
Информационно-аналитическая записка профессиональной деятельности...
Аналитическая записка
Аналитическая записка...