Урок на тему "Сердце матери" по курсу "Основы религиозных культур и светской этики".
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок по теме "Сердце матери" разработан по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Урок составвлен по учебнику М.Т. Студеникина "Основы светской этики". Материал урока можно использовать на уроке литературного чтения или классном часе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_serdce_materi.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу ОРКиСЭ «Сердце матери».
Цели:
- создать условия для осознания роли матери в семье и в своей жизни;
Задачи:
- узнать историю возникновения Дня матери;
- воспитание внимательности, заботы, уважительного отношения к матери;
- воспитание чувства прекрасного.
- научиться прислушиваться к себе, видеть в себе положительные и отрицательные качества;
- развитие навыков групповой работы через проживание необходимости выполнять обязанности, накладываемые ролью в группе; способности аргументировать своё мнение.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» для 4 и 5 классов, большое сердце и маленькие сердечки, вырезанные из красной цветной бумаги, маркеры, листы бумаги А4.
Ход урока.
I.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня очень интересный, и в тоже время серьёзный урок! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? (семья, традиции семьи)
- Что такое семья?
- Какие взаимоотношения должны быть в семье?
- Кому отводиться большая роль в семье? Почему?
- Кто в семье является хранителем домашнего очага?
- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?
- Мы сегодня сделаем открытие.
III. Открытие новых знаний.
- Ребята, послушаем притчу.
Притча
Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.
- Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие -воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать.
- Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос. - Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце.
Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни.
- Какая основная мысль этой притчи? (ответы детей)
- Какая тема нашего урока?
Тема появляется на слайде.(1 слайд)
- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке? (2слайд)
- узнать историю возникновения Дня матери
- Какое оно «сердце матери»?
- Кто для тебя «мама»?
- Послушаем стихотворение.
(Стихотворение наизусть читает ученик)
Мама – как это прекрасно звучит!
Мама – как много нам говорит!
Это милое, близкое каждому слово.
Мама – это слово конечно не ново,
Но для каждого в мире священно оно,
Хоть и создано было то слово давно.
И пусть ты не знаешь других языков,
И пусть ты в стране чужой, полной врагов,
Скажи это слово, поймут все тебя –
У каждого есть мама своя.
И знай, это слово известно везде –
Оно ведь едино в любом языке!
- Во многих странах мира празднуют День матери, только в разное время.
По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле (3 слайд)
- Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. (4 слайд)
- На Руси почиталась Мокоша - Богиня материнства (5 слайд)
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. (6 слайд)
- Послушаем стихотворение.
(Стихотворение наизусть читает ученица)
День матери — праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно,—
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опеки сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…
А мама нас ждет, и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто—
«Ах, как они там?»— и сердце болит,
И стонет, и рвется на части…
Мама – это святое слово для каждого человека. Оно везде и всюду сопровождает своих детей по сложной и трудной дороге жизни. Матери любят своих детей просто за то, что они есть. С первого дня рождения ребёнка мать живёт заботой о нём. Любовь матери согревает ребёнка своим теплом.
Физминутка
IV. Работа с новым материалом.
а) работа с учебником
- Мама, Мамочка… Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называют самого дорого, близкого человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит детей быть мудрыми, даёт советы, заботится, оберегает.
- Ребят на уроке попросили написать, что такое счастье. Давайте посмотрим, что у них получилось.
- Прочитаем высказывания детей. Учебник стр. 115 (один ученик читает вслух)
- Какая мысль прослеживается во всех высказываниях? Почему? (ответы детей)
- Дети хотят быть рядом с ней, хотят получать одобрение в своих делах и ласку, радовать её своими успехами.
Чтение последнего абзаца на странице. (Читает ученица).
- Послушаем стихотворение.
(Стихотворение наизусть читает ученица)
Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
б) работа по слайдам
- На протяжении многих веков художники обращаются к теме Матери. (Слайды 9 - 18) (Когда идёт работа со слайдами тихо играет музыка «Аве Мария»)
- Виктор Михайлович Васнецов «Богоматерь с младенцем Христом»
- Художник Эмиль Мунье часто рисовал женщину с детьми.
- Лукас Кранах старший «Дева Мария с ребенком под яблоней»
- Сандро Боттичелли – «Мадонна с ребенком»
- Леонардо Да Винчи – «Мадонна с ребёнком»
- Рафаэль Санти «Малая Мадонна». Начало 16 века.
- Карл Брюллов. «Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью»
- Скульптура Микеланджело
- Во многих песнях и преданиях народа воспета великая сила материнской любви. Требовательна, взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет видеть детей большими и сильными, прямыми и честными. В устном народном творчестве тоже прослеживается эта тема.
в) работа по учебнику
- Стр.117 1 задание. Прочитайте пословицы. Обсудите в паре, чему учат эти пословицы? На эту работу 3 минуты.
(чтение пословицы вслух, и её объяснение, слушаем выступление нескольких пар)
- Мать следит за вашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь вас от неверного шага или позорного поступка. Будьте чутки и внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием.
г) работа в группах
- Работа в группах. У каждой группы есть лист и маркер. Каждой группе нужно выполнить следующее задание.
- 1 группа. Какое оно «сердце матери»?
- 3. группа. Кто для тебя «мама»?
- 2 и 4 группы. Выразите словами своё отношение к маме.
Запишите ваши высказывания. Время 4 минуты. (Проверка. Листы закрепить на доске. Группы по очереди выступают.)
д) работа по учебнику
Чтение текста на стр. 117
- Какое оно сердце матери?
(Сердце матери – Любящее, заботливое, ласковое, тревожное, нежное и др.)
Стихотворение (читает ученица)
Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое "Мама", то резкое "Мать".
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую - мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно,
Поступками, взглядами, жестами, мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!
V. Итог урока. Рефлексия.
Вернёмся к вопросам, которые мы ставили в начале урока. (слайд)
- На какие из них мы смогли найти ответ? (ответы детей)
- На доске большое сердце. У каждой группы есть маленькое сердечко. Напишите на нём «Какое оно сердце матери?» и прикрепите на большое сердце.
VI. Домашнее задание.
На выбор. (слайд)
1.Читать дополнительный материал с.118-119, ответить на вопросы.
2. Подготовить рассказ о своей маме.
3. Подобрать материал о праздновании Дня матери в других странах.
- Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»
Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...
РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)
РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»
Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...
Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс
Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
Комментарии
Очень интересно и полезно...
Татьяна Николаевна, очень интересный урок, направлен на развитие всех УУД.На моём сайте есть небольшой материал по ОРКиСЭ. Если он окажется Вам полезным, то оставьте свой комментарий. Заранее Вам благодарна!Успехов в нашем нелёгком труде!