планирование часов школьного компонента 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Планирование часов школьного компонента в 3 классе на 2013-2014 учебный год: 1 час - "Информатика в играх", 1 час - "В мире книг", 1 час - "Проектная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk_v_mire_knig.odt26.32 КБ
Файл shk_informatika_v_igrah.odt18.06 КБ
Файл shk_proektnaya_deyatelnost.odt17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

школьного компонента

«В мире книг»

3 класс 2013-14 учебный год

1 час в неделю — 34 часа в год

        Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).

Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи  программы

  1. создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  2. расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  3. формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «В мире книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «В мире  книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На  занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «В мире книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 32 часа в год - 1 класс, 33 часа в год - 2-4 класс.

 Формы организации занятий:

  1. литературные игры,
  2. конкурсы-кроссворды
  3. библиотечные уроки
  4. путешествия по страницам книг
  5. проекты
  6. уроки-спектакли.

Предполагаемый  результат  деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  1. осознавать значимость чтения для личного развития;
  2. формировать потребность в систематическом чтении;
  3. использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  4. уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  5. пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  1. уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  2. уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  3. уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  4. уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  1. прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  2. отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  3. ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  4. составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  5. пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  1. участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  2. оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  3. высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  4. участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  5. соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  1. находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  2. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  3. сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  4. формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  5. книге и героях;
  6. характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  7. заданную тему;
  8. сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  9. слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  10. пользоваться аппаратом книги;
  11. овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  12. систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.

Календарно-тематический план

1 час в неделю, всего 33 часа

3 класс

        

Наименование раздела и тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Плановые сроки прохождения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

По плану

Фактически

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

3.09

Первые книги. Библия. Детская библия.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Различать особенности диалогической и монологической речи;

10.09

Летописи. Рукописные книги.

1

Определять жанр и тему

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

17.09

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Различать особенности диалогической и монологической речи;

24.09

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

1.10

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

8.10

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-се-

милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

Анализировать произведения  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

15.10

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

22.10

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

1

Формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота»

Анализировать эмоциональные состояния

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

5.11

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

12.11

Книги о родной природе (3 ч)

Родные поэты.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

19.11

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

26.11

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

3.12

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

10.12

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок.

1

Определять жанр и тему

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

17.12

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

24.12

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

14.01

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

21.01

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере-

водчики рассказа. Отзыв.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

28.01

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

4.02

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

11.02

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

18.02

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

25.02

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

1

Извлекать необходимую информацию из книги

Выявлять структурные части произведения

Строить схему (модель) отношений героев

4.03

Библиографический справочник: отбор информации

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности

Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;

11.03

Книги о детях войны (3 ч)

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

18.03

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Работа над выразительностью чтения

Различать особенности диалогической и монологической речи;

1.04

Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

8.04

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

15.04

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

22.04

Создание классной газеты «Книгочей».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

29.04

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Корректировать деятельность

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

13.05

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?». Словарь книгочея.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

20.05

Содержание программы

3 класс (33 ч)

Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема  2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема  4. Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема  5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Тема  6. Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Тема  7. Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Тема  8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Тема  9. Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Тема  10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Тема  11. «Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

  1. работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
  2. сравнивать басни по структуре и сюжету;
  3. выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-
  4. ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
  5. собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  6. составлять таблицу жанров произведений писателя;
  7. выполнять поисковую работу по проекту;
  8. презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  9. готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  10. находить по каталогу нужную книгу;
  11. заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  12. писать отзыв о книге или героях книги;
  13. пользоваться библиографическим справочником;
  14. рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  15. находить нужную информацию в газетах и журналах;
  16. собирать информацию для проекта «История детской газеты или
  17. журнала»;
  18. готовить материал для классной и школьной газеты;
  19. пользоваться электронными газетами и журналами.


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

школьного компонента

«Информатика в играх»

3 класс 2013-14 учебный год

1 час в неделю — 34 часа в год

Пояснительная записка

        Программа школьного компонента «Информатика в играх» разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, 2010 г.                                                                                                                                          

     При подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.

     Можно выделить два аспекта изучения информатики:

- общеобразовательный (информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы);

- технологический (информатика рассматривается как средство формирования общеобразовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые технологии – информационные).

     Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:

- умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;

- возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.

     Главная цель курса – дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

     Основная задача курса – научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

   

 Цели изучения основ информатики.

        1.Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространенны в областях деятельности, связанных с использованием информационно-логических моделей:

- применение формальной логики (построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций – «если…и…, то…»;

- алгоритмический подход (умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий);

- системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

-объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: «из чего состоит и что делает»).

        2.Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией, обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

        3.Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – как решать задачу, которую раньше не решали.

     Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Учебный комплект для учащихся

  1. А.В.Горячев Информатика в играх и задачах в 2 частях для 3 класс, «Баллас» 2011 г.

Методические разработки для учителя:

  1.  А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах. Методическое пособие для учителя начальных классов. «Баллас», 2011 г.                                                                            

                                                                         

Разделы программы.

1.Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводимых к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритмов. Составление. Поиск ошибок. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

2. Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значение отличительных признаков и разных объектов в группе. Имена объектов.

3.Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.

4.Модели в информатике. Игры. Анализ игры с выигранной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учебный план.

№ п/п

Наименование разделов.

Всего часов.

1.

2.

3.

4.

Алгоритмы.

Группы (классы) объектов.

Логические рассуждения.

Модели в информатике.

10ч.

7ч.

10ч.

8ч.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27- 28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Алгоритм (Делай – раз, делай - два).

Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров).

Ветвление в алгоритме (стрелка «Да» или стрелка «Нет»)

Цикл в алгоритме (Повтори ещё раз).

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

Повторение и закрепление пройденного.

Повторение и закрепление пройденного

Повторение и закрепление пройденного.

Состав и действия объекта.

Группа объектов. Общее название.

Общие свойства объектов группы.

Особенные свойства объектов подгруппы.

Единичное имя объекта.

Отличительные признаки объектов.

Множество.

Число элементов множества.

Подмножество.

Элементы, не принадлежащие к множеству.

Пересечение множеств.

Пересечение и объединение множеств.

Истинность высказывания. Отрицания.

Истинность высказывания со словом «не».

Истинность высказывания со словами «и», «или».

Граф.

Вершины и рёбра графа.

Граф с направленными рёбрами.

Повторение изученного

Повторение изученного.

Аналогия.

Закономерность.

Аналогичная закономерность.

Повторение и закрепление пройденного

Выигрышная стратегия.  

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Требования к уровню подготовки учащихся.

        К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;

- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;

- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

школьного компонента

«Проектная деятельность»

3 класс 2013-14 учебный год

1 час в неделю — 34 часа в год

Пояснительная записка

        Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по проектной деятельности  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авторской программы            Н.Ю.Пахомовой, 2010 г.)                                                                            

Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Третий класс – второй год обучения по курсу «Проектная деятельность». На уроках в 3 – м классе происходит формирование умения:

планировать –

  1. умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;
  2. умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план; умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;

анализировать –

  1. умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;

представлять –

  1. умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты – схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.

Занятия по курсу «Проектная деятельность» проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно – урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действия и деятельностей.

Учебный комплект для учащихся

  1. Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность. Рабочая тетрадь для 3 класса. ИПЦ «Маска», 2011 г.
  2. Н.Ю.Пахомова. Раздаточный материал для 3 класса. ИПЦ «Маска», 2011 г.

Методические разработки для учителя:

  1.  Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность. Методическое пособие для учителя начальных классов. ИПЦ «Маска», 2011 г.

Планирование уроков в 3 – м классе

по курсу «Проектная деятельность».

№ урока

Дата

Тема урока

№ задания

Раздаточный материал

Вид плана и умений

1.

Грибы в лукошке

1.

Трафареты грибов – 10, основа изделия – 10, план работы группы – 10.

Количество деталей и расположение на изделии (повторение)

2.

Мебель для куклы: кровать и тумбочка – 1  

2.

Трафареты кровати и тумбочки – 10, план работы группы – 10, карточки учащихся – 10.

Групповое планирование (повторение) оптимального плана и его осуществление

3.

Мебель для куклы: кровать и тумбочка – 2

Сетевое планирование

4.

Мебель для куклы: круглый стол и стул – 1

3.

Трафареты стула и круглого стола – 10, карточки учащихся – 10, план работы группы – 10

Сетевое планирование

5.

Мебель для куклы: круглый стол и стул – 2

Сетевое планирование

6.

Вода.

4.

Нет

Исследовательский проект: постановка цели и задач

7.

Домашнее животное – 1

5.

Нет

Формулирование задачи на исследование, описание и инструкция по содержанию животного

8.

Домашнее животное – 2

Презентация и меморандум

9.

Здоровый образ жизни – 1

6.

Нет

Выявление правил здорового образа жизни, рефлексия и планирование исправления

10.

Здоровый образ жизни – 2

Презентация

11.

Безопасность на дороге – 3

7.

Нет

Составление инструкции, алгоритма

12.

Маршрут

8.

Карта–схема – 10

Составление схемы маршрута от школы до детской поликлиники с пояснениями

13.

Рукавицы для Незнайки

9.

Нет

Работа с условием – разветвлённый алгоритм, формулирование цели

14.

Новогодний праздник

10.

Нет

Планирование мероприятия: программа праздника и план его подготовки

15.

Пригласительный билет

11.

Макет пригласительного билета – 10

Презентация

16.

Урок рефлексии 1

17.

Коврик – 1  

12.

План – 10, основа для коврика размеченная – 10

Определение состава действия

18.

Коврик – 2  

Презентация

19.

Детская площадка

13.

Зона для площадки (лист А3) – 10, набор карточек 6 – ти сооружений – 10

Схема, кодирование, инструкция по использованию детьми разного возраста

20.

Ленивые вареники – 1

14.

Инструкция к презентации и критерии оценки – 10

Планирование технологического процесса, эскиз, декодирование

21.

Ленивые вареники – 2

Презентация

22.

Школьное экскурсионное бюро – 1

15.

Таблица для экскурсионного маршрута – 10

Маршрутный лист с разработкой экскурсии по школе

23.

Школьное экскурсионное бюро – 2

Буклет, презентация

24.

Сухарики – 1

16.

Расчётный лист – 10

Бизнес – план

25.

Сухарики – 2

Презентация макета упаковки

26.

Урок рефлексии 2

27.

Фитодизайн класса – 1

17.

Набор листов и карточек с изображением и описанием комнатных растений – 10, плакат формата А3 – 10

Исследование информации о растениях, составление инструкции. Формулирование задач по проблемам и целям, использование плаката в презентации, фиксирование сведений информации в таблице

28.

Фитодизайн класса – 2

29.

Профессии родителей – 1

18.

Основа для заголовка экспозиции – 30

Контроль и закрепление проектных умений. Проектирование социологического исследования и презентация в виде экспозиции

30.

Профессии родителей – 2

31.

Викторина – 1

19.

Набор карточек из 50 слов для викторины «Профессии»

Распределение работы между группами класса и соединение результатов в единое целое (презентация – мозаика)

32.

Викторина – 2

33-34

Урок рефлексии 3

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 3 – го класса учащиеся должны уметь:

  1. выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
  2. формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
  3. осуществлять планирование и составлять план своей работы;
  4. предъявлять результаты  проделанной работы (проекты);  делать самоанализ, т.е. выступать с презентацией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие школьного компонента" Лебедь по морю плывёт".

Групповое коррекционное занятие с использованием элементов арттерапии....

Коррекционное занятие по школьному компоненту "Зимний лес".

Коррекционное занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие способствует развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, используя нетрадици...

мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...

Коррекционное занятие по школьному компоненту "Новогодняя открытка Дед Мороз"

Цели:Способствовать развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, развитию воображения,  фантазии, творческого мышления, повышению самооценки.Воспитывать аккуратност...

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс (4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс(4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)...

Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе  Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...

Рабочая программа по предмету "Умелые руки " 2 класс ОВЗ (школьный компонент)

Рабочая программа по предмету «Умелые руки» реализует часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предметной области «Технология» и направлена на ре...