планирование часов школьного компонента 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Планирование часов школьного компонента в 3 классе на 2013-2014 учебный год: 1 час - "Информатика в играх", 1 час - "В мире книг", 1 час - "Проектная деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shk_v_mire_knig.odt | 26.32 КБ |
shk_informatika_v_igrah.odt | 18.06 КБ |
shk_proektnaya_deyatelnost.odt | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
школьного компонента
«В мире книг»
3 класс 2013-14 учебный год
1 час в неделю — 34 часа в год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.).
Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «В мире книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «В мире книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «В мире книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 32 часа в год - 1 класс, 33 часа в год - 2-4 класс.
Формы организации занятий:
- литературные игры,
- конкурсы-кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Календарно-тематический план
1 час в неделю, всего 33 часа
3 класс
№ | Наименование раздела и тем | Часы | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Плановые сроки прохождения | ||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | По плану | Фактически | ||||||||||
История книги. Библиотеки (4 ч) | ||||||||||||||
Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 3.09 | |||||||||
Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 10.09 | |||||||||
Летописи. Рукописные книги. | 1 | Определять жанр и тему | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 17.09 | |||||||||
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 24.09 | |||||||||
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) | ||||||||||||||
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; | 1.10 | |||||||||
Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 8.10 | |||||||||
Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-се- милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | 15.10 | |||||||||
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) | ||||||||||||||
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 22.10 | |||||||||
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 | Формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота» | Анализировать эмоциональные состояния | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 5.11 | |||||||||
Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 12.11 | |||||||||
Книги о родной природе (3 ч) | ||||||||||||||
Родные поэты. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 19.11 | |||||||||
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 26.11 | |||||||||
Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать | 3.12 | |||||||||
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) | ||||||||||||||
Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 10.12 | |||||||||
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок. | 1 | Определять жанр и тему | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 17.12 | |||||||||
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 24.12 | |||||||||
Животные — герои детской литературы (4 ч) | ||||||||||||||
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; | 14.01 | |||||||||
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 21.01 | |||||||||
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 28.01 | |||||||||
Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 4.02 | |||||||||
Дети — герои книг (3 ч) | ||||||||||||||
Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях. | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 11.02 | |||||||||
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 18.02 | |||||||||
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 25.02 | |||||||||
Книги зарубежных писателей (2 ч) | ||||||||||||||
Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | 1 | Извлекать необходимую информацию из книги | Выявлять структурные части произведения | Строить схему (модель) отношений героев | 4.03 | |||||||||
Библиографический справочник: отбор информации | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Производить самоконтроль и самооценку результатов деятельности | Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное; | 11.03 | |||||||||
Книги о детях войны (3 ч) | ||||||||||||||
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 18.03 | |||||||||
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; | Работа над выразительностью чтения | Различать особенности диалогической и монологической речи; | 1.04 | |||||||||
Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 1 | Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; | 8.04 | |||||||||
Газеты и журналы для детей (3 ч) | ||||||||||||||
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 | Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения | Характеризовать образы героев и персонажей. | Сравнивать иллюстрации с содержанием текста | 15.04 | |||||||||
Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду | 22.04 | |||||||||
Создание классной газеты «Книгочей». | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 29.04 | |||||||||
«Книги, книги, книги…» (2 ч) | ||||||||||||||
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. | 1 | Формировать умение слушать и слышать художественное слово | Корректировать деятельность | Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 13.05 | |||||||||
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Читать, выполняя задания к тексту | Составлять небольшие устные монологические высказывания | 20.05 |
Содержание программы
3 класс (33 ч)
Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Тема 11. «Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
- работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-
- ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- собирать информацию для проекта «История детской газеты или
- журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
школьного компонента
«Информатика в играх»
3 класс 2013-14 учебный год
1 час в неделю — 34 часа в год
Пояснительная записка
Программа школьного компонента «Информатика в играх» разработана на основе примерной типовой программы по информатике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, 2010 г.
При подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.
Можно выделить два аспекта изучения информатики:
- общеобразовательный (информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы);
- технологический (информатика рассматривается как средство формирования общеобразовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые технологии – информационные).
Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:
- умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;
- возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.
Главная цель курса – дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса – научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения основ информатики.
1.Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространенны в областях деятельности, связанных с использованием информационно-логических моделей:
- применение формальной логики (построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций – «если…и…, то…»;
- алгоритмический подход (умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий);
- системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
-объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу: «из чего состоит и что делает»).
2.Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией, обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3.Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – как решать задачу, которую раньше не решали.
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Учебный комплект для учащихся
- А.В.Горячев Информатика в играх и задачах в 2 частях для 3 класс, «Баллас» 2011 г.
Методические разработки для учителя:
- А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах. Методическое пособие для учителя начальных классов. «Баллас», 2011 г.
Разделы программы.
1.Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводимых к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритмов. Составление. Поиск ошибок. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
2. Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значение отличительных признаков и разных объектов в группе. Имена объектов.
3.Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.
4.Модели в информатике. Игры. Анализ игры с выигранной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учебный план.
№ п/п | Наименование разделов. | Всего часов. |
1. 2. 3. 4. | Алгоритмы. Группы (классы) объектов. Логические рассуждения. Модели в информатике. | 10ч. 7ч. 10ч. 8ч. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27- 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Алгоритм (Делай – раз, делай - два). Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров). Ветвление в алгоритме (стрелка «Да» или стрелка «Нет») Цикл в алгоритме (Повтори ещё раз). Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Алгоритмы с ветвлениями и циклами Повторение и закрепление пройденного. Повторение и закрепление пройденного Повторение и закрепление пройденного. Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие к множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицания. Истинность высказывания со словом «не». Истинность высказывания со словами «и», «или». Граф. Вершины и рёбра графа. Граф с направленными рёбрами. Повторение изученного Повторение изученного. Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Повторение и закрепление пройденного Выигрышная стратегия. | 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
школьного компонента
«Проектная деятельность»
3 класс 2013-14 учебный год
1 час в неделю — 34 часа в год
Пояснительная записка
Разработана на основе примерной типовой программы по проектной деятельности в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авторской программы Н.Ю.Пахомовой, 2010 г.)
Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.
Третий класс – второй год обучения по курсу «Проектная деятельность». На уроках в 3 – м классе происходит формирование умения:
планировать –
- умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;
- умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план; умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;
анализировать –
- умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема; формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
представлять –
- умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты – схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.
Занятия по курсу «Проектная деятельность» проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно – урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действия и деятельностей.
Учебный комплект для учащихся
- Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность. Рабочая тетрадь для 3 класса. ИПЦ «Маска», 2011 г.
- Н.Ю.Пахомова. Раздаточный материал для 3 класса. ИПЦ «Маска», 2011 г.
Методические разработки для учителя:
- Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность. Методическое пособие для учителя начальных классов. ИПЦ «Маска», 2011 г.
Планирование уроков в 3 – м классе
по курсу «Проектная деятельность».
№ урока | Дата | Тема урока | № задания | Раздаточный материал | Вид плана и умений | |||
1. | Грибы в лукошке | 1. | Трафареты грибов – 10, основа изделия – 10, план работы группы – 10. | Количество деталей и расположение на изделии (повторение) | ||||
2. | Мебель для куклы: кровать и тумбочка – 1 | 2. | Трафареты кровати и тумбочки – 10, план работы группы – 10, карточки учащихся – 10. | Групповое планирование (повторение) оптимального плана и его осуществление | ||||
3. | Мебель для куклы: кровать и тумбочка – 2 | Сетевое планирование | ||||||
4. | Мебель для куклы: круглый стол и стул – 1 | 3. | Трафареты стула и круглого стола – 10, карточки учащихся – 10, план работы группы – 10 | Сетевое планирование | ||||
5. | Мебель для куклы: круглый стол и стул – 2 | Сетевое планирование | ||||||
6. | Вода. | 4. | Нет | Исследовательский проект: постановка цели и задач | ||||
7. | Домашнее животное – 1 | 5. | Нет | Формулирование задачи на исследование, описание и инструкция по содержанию животного | ||||
8. | Домашнее животное – 2 | Презентация и меморандум | ||||||
9. | Здоровый образ жизни – 1 | 6. | Нет | Выявление правил здорового образа жизни, рефлексия и планирование исправления | ||||
10. | Здоровый образ жизни – 2 | Презентация | ||||||
11. | Безопасность на дороге – 3 | 7. | Нет | Составление инструкции, алгоритма | ||||
12. | Маршрут | 8. | Карта–схема – 10 | Составление схемы маршрута от школы до детской поликлиники с пояснениями | ||||
13. | Рукавицы для Незнайки | 9. | Нет | Работа с условием – разветвлённый алгоритм, формулирование цели | ||||
14. | Новогодний праздник | 10. | Нет | Планирование мероприятия: программа праздника и план его подготовки | ||||
15. | Пригласительный билет | 11. | Макет пригласительного билета – 10 | Презентация | ||||
16. | Урок рефлексии 1 | |||||||
17. | Коврик – 1 | 12. | План – 10, основа для коврика размеченная – 10 | Определение состава действия | ||||
18. | Коврик – 2 | Презентация | ||||||
19. | Детская площадка | 13. | Зона для площадки (лист А3) – 10, набор карточек 6 – ти сооружений – 10 | Схема, кодирование, инструкция по использованию детьми разного возраста | ||||
20. | Ленивые вареники – 1 | 14. | Инструкция к презентации и критерии оценки – 10 | Планирование технологического процесса, эскиз, декодирование | ||||
21. | Ленивые вареники – 2 | Презентация | ||||||
22. | Школьное экскурсионное бюро – 1 | 15. | Таблица для экскурсионного маршрута – 10 | Маршрутный лист с разработкой экскурсии по школе | ||||
23. | Школьное экскурсионное бюро – 2 | Буклет, презентация | ||||||
24. | Сухарики – 1 | 16. | Расчётный лист – 10 | Бизнес – план | ||||
25. | Сухарики – 2 | Презентация макета упаковки | ||||||
26. | Урок рефлексии 2 | |||||||
27. | Фитодизайн класса – 1 | 17. | Набор листов и карточек с изображением и описанием комнатных растений – 10, плакат формата А3 – 10 | Исследование информации о растениях, составление инструкции. Формулирование задач по проблемам и целям, использование плаката в презентации, фиксирование сведений информации в таблице | ||||
28. | Фитодизайн класса – 2 | |||||||
29. | Профессии родителей – 1 | 18. | Основа для заголовка экспозиции – 30 | Контроль и закрепление проектных умений. Проектирование социологического исследования и презентация в виде экспозиции | ||||
30. | Профессии родителей – 2 | |||||||
31. | Викторина – 1 | 19. | Набор карточек из 50 слов для викторины «Профессии» | Распределение работы между группами класса и соединение результатов в единое целое (презентация – мозаика) | ||||
32. | Викторина – 2 | |||||||
33-34 | Урок рефлексии 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 3 – го класса учащиеся должны уметь:
- выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
- формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
- осуществлять планирование и составлять план своей работы;
- предъявлять результаты проделанной работы (проекты); делать самоанализ, т.е. выступать с презентацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие школьного компонента" Лебедь по морю плывёт".
Групповое коррекционное занятие с использованием элементов арттерапии....
Коррекционное занятие по школьному компоненту "Зимний лес".
Коррекционное занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие способствует развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, используя нетрадици...
мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»
На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...
Коррекционное занятие по школьному компоненту "Новогодняя открытка Дед Мороз"
Цели:Способствовать развитию тактильно – кинестетической чувствительности мелкой моторики руки, развитию воображения, фантазии, творческого мышления, повышению самооценки.Воспитывать аккуратност...
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс (4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс(4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)...
Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...
Рабочая программа по предмету "Умелые руки " 2 класс ОВЗ (школьный компонент)
Рабочая программа по предмету «Умелые руки» реализует часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предметной области «Технология» и направлена на ре...