Тема Эссе ОРКСЭ
учебно-методическое пособие (4 класс) по теме
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskiy_institut_otkrytogo_obrazovaniya.doc | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема Эссе
«Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ»
Слушатель специальных курсов повышения квалификации ВСЕ -60
Ф.И.О. Арцибасова Людмила Александровна
Место работы, округ: НОУ Школа «Ника», ЮЗАО
Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, духовно здоровыми.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет не вероучительный характер, а- культурологический и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру народов России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Это один из самых сложных периодов развития школьников. В это время происходит становление основы социального самосознания – пробуждение чувства взрослости, появляется мужской и женский взгляд на мир. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. Социализирующее воздействие современных источников информации, нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняющее на второй план семью и школу, далеко не всегда бывает позитивным.
Необходимо поддерживать ребёнка в этот сложный для него период. Младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшим разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1)Отечество;
2) семья;
3) культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. Основная воспитательная работа будет проводиться на уроках средствами учебного содержания, через диалог учителя и ученика, учеников друг с другом.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ученик усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Ведущее место здесь имеет работа над проектом. Часть тем проекта предлагают нам авторы программы. (Но исходя из интересов и желания детей их можно расширить) Каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
- Укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину.
- Формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Важнейшая педагогическая задача нового курса - формирование мотивации к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Педагоги будут беседовать с учениками о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.
В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослыми, родным для него человеком. Главное – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Так как у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла.
Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.
Очень важно воспитать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе ОРКСЭ
работа учителя начальных классов...
разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)
Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...
презентация к уроку по теме "Дружба"(ОРКСЭ ,4 класс)
Презентация к уроку...
Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)
Данный конспект поможет провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....
Презентация к уроку по теме "Дружба". ОРКСЭ. 4 класс.
Данную презентацию можно использовать как на уроке "Основы светской этики", так и во внеклассной работе....
Урок по теме "Семья"(ОРКСЭ)
Данный урок является универсальным,т.к. может проводиться при изучении любого модуля ОРКСЭ,в канун любого праздника(церковного или светского),как для учащихся изучающих отдельный модуль,так и всего кл...
Тема эссе: «В делах своих учеников учитель вечен!».
Эссе на тему: "В делах своих учеников учитель вечен!"...