Тема Эссе ОРКСЭ
учебно-методическое пособие (4 класс) по теме

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskiy_institut_otkrytogo_obrazovaniya.doc29.8 КБ

Предварительный просмотр:

     МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема Эссе

«Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ»

                 Слушатель специальных курсов повышения квалификации ВСЕ -60

                 Ф.И.О.   Арцибасова Людмила Александровна

                 Место работы, округ:  НОУ Школа «Ника», ЮЗАО

                                                       

 Главное наше достояние – это наши дети. Какими  мы их сегодня воспитаем, в такой стране  завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными,  добрыми, вежливыми,  духовно здоровыми.

      Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»  имеет не вероучительный характер, а-  культурологический и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру народов России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

      В возрасте 10 лет  ребёнок становится младшим подростком. Это один из самых сложных периодов развития школьников. В это время происходит становление основы социального самосознания – пробуждение  чувства взрослости, появляется мужской и женский взгляд на мир. Активно  формируется новый образ физического «Я», новый  уровень самосознания, пробуждается интерес к себе. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. На него воздействуют потоки информации,  получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. Социализирующее воздействие современных источников информации,  нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка,  оттесняющее на второй план семью и школу,  далеко не всегда бывает позитивным.

      Необходимо поддерживать ребёнка в этот  сложный для него период. Младший подросток при любых условиях  создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых  сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.  Поэтому каждый из модулей курса расскажет  школьникам о системе  вечных ценностей, богатейшим разнообразном  опыте  нравственной жизни,  примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.

     Модульное построение нового учебного  курса реализует право граждан  на свободный выбор и отражает  особенность России как великой страны с богатыми  и разнообразными духовными традициями. Школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

      Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1)Отечество;

2) семья;

3) культурная традиция.  

      На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.  Основная воспитательная работа будет проводиться на уроках средствами учебного содержания, через диалог учителя и ученика, учеников друг с другом.

      Необходимым условием формирования  нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей,  способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ученик  усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

      Ведущее место здесь имеет работа над проектом.  Часть тем проекта предлагают нам авторы  программы. (Но исходя из интересов и желания детей их можно расширить) Каждая  тема решает определённые воспитательные задачи:

  1. Укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину.
  2.  Формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
  3.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4.  Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  5.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
  6.  Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      Важнейшая педагогическая задача нового курса -  формирование мотивации к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании  и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Педагоги будут беседовать  с учениками о нравственности, но если родители не проявят  интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

      В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослыми,  родным для него человеком.  Главное – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое.  Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

      Новый учебный курс позволяет  заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему  нравственно ориентированному характеру.  Так как у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла.

     Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы.

      Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек  убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.

      Очень важно воспитать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им  оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе ОРКСЭ

работа учителя начальных классов...

разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)

Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...

Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)

Данный конспект поможет  провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....

Презентация к уроку по теме "Дружба". ОРКСЭ. 4 класс.

Данную презентацию можно использовать как на уроке "Основы светской этики", так и во внеклассной работе....

Урок по теме "Семья"(ОРКСЭ)

Данный урок является универсальным,т.к. может проводиться при изучении любого модуля ОРКСЭ,в канун любого праздника(церковного или светского),как для учащихся изучающих отдельный модуль,так и всего кл...

Тема эссе: «В делах своих учеников учитель вечен!».

Эссе на тему: "В делах своих учеников учитель вечен!"...