Рабочая программа объединения "Юный пешеход"
рабочая программа по теме

Лошаков Андрей Евгеньевич

Рабочая программа объединения "Юный пешеход". Срок реализации - 1 год. 

Возраст детей - 9-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pdd_2012.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 29

____________ Кравченко Н.Г.

«___»________________ 2012 г.

Образовательная программа объединения «Юный пешеход»

Возраст детей: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Лошаков Андрей Евгеньевич

Мытищи

2012 г.

Пояснительная записка.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта.
Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Мной была составлена программа «Юный пешеход».

Целью данной программы является успешное усвоение детьми правил дорожного движения, знакомство с историей их возникновения и умения ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяя свои знания.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

- формирование культуры поведения на дороге и в общественных местах;

- формирование мотивации правильного поведения;

- формирование знаний по правилам дорожного движения;

- формирование взаимовыручки, взаимопомощи в различных ситуациях;

- развитие творчески активной деятельности;

- развитие внимания и мышления;

- развитие координации движений.

В построении данного курса используются принципы:

Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.

Занимательность – дети младшего школьного возраста чрезмерно подвижны, они впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется частая смена видов деятельности.

Наглядность – на занятиях используются картинки, иллюстрации, таблицы, схемы, раздаточный материал, тренажёры, макеты дорожных знаков, автомобили для детского вождения.

Опора на жизненный опыт ребёнка – используют свои знания для применения на практике в дорожных ситуациях.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

- использование игровых методов преподавания;

-смена видов деятельности;

- положительная оценка личных достижений каждого ребёнка.

Младший школьник становится участником дорожного движения и постепенно у него формируется новое отношение к правилам дорожного движения. Поэтому данная программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети начнут учиться культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Данную программу можно использовать для учащихся 3-4 классов.

Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать новый тип пешехода-школьника.

Содержание программы.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Для занятий в кружке объединяются дети, достигшие 9,5 лет. Содержание программы представлено различными видами деятельности и направлено на развитие детей и овладение ими навыков, необходимых для поведения в дорожных ситуациях.

По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей школьного возраста 9-10 лет, на 1 год обучения: 64 часа в год, 2 часа в неделю.

Аннотация.

На преподавание правил дорожного движения отводится 32 часа. Каждое занятие по программе «Юный пешеход» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность.

Данная программа – это нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей правил дорожного движения, развитие практических навыков и применение их в реальной  жизни.

Задачи:

  1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Прогнозируемые результаты программы.

К концу года дети должны знать:

  1. историю возникновения ПДД;
  2. дорожные знаки;
  3. сигналы светофора;
  4. виды транспорта;
  5. причины ДТП;
  6. правила движения на велосипеде;
  7. правила движения по дороге.

К концу года дети должны уметь:

  1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
  2. оценивать свое поведение на дороге;
  3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Механизм оценки результатов.

- освоение программы: наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, применение на практике знаний, полученных в процессе обучения.

- взаимодействие в коллективе: игры-ситуации, наблюдение, беседы с родителями.

Учебный план.

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

«Юный пешеход»

2

64

Планирование занятий. Первое полугодие.

Раздел программы

Темы занятий.

1.

«Путешествие в историю ПДД.» 
4 часа

Уроки 1-2  «Откуда появились ПДД». 

 
Уроки 3-4  «Кто ввел первые ПДД в нашей стране».

2.

«Дорога, что ты расскажешь о себе?» 
8 часов

Уроки 1-2  «Что значит слово «Дорога».


Уроки 3-4  «Правила поведения на дороге».


Уроки 5-6  «Виды перекрестков».


Уроки 7-8  «Практическое занятие. Выход на улицы города».

3.

«Тротуар, что это такое?» 
4 часа

Уроки 1-2 «Что значит слово «тротуар».


Уроки 3-4  «Практическое занятие. Выход на тротуары города».

4.

«В гости к дядюшке Светофору». 
8 часов

Уроки 1-2 «История возникновения светофора».
Уроки 3-4  «Виды светофоров».


Уроки 5-6  «Придумай сказку о Светофоре Светофорыче».

Уроки 7-8 «В гости к светофору»

5.

«На дороге постовой, а кто он такой?». 
4 часа

 Уроки 1-2 «История появления на дорогах постовых».


Уроки 3-4  «Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИББД на улицах города».

6.

«Транспорт – каким ты был раньше?» 
4 часа

Уроки 1-2 «Каким был первый транспорт».

 
Уроки 3-4 «Что такое «Огненная тележка»?»


Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

7.

Итоговое занятие 
4 часа

Уроки 1-2 «Повторение изученного за год. Тесты.


Уроки 3-4 «Мероприятие «Азбука дорог».

Планирование занятий. Второе полугодие.

Раздел программы

Темы занятий.

1.

Велосипеды 
10 часов

Уроки 1-2 «История появления велосипеда».


Уроки 3-4 «Правила движения на велосипеде».


Уроки 5-6 Практическое занятие:  «Учимся движению на велосипеде».


Уроки 7-8 Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!».


Уроки 9-10 «От велосипеда к мопеду и мотоциклу».

2.

Современный транспорт. 
8 часов

Уроки 1-2 «Виды транспорта».


Уроки 3-4 «Значение номерных знаков».


Уроки 5-6 Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир».


Уроки 7-8 «Встреча с родителями, которые имеют автомобили или работают водителями».

3

«Что такое ДТП?» 
8 часов

Уроки 1-2 «Причины возникновения ДТП».


Уроки 3-4 Создание буклета «Помни, пешеход!».


Уроки 5-6; Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП.

 Уроки 7-8 Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП.

4.

«В стране дорожных знаков». 
6 часов

Уроки 1-2 «История возникновения дорожных знаков».


Уроки 3-4 КВН: «Я знаток дорожных знаков».


Уроки 5-6 «Группы дорожных знаков».
Конкурс рисунков.

5.

Итоговое занятие. 
4 часа

Уроки 1-2 Повторение изученного за год. Тесты.


Уроки 3-4 Мероприятие «Я с дорогой дружу».

Итого: 64 часа.

Методическое обеспечение:

  1. Инструкция по работе с механизмами.
  2. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
  3. Таблицы.
  4. Схемы дорожных ситуаций.
  5. Аудио- и видеозаписи.
  6. Дидактические настольные игры.
  7. Макеты дорожных знаков, светофоров.
  8. Учебные автомобили для детского вождения.

Список используемой литературы.

  1. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
  2. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
  3. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  4. Дорожная азбука.- М., 1974.
  5. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
  6. Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
  7. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  8. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
  9. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
  10. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, 1995.
  11. «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
  12. Энциклопедия «Все обо всем».
  13. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"

Данная рабочая программа предназначена для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе....

Рабочая программа Я - пешеход и пассажир 2 класс

Разработана рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с  ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Пешеходы и пассажиры» (Внеурочная деятельность)

            Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности:...

Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"

Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа "Азбука пешехода"

Рабочая программа "Азбука пешехода" 4 класс...

Рабочая программа азбука пешехода 3 класс

Рабочая программа азбука пешехода 3 класс...