Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре".
план-конспект урока (4 класс) по теме
Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_14._iskusstvo_v_religioznyh_kulturah.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Искусство в религиозной культуре.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: икона, каллиграфия, арабеска.
Средства наглядности: компьютерная презентация
Ход урока
- Организационный момент
Искусство заключается в том,
Чтобы найти необыкновенно
В обыкновенном и обыкновенное
В необыкновенном».
(Д. Дидро). (Слайд 2)
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Беседа по вопросам.
- Для чего люди начали создавать священные сооружения? Как вы считаете, могли ли они обойтись без них?
- Что такое скиния?
- Что такое Стоунхендж?
- Где он расположен?
- Почему синагога не считается у евреев храмом?
- Что такое икона?
- Как должен вести себя мусульманин в мечети?
- Как возникли буддийские храмы?
- Запись в тетрадь темы урока. Работа по теме урока.
- Беседа.
- Что такое искусство?
(Слайд 3: определение понятия «искусство»)
- Почему религия предполагает искусство?
- Почему верующим необходимы предметы искусства?
- Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?
- Комментированное чтение текста из учебного пособия (стр. 34).
- Искусство в религиозной культуре христианства.
- Так как Иисус Христос родился на земле и жил среди людей, о нем можно не только написать в книге, но его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан появились изображения Христа, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами. Слова «икона» в переводе с греческого языка означает «образ».
(Слайд 4: Определение понятия «икона»)
- Храм заполнен иконами. Во многих христианских семьях есть иконы.
- Есть ли иконы в вашем доме? Как они называются?
- Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека.
(Слайд 5: Владимирская и Казанская иконы Божией Матери)
- Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не подает на него извне.
- Свет вообще главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
- Золотой фон иконы иконописцы называют светом.
- Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом, и сам же, напитавшись им, излучает свет.
- Это нимб – знак Божией благодарности. Самое поразительное, что есть в иконе, это – лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие».
(Слайд 6: определение понятия «нимб»)
- Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисорвка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначало золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых.
- Мы уже говорили с вами об иконах на уроках по теме «Культура и религия», «Священные сооружения».
- Кто из вас помнит имена художников, которые писали иконы? Как называются такие художники?
(Слайд 7: Иконописцы: евангелист Лука, Алипий Печерский, А.Рублев)
- Комментированное чтение текста из учебного пособия (стр. 34 – 35)
- Искусство в религиозной культуре ислама.
- Ислам не рекомендует изображать людей и животных. Среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божбе Слово.
(Слайд 8: определение понятия «каллиграфия»)
- Арабское письмо – вязь – так красиво, что его называют «музыкой для глаз». Нужно было специально учиться, чтобы в совершенстве овладеть искусством письма, которое называется каллиграфия.
(Слайды 9-11: арабская каллиграфия)
- У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. Сложные орнаменты, состоящие из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения называются арабесками.
(Слайд 12-14: определение понятия «арабески»)
- Арабесками украшены убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.
- На Северном Кавказе мусульмане ткут ковры, в рисунках которых используются исламские мотивы.
(Слайд 15: ковры с исламскими мотивами»)
- Здесь же, в Дагестане, есть село Кубачи, которое славится своими мастерами по металлу. Они делают кинжалы, посуду, украшения. Эти украшения покрывают узорами, которые приняты у мусульман.
(Слайды 16-17: мастера по металлу в исламе с.Кубачи)
- В Поволжье мусульманки любят украшать одежду и головные уборы изысканными вышивками. Под их руками возникают узоры из цветов, веточек деревьев, в которых звучат молитвы исламского рая.
(Слайд 18: вышивка в исламе)
- Комментированное чтение пособия из учебного пособия (стр. 35)
- Рефлексия.
- Что означает слово икона?
- Почему среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии?
- Тест (Слайды 19-20)
- Домашнее задание: прочитать и обсудить с родителями текст из учебного пособия (стр. 34 – 35).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...
Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Во что верят мусульмане?»
Конспект урока по ОРКСЭ...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"
На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...
Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Росс...