Муниципальный этап профессионального конкурса «Учитель года — 2019» Аналитический отчёт учителя начальных классов МКОУ «Корболихинская СОШ» Третьяковского района Алтайского края» Чуриковой Ирины Александровны
материал

Чурикова Ирина Александровна

"Чтобы  быть  хорошим преподавателем,

 нужно  любить  то, что  преподаешь,

и  любить тех, кому  преподаешь"

 Василий Ключевский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы68.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  этап профессионального конкурса

«Учитель года — 2019»

Аналитический отчёт

учителя начальных классов

МКОУ «Корболихинская СОШ»

Третьяковского района  Алтайского края»

Чуриковой Ирины Александровны

Корболиха- 2019г

"Чтобы  быть  хорошим преподавателем,

 нужно  любить  то, что  преподаешь,

и  любить тех, кому  преподаешь"

 Василий Ключевский.

Я, Чурикова Ирина Александровна, учитель начальных классов, в 1990  году окончила Славгородское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов, воспитатель ГПД»;  в 2006 году – Барнаульский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Стаж работы: общий – 28 лет, педагогический – 28  лет.

Имею высшую квалификационную категорию.

Являюсь руководителем школьного  методического объединения учителей начальных классов, членом методического совета школы, членом профсоюзной организации.

     Свои отношения со ШКОЛОЙ  считаю взаимовыгодным сотрудничеством. Она подходит для меня, а я для нее. Грамотные коллеги, творческие дети во главе с талантливым руководителем. Кому же это не подойдёт? От себя же предлагаю заинтересованное изучение и освоение инновационных технологий, желание воспитать достойных, успешных и счастливых ребят.

          Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед  школой  задачу в  сравнительно  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими знаниями,  чтобы  он  мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить  ему  максимальную  пользу.  

Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность.

В связи с этим в образовательный стандарт второго поколения  были внесены  существенные изменения. Отличительной особенностью нового стандарта является деятельный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося.  При системно-деятельностном подходе к обучению развивается не только ученик, но и изменяется программа его образования. Программа составляется и корректируется в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

           Очевидно, что использование системно-деятельностного подхода оказывает влияние на формирование ключевых компетенций, указанных в ФГОС:

 Изучать:

•  уметь извлекать пользу из опыта;

•  уметь решать проблемы;

•  самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных.

Думать:

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• уметь договариваться.

Основную идею этого подхода понимаю в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания.

                В 2012-2013 учебном году приступила к реализации ФГОС НОО, начав работать в первом классе. В этом же учебном году  в нашем классном кабинете была установлена  интерактивной доски Smart Board в комплекте с ноутбуком  и проектором.  

Передо мной встал вопрос, как же направить современные технические средства и методы на развитие детей, на формирование ключевых компетенций, а значит и на повышение качества обучения?  Логично предположить, что развивая проблемное мышление, самоорганизацию, самооценку, можно повысить качество образования.

   Для меня стало интересным совместить технологию системно-деятельностного подхода с применением интерактивной доски на уроках в начальной школе.                 

На протяжении двух лет мною велась работа над изучением технологии системно- деятельностного подхода и освоением правил  работы  с интерактивной доской и программным обеспечением SMART Notebook (через прохождения курсов повышения квалификации по теме   «Информационно – коммуникационные технологии профессиональной деятельности учителя начальных классов»  при АГПА, 2013) , иными словами — целенаправленное саморазвитие.

Возможности ИД (интерактивной доски), несомненно, расширяют границы урока, делают его инновационным, интерактивным, и при грамотном использовании увеличиваются шансы повышения качества образования. Чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. На доске можно писать с помощью специальных маркеров, а также специальным электронным пером или даже пальцем. Используя доску, можно открывать файлы, работать с интернетом, показывать слайды, видео. На ней можно делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, а также, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования (печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте). Окончив работу, можно сохранить все записи для последующего использования.

Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Использование интерактивной доски позволяет мне сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными,  привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории, помогает сэкономить время примерно на 25%, благодаря чему остается время для изучения дополнительного материала по теме, анализа практических задач.

           Осмыслив стратегическую важность технологии системно-деятельностного подхода и мотивационную ценность применения ИД в обучении, обретаю убеждённость, что соединение этих двух направлений дает  более мощный эффект в развитии ключевых компетенций даже у ребят с какими-либо дефицитами развития (см. таблицу №1).  

Таб. №1 Организация образовательной деятельности, результат деятельности.

Организация образовательной деятельности

Результаты деятельности

для  учителя

Результаты деятельности

для обучающихся

 -  реализую в педагогической деятельности технологию системно - деятельностного подхода с использованием ИД;

- работаю над самообразованием, методическим и профессиональным ростом;

- уроки отвечают    

требованиям

системно-  

деятельностного  

подхода;

- создаётся банк приёмов деятельностного подхода и ИД;

- продуктом стало понимание, что у учителя должно быть своё педагогическое кредо, что главное, чему учитель должен научить – это успешная самореализация.

- у детей формируется умение использовать ИД для  решения проблемной учебной задачи и представления результатов самостоятельной работы -                                     например, на этапе погружения   на интерактивной доске ребятам предлагается выполнить задание, требующее новых знаний;

- исследуя проблему в группе, обсудив задачи и план действий, ребята обращаются к разным интерактивным источникам, получают свою модель нового знания;

- получив новое знание, подтверждают его  по источнику информации, а затем, при помощи системы голосования и тестирования, оценивают и анализируют;   

-  использую традиционные и инновационные методы обучения через организацию конкретных   видов деятельности детей: анализ жизненных ситуаций и моделирование, участие в проектной, исследовательской деятельности, через вовлечение учащихся в оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, что обеспечивает свободный поиск подхода к решению учебной задачи;        

-  дети приобретают умение анализировать жизненные ситуации;

 - продуктами изучения темы могут быть графические модели полученного знания (схемы, алгоритмы, кластеры);

- успешными получаются предметные и внеурочные проекты;

- у детей формируется навык самооценки и самоанализа своих действий и результатов;

- речь становится доказательной и грамотной;

- отмечено развитие креативности (оригинальность, гибкость ума);

- выстраиваю виды общения с позиций   системно - деятельностного подхода -  это сотрудничество, в разных его проявлениях:

1) сотрудничество «сильного» и «слабого ученика», в котором первый является образцом для подражания, а второй - имитатором его действий;

2) хоровое, синхронное действие класса, строящееся по принципу «все как один»;

3) модель «учитель и малая  группа»;

 4) случайно сформировавшаяся пара.

- в результате эффективного учебного общения  формируется  умение слушать и грамотно вступать в диалог;

 -  дети могут участвовать   в коллективном обсуждении проблем;

- адаптируются в группе сверстников;

- строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- развивается как диалогическая, так и монологическая речь;

- формируется терпимость, уважение друг к другу в процессе обсуждения и решения проблемы.

использую эффективные средства обучения:

- электронные и цифровые образовательные ресурсы, компьютерное оснащение;

- учебники и учебные пособия УМК « Школа России», полностью соответствующие новому федеральному стандарту. Традиционная система образования проверена временем и обеспечивает хорошие результаты, является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий.

Постоянно работаю над повышением качества знаний обучающихся, для этого   активно использую  в учебном процессе проблемное обучение, игровые, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии,  проектный и исследовательский методы, технологию сотрудничества. Данные технологии позволяют перейти к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, самостоятельности, на стимулирование познавательной активности и на превращение школьника в активного субъекта образовательного процесса.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.

В своей работе  использую  развивающие игры, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или минутный «сон».

Технология проблемно  обучения помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В ходе специально выстроенного диалога мои ученики осуществляют постановку учебной проблемы и поиск решения. Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания. 

Считаю, что умение нестандартно мыслить, анализировать и синтезировать не менее  важно, чем умение писать. Благодаря активному включению обучающихся в   проектную деятельность, различные конкурсы и олимпиады удалось обеспечить развитие мотивации активной познавательной деятельности, логического и системного мышления школьников. Оказываю консультационную помощь по подготовке учащихся к конкурсам.

Постоянно совершенствую формы, приёмы и методы проведения занятий. Индивидуальную работу сочетаю с коллективной, групповой, работой в парах. На своем уровне дети показывают навыки самоконтроля в группе, направленные на решение учебной задачи. В области контроля и оценки действий многие учащиеся могут оценивать свои работы и работу одноклассников достаточно объективно по заданным учителем критериям.      

   Веду   дополнительную работу со слабоуспевающими учащимися по устранению пробелов в знаниях.                                                                                                                  

Использование данных методов работы способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в обучении.

Результаты обучения

     Совокупность результатов успешной совместной деятельности учителя и учеников приводит к высоким предметным и метапредметным показателям.

Отмечены высокие результаты учебных достижений обучающихся при позитивной динамике за последние пять лет (см. таблицу №2).

Таб. №2  Качество знаний и успеваемость

Учебный год

2014-2015

3 класс

2015-2016

4 класс

2016-2017

1 класс

2017-2018

2 класс

2018-2019

Успеваемость

Кач-во знаний

Успеваемость

Кач-во знаний

Безотметочное обучение

Успеваемость

Кач-во знаний

Успеваемость

Кач-во знаний

Русский язык

100 %

69%

100%

73%

-

100%

61%

100%

85%

Лит. чтение

100%

69%

100%

75%

-

100%

79%

100%

79%

Математика

100%

77%

100%

83%

-

100%

65%

100%

67%

Окружающий мир

100%

69%

100%

75%

-

100%

79%

100%

79%

   

 При переходе на вторую ступень образования качественная успеваемость  повысилась (см. таблицу №3). По итогам внутренней экспертизы  видно, что качественная успеваемость в начальной школе  составила 84%,  в пятом классе  – 85%. Это свидетельствует о высоком уровне подготовки учеников по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.

 

Таб. №3  Итоги входной контрольной работы в 5 классе.

Год

Класс

Предмет(ы)

Успеваемость

Качество

2016-2017

5 класс

Рус. язык,

лит.  чтение,

математика,

окр. мир

100%

100%

100%

100%

69%

84%

84%

84%

        Далее расхождение показателей качества предметных результатов объясняется изменением состава класса. В 2016-2017 был набран первый класс в количестве 23 человек. Класс со средними способностями к обучению. Из 23 человек только семь ребят до школы  посещали детский сад.

     Одним из показателей качественной работы учителя являются результаты ВПР (см. таблицу №4). Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру за  4 класс  (2015/2016 год) показал, что удалось достигнуть планируемых результатов. Результативность выполнения проверочных работ составила 100%, качество знаний по русскому языку- 66%, математике и окружающему миру-  83 %.

 

Таблица № 4. Итоги   Всероссийской проверочной работы в 4 классе.    

Кол-во учащихся

Предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

12

Русский язык

4

4

4

0

100%

66 %

12

 Математика

4

6

2

0

100%

83 %

12

Окружающий мир

3

7

2

0

100%

83%

     Все учащиеся 4 класса  справились с работами и  подтвердили оценки выставляемые учителем (см. таблицу №4).

Во 2 классе (октябрь 2017)  с ВПР  справились все ребята,  при анализе подтвердили оценку  13 учащихся  (56,5%), повысили - 4(17%).

Таблица № 4. Итоги   Всероссийской проверочной работы во 2-м  классе.    

Кол-во учащихся

Предмет

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

Качество

23

Русский язык

10

7

6

0

100%

73,9 %

   

Мониторинговое отслеживание качества обучения веду через проведение административных, контрольных работ, которые имеют высокий уровень внутренней экспертизы, анализ результатов Всероссийских проверочных работ, результаты участия обучающихся  в конкурсных мероприятиях. Со второго класса (2017-2018 г.) учащиеся класса принимают активное участие во Всероссийской недели мониторинга по русскому языку и математике для начальной школы.

           

Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в формировании успешной личности, внеурочные занятия не только расширяют кругозор, но и дают возможность ребятам почувствовать себя успешными, позволяют реализовать и развить им свои природные таланты и способности. Занятость моих воспитанников во внеурочной деятельности составляет 100%. Направления внеурочной деятельности  определены с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется  в соответствии с требованиями ФГОС НОО посредством различных форм организации.  Мною разработаны следующие программы внеурочной деятельности: «Логика»,  «Робототехника», «Мукосолька», «Школа развития речи», «Учусь создавать проекты», «Азбука здоровья», «Инфознайка».

Ребята активно принимают участие в занятиях спортивных кружков и секций, творческих коллективах, посещают технические кружки, занимаются проектной и исследовательской деятельностью.

 Выстраиваю свою педагогическую работу так, чтобы ученик смог осуществить «перенос» своих умений на другой материал, отличный от того, на котором это умение формировалось. Один из таких элементов образовательного пространства – олимпиады, интеллектуальные конкурсы, онлайн -  игры, участие в научно - практических  конференциях.     Мои ученики активно принимают участие в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах  различного уровня, добиваются определенных успехов (см. таблицу №5).

Таб. №5 Таблица успехов моих воспитанников

Учебный год

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

2014-2015

Конкурс  исследовательских работ «Первые шаги в науку»

ОО

Грамота

Предметная олимпиада ФГОСТЕСТ по русскому языку

Всероссийский

Сертификаты

Предметная олимпиада ФГОСТЕСТ по литературному чтению

Всероссийский

Сертификаты

Всероссийский конкурс «Математические ребусы»

Всероссийский

Диплом 3 степени

Конкурс по русскому языку и лингвистике "Русский медвежонок - языкознание для всех"

Всероссийский

1 место

Игровой конкурс по литературе

«Пегас- 2015»

Всероссийский

Сертификаты

Всероссийский конкурс «Разнобой»

Всероссийский

Победитель игры- 1 место

Сертификаты

2015-2016

Олимпиада для учащихся 2-6 классов «Вместе -  к успеху!»

Муниципальный

2 место

Конкурс по русской традиционной культуре «Живая старина»

Региональный         

Сертификаты

Всероссийский конкурс   «Кенгуру»

Всероссийский

Сертификаты

Международный конкурс-игра «Русский медвежонок»

Международный

Диплом 3 степени, сертификаты

Предметная олимпиада

ФГОСТЕСТ по литературному чтению

Всероссийский

Сертификаты

Предметная олимпиада

ФГОСТЕСТ

по русскому языку

Всероссийский

Сертификаты

Азбука нравственности

Всероссийский

Сертификаты

2017-2018

Игровой  международный  конкурс  для школьников “Пегас – 2018”

Всероссийский

Сертификаты

Международный  онлайн -  конкурсе «Познайка» по русскому языку

Международный

Грамота, сертификаты

Всероссийская неделя мониторинга по  русскому языку и математике

Всероссийский

Сертификаты

2018-2019

 Олимпиады для учащихся 2-6 классов «Вместе — к успеху!»

Муниципальный

Грамота

 (2 место)

Конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда»

Муниципальный

Грамота

(2 место)

Всероссийская неделя мониторинга по  русскому языку и математике

Онлайн - олимпиада

Сертификаты

Всероссийский конкурс « В мире сказок»

Образовательная онлайн-игра

Сертификаты

Вторая международная онлайн - олимпиада по математике для учеников начальной школы « BRICSMATH»

Похвальная грамота

Всероссийская образовательная акция «Урок цифры»

Всероссийский

Сертификаты

Родители – активные участники жизни класса.

Согласно данным мониторинга, родители вполне удовлетворены психологическим климатом в классе, они спокойны за ребенка в период нахождения его в школе. Считают, что классный руководитель обладает авторитетом для учеников, они прислушиваются к его мнению. Родители отмечают дозированность нагрузки и глубину знаний своих детей.

Моя работа как классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллективизма.

Мониторинг удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

 на разных уровнях

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень.  Своевременно прохожу курсы повышения квалификации в АКИПКРО.  Активно занимаюсь самообразованием  посредством участия в мероприятиях профессионального сообщества: семинарах, круглых столах, конференциях, повышаю свой профессиональный уровень. На этих мероприятиях я не только являюсь слушателем, но и активным участником.

Принимаю активное участие в работе педагогического совета школы, провожу  открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия  для учителей своей школы и школ района.

Мои публикации расположены на сайтах: infourok.ru, prodlenka.ru, УРОК.РФ, а так же на персональном сайте:  http://pervoklachka.ucoz.ru.  

Принимаю активное участие в работе  жюри как на уровне ОУ, так и на муниципальном уровне. Участвую в разработке олимпиадных заданий, критериев, оценки их выполнения по предметам на школьном уровне. Ежегодно являюсь организатором ЕГЭ и ОГЭ.

Имею благодарности и награды

2007

Грамота управления Алтайского края по образованию и делам молодежи за обеспечение социального партнерства родительской общественности и образовательного учреждения

2007

Краевой образовательный конкурс «Инновационный проект».

Диплом за формирование умения учиться средствами УМК «Начальная школа 21 века»

2009

Грамота окружного этапа краевого конкурса «Классный руководитель года – 2009» (с. Курья)

2010

Диплом за победу в окружном этапе  краевого конкурса « Классный руководитель- 2010»

2010

Почетная грамота управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

 (лауреат краевого конкурса « Классный руководитель- 2010»)

2015

Почетная грамота Главы Администрации Третьяковского района за многолетний добросовестный труд.

2016

Почетная грамота комитета по образованию Третьяковского района за профессионализм, добросовестный труд и высокие показатели в подготовке обучающихся четвертого класса к Всероссийским проверочным работам.

Чтобы расти дальше, определила для себя следующие направления самообразования:

- посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

- совершенствовать систему работы с одаренными школьниками: искать новые формы, методы работы;

- углублять и расширять свои знания в области обучения детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.

   Важным моментом своей работы считаю регулярное повышение квалификации, совершенствование профессионального мастерства.

Прохождение курсов повышения квалификации

 

 

2009

АКИПКРО, «Инновационное содержание и технологии деятельности классного руководителя в современных условиях», (96 ч)

2010

АКИПКРО, « Воспитательная деятельность образовательного учреждения и развитие воспитательных систем», (72 ч)

2012

АКИПКРО «Управление качеством начального образования в условиях введения и реализации ФГОС», (72 ч)

2013

ИДО ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», «Информационно – коммуникационные технологии профессиональной деятельности учителя начальных классов», (72 ч)

2017

АКИПКРО, " Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ" , (72 ч)

Заключение

Постоянным спутником современного учителя должны стать рефлексия, самоанализ и самокритика своей профессиональной деятельности. Это позволит накапливать эффективный опыт и реализовывать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Считаю, что учитель должен постоянно углублять свои знания по преподаваемому им предмету, расширять кругозор и стремиться стать мастером своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе к профессиональному конкурсу "Учитель года ЮВАО - 2014" на тему "Москва - столица образования и культуры".

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Эти изменения могут касаться нас в большей или меньшей степени. Но изменения в образовании привлекают особое внимание, так как имеют отношение практически ко в...

Эссе на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"

ЭссеЯ – учитель.Учитель – тот, кто с добротой выводитблуждающего на его дорогу.Квинт Энний, древнерусский поэт.Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит о...

Методический семинар на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"

Описан опыт работы учителя по технологии "Развитие критического мышления учащихся начальной школы через чтение и письмо"....

Конкурсный урок окружающего мира на профессиональном конкурсе "Учитель года".

Урок окружающего мира в 3 кл.Тема урока: «Воздух и его охрана»...

Профессиональный конкурс "Учитель года-2017", 2 место

Участие в профессиональном конкурсе "Учитель года-2017", портфолио конкурсанта Эмдэйн Клавдии Сандыковны...

Школьный этап профессионального конкурса "Учитель года - 2021"

конспект открытого урока, школьный этап конкурса "Учитель года - 2021"...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...