Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Связь между состоянием природы и здоровьем человека»" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Связь между состоянием природы и здоровьем человека»,  рекомендуется прослушивание записи  «Лес.  Музыка для релаксации» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=yl6j4xFvVdU и просмотр мультфильма "Паровозик из Ромашкова".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Связь между состоянием природы и здоровьем человека»" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Связь между состоянием природы и здоровьем человека»,  рекомендуется прослушивание записи  «Лес.  Музыка для релаксации» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=yl6j4xFvVdU и просмотр мультфильма "Паровозик из Ромашкова".

         

            Тема: «Связь между состоянием природы и здоровьем человека».

Задачи:

- Сформировать представление учащихся о взаимосвязях в природе;

- Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, доказательно строить суждения; развивать речевую активность; логическое мышление, внимание и память;

- Воспитывать доброту, интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран,  презентация «Связь между состоянием природы и здоровьем человека»; видео-аудиозапись «Лес. Музыка для релаксации», мультфильм «Паровозик из Ромашкова».

                                                         

                                                       Ход занятия:

I.Организационный момент.  

II.Вступительное слово учителя. – Наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей. – Вы можете сказать почему? (ответы детей). Все верно, природа одаривает человека своими богатствами: ягодами, целебными травами, грибами, полезными ископаемыми, чистой водой и воздухом.  Все компоненты природы находятся в гармонии и тесной взаимосвязи,  если же человек нарушает эту взаимосвязь, то качество даров природы ухудшается и от этого страдает человек, и прежде всего, его здоровье. Сегодня мы попробуем это доказать, тема нашего занятия «Связь между состоянием природы и здоровьем человека».

- Ребята, я загадаю вам загадки, а вы, отгадав их, поясните, прослеживается ли в них связь природы и здоровья человека:

           ******

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо - травкой... (зверобой)

          ******

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

         

           ******

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (чистотел)

          ******

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

       ******

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

       

       ******

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают  (липа)

       

       ******

Ее мы обижаем,

Когда порой срываем,

Решаем, что трава - сорняк,

Не пригодится нам никак -

Такие наши нравы.

Но мы, дружок, не правы!

Спасибо травам и цветам,

Что это всё прощают нам! (аптечные травы)

Ученики разгадывают загадки и на примерах доказывают, что каждая травка важна и обладает целебными свойствами, срывая их без всякой нужды, человек сокращает видовой состав этих растений.

Прослушивание видео-аудиозаписи «Лес. Музыка для релаксации» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=yl6j4xFvVdU

- Ребята, какие чувства, ощущения у вас возникли при прослушивании  аудиозаписи? (ответы детей). Шум леса, пение птиц, журчание ручья, дуновение ветра создало умиротворение в наших душах, расслабило наш организм, мы отдохнули, и вновь природа порадовала человека, придала энергию и свежие силы.

                                                                                                                                                             

Учитель зачитывает строки стихотворения:

“Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь”.

- Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку лес? - Почему? - Что дает лес человеку?                                  

- Какое он имеет значение? (Учитель выслушивает мнения  детей)

Все сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания, и, кроме того, я расскажу вам то, что вы еще не знаете.

Кислород. - Как вы думаете, что дают нам деревья, без чего человек не смог бы прожить и несколько минут? (кислород).

Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”. Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

- Как можно назвать лес за его удивительную способность: выделять кислород? - В чем значение кислорода для всего живого?

Лес — фильтр. В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки. - Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен?  (ответы детей)

Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами. - Кто запомнил, как называют лес за его способность очищать воздух?

Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами.

                       ******

Много трав растет полезных на земле страны родной.

Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.

- Многие растения, произрастающие в лесу, с давних пор используются в народной медицине. СОСНА помогает человеку. Сосновые почки применяются в виде отвара и настоя при заболевании дыхательных путей. ПЛОДЫ РЯБИНЫ содержат витамин С. Лечебное средство при цинге. (Показ картинки)

- Отгадайте загадку:

“Лекарь вырос у дороги. Он больные лечит ноги”.

- Что это? ПОДОРОЖНИК, применяется при желудочно-кишечных заболеваниях. В народной медицине используют при порезах, нарывах. (Показ картинки)

                    Физкультминутка «В лесу»

Дружно трудились,

Немного устали.                                  

Быстро все сразу                                    

За партами встали!

Впереди  из - за куста смотрит хитрая лиса.           (Ходьба на месте)

Мы лису обхитрим, на носочках побежим.              (Ходьба на носочках)

Серый заяц скачет в поле — очень весело на воле  (Подскоки на месте)

Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке.   (Подскоки на месте)

И закончилась игра — за работу нам пора!

А теперь мы сядем дружно

Нам ещё работать нужно.

Роль леса для здоровья человека огромна. Но отношение человека к нему не всегда положительное. – Приведите примеры негативного отношения человека к лесу и его богатствам  (ответы детей).

Самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его – пожар.

Учитель читает стихотворение “Пожар”

“ Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костер.

И, сыпля искры впереди поляны, багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зеленый лес пошел,

Как вспуганная стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, с морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы”

- Огонь - страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

Еще одна острая проблема – рубка леса.

                             ******

“В любой чащобе лишних нет деревьев, и даже если вырубить кусты,

 То и тогда леса лишатся древней, естественной и дивной красоты”.

- Как вы думаете, по какой еще причине сократилась площадь леса? (из-за вырубки леса).

- Для чего вырубают лес? - Какие существуют способы охраны леса? - А как можете вы сберечь лес от вырубки? (ответы детей).

                                    Рассказ «Поездка в лес»

- Ребята, я прочитаю вам рассказ «Поездка в лес», а вы определите, и назовите ошибочные действия ребят:

“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”.

******

Если руки наши в ваксе, 
Если на нос сели кляксы, 
Кто тогда нам первый друг, 
Снимет грязь с лица и рук? 
Без чего не может мама, 
Ни готовить, ни стирать, 
Без чего, мы скажем прямо, 
Человеку умирать? 
Чтобы лился дождик с неба, 
Чтоб росли колосья хлеба, 
Чтобы плыли корабли - 
Жить нельзя нам без ...
(воды)

Не всякая вода полезна. - Какая вода вредна для здоровья?
- Как люди заботятся о чистоте водоемов? (ответы детей)

Есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма.  Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.

 III.Закрепление

- Почему леса называют “легкими планеты”?

- Что значит использовать лес по-хозяйски?

- О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения, находясь на природе? Как добиться, чтобы все относились к природе бережно?

       

             

        Помните!!!

Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников – злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.

Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!

IV. Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Классный час. Тема: "Природа и здоровье человека"

Цель: ·         формирование представлений о здоровье;·         воспитывать экологическую культуру;·...

Классный час. Тема: "Природа и здоровье человека"

Цель: ·         формирование представлений о здоровье;·         воспитывать экологическую культуру;·...

Тема: "Природа и здоровье человека"

Цель: ·         формирование представлений о здоровье;·         воспитывать экологическую культуру;·...

презентация к речевой конференции "Природа и здоровье человека" в 4- 5 классах школы II вида

Данная презентация создана в помощь к проведению речевой конференции в 4-5 классах школы для слабослышащих детей....

Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"

Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....