Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
методическая разработка (2 класс) по теме
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Связь между состоянием природы и здоровьем человека»" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Связь между состоянием природы и здоровьем человека», рекомендуется прослушивание записи «Лес. Музыка для релаксации» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=yl6j4xFvVdU и просмотр мультфильма "Паровозик из Ромашкова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока на тему"Связь между состоянием природы и здоровьем человека" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Связь между состоянием природы и здоровьем человека»" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Связь между состоянием природы и здоровьем человека», рекомендуется прослушивание записи «Лес. Музыка для релаксации» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=yl6j4xFvVdU и просмотр мультфильма "Паровозик из Ромашкова".
Тема: «Связь между состоянием природы и здоровьем человека».
Задачи:
- Сформировать представление учащихся о взаимосвязях в природе;
- Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, доказательно строить суждения; развивать речевую активность; логическое мышление, внимание и память;
- Воспитывать доброту, интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, презентация «Связь между состоянием природы и здоровьем человека»; видео-аудиозапись «Лес. Музыка для релаксации», мультфильм «Паровозик из Ромашкова».
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя. – Наша русская природа трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей. – Вы можете сказать почему? (ответы детей). Все верно, природа одаривает человека своими богатствами: ягодами, целебными травами, грибами, полезными ископаемыми, чистой водой и воздухом. Все компоненты природы находятся в гармонии и тесной взаимосвязи, если же человек нарушает эту взаимосвязь, то качество даров природы ухудшается и от этого страдает человек, и прежде всего, его здоровье. Сегодня мы попробуем это доказать, тема нашего занятия «Связь между состоянием природы и здоровьем человека».
- Ребята, я загадаю вам загадки, а вы, отгадав их, поясните, прослеживается ли в них связь природы и здоровья человека:
******
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо - травкой... (зверобой)
******
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)
******
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (чистотел)
******
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
******
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (одуванчик)
******
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают (липа)
******
Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава - сорняк,
Не пригодится нам никак -
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам! (аптечные травы)
Ученики разгадывают загадки и на примерах доказывают, что каждая травка важна и обладает целебными свойствами, срывая их без всякой нужды, человек сокращает видовой состав этих растений.
Прослушивание видео-аудиозаписи «Лес. Музыка для релаксации» http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=yl6j4xFvVdU
- Ребята, какие чувства, ощущения у вас возникли при прослушивании аудиозаписи? (ответы детей). Шум леса, пение птиц, журчание ручья, дуновение ветра создало умиротворение в наших душах, расслабило наш организм, мы отдохнули, и вновь природа порадовала человека, придала энергию и свежие силы.
Учитель зачитывает строки стихотворения:
“Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь”.
- Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку лес? - Почему? - Что дает лес человеку?
- Какое он имеет значение? (Учитель выслушивает мнения детей)
Все сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания, и, кроме того, я расскажу вам то, что вы еще не знаете.
Кислород. - Как вы думаете, что дают нам деревья, без чего человек не смог бы прожить и несколько минут? (кислород).
Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”. Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.
- Как можно назвать лес за его удивительную способность: выделять кислород? - В чем значение кислорода для всего живого?
Лес — фильтр. В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки. - Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен? (ответы детей)
Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами. - Кто запомнил, как называют лес за его способность очищать воздух?
Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами.
******
Много трав растет полезных на земле страны родной.
Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.
- Многие растения, произрастающие в лесу, с давних пор используются в народной медицине. СОСНА помогает человеку. Сосновые почки применяются в виде отвара и настоя при заболевании дыхательных путей. ПЛОДЫ РЯБИНЫ содержат витамин С. Лечебное средство при цинге. (Показ картинки)
- Отгадайте загадку:
“Лекарь вырос у дороги. Он больные лечит ноги”.
- Что это? ПОДОРОЖНИК, применяется при желудочно-кишечных заболеваниях. В народной медицине используют при порезах, нарывах. (Показ картинки)
Физкультминутка «В лесу»
Дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали!
Впереди из - за куста смотрит хитрая лиса. (Ходьба на месте)
Мы лису обхитрим, на носочках побежим. (Ходьба на носочках)
Серый заяц скачет в поле — очень весело на воле (Подскоки на месте)
Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке. (Подскоки на месте)
И закончилась игра — за работу нам пора!
А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно.
Роль леса для здоровья человека огромна. Но отношение человека к нему не всегда положительное. – Приведите примеры негативного отношения человека к лесу и его богатствам (ответы детей).
Самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его – пожар.
Учитель читает стихотворение “Пожар”
“ Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны, багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели, с морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы”
- Огонь - страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
Еще одна острая проблема – рубка леса.
******
“В любой чащобе лишних нет деревьев, и даже если вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней, естественной и дивной красоты”.
- Как вы думаете, по какой еще причине сократилась площадь леса? (из-за вырубки леса).
- Для чего вырубают лес? - Какие существуют способы охраны леса? - А как можете вы сберечь лес от вырубки? (ответы детей).
Рассказ «Поездка в лес»
- Ребята, я прочитаю вам рассказ «Поездка в лес», а вы определите, и назовите ошибочные действия ребят:
“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”.
******
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (воды)
Не всякая вода полезна. - Какая вода вредна для здоровья?
- Как люди заботятся о чистоте водоемов? (ответы детей)
Есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.
III.Закрепление
- Почему леса называют “легкими планеты”?
- Что значит использовать лес по-хозяйски?
- О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения, находясь на природе? Как добиться, чтобы все относились к природе бережно?
Помните!!!
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников – злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Все-все, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
IV. Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"
Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....
Классный час. Тема: "Природа и здоровье человека"
Цель: · формирование представлений о здоровье;· воспитывать экологическую культуру;·...
Классный час. Тема: "Природа и здоровье человека"
Цель: · формирование представлений о здоровье;· воспитывать экологическую культуру;·...
Тема: "Природа и здоровье человека"
Цель: · формирование представлений о здоровье;· воспитывать экологическую культуру;·...
презентация к речевой конференции "Природа и здоровье человека" в 4- 5 классах школы II вида
Данная презентация создана в помощь к проведению речевой конференции в 4-5 классах школы для слабослышащих детей....
Конспект по изо 2 класс на тему "Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных состояний природы."
Конпект по изо 2 класса...
Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"
Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....