урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями «эгоизм» и «альтруизм», определяет собственное отношение к ним и в дальнейшем реализует эти ценности на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Эгоизм и альтруизм" | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кабинет духовно – нравственного воспитания
Духовно – нравственные ценности личности
Конспект урока
Исполнитель:
Белова Евгения Александровна,
Учитель начальных классов,
МК С(к)ОУ Нач. школа – д/с №10
Кемерово 2012
Содержание
- Введение
- Технологическая карта
- Ход урока
- Презентация
Введение
Наша страна находится в глубочайшем духовном и нравственном кризисе. Это наблюдается в разных аспектах нашей жизни, и в событиях, транслируемых по СМИ, и на улицах населенных пунктов. Люди стали крайне озлобленные, неуравновешенные, совершенно бескультурные. Нравственная деградация коснулась не только низших слоев населения с их алкоголизмом и наркоманией, но и «элиту», среди которой распространяется поведенческая и сексуальная распущенность. Это все приводит к уничтожению нашей русской нации, такой образованной и аристократичной. От ее аристократичности не осталось ни следа. Люди озабочены только собой, улучшению собственных жизненных благ, совершенно не обращая внимания на живущих рядом. И в рамках духовно – нравственного воспитания мы должны попытаться возвратить молодежь к их истокам. Русский человек исторически широк душой, готовый всегда придти на помощь, жертвуя собой ради Родины, близких и родных. Задачей курса «Светской этики» является воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, духовных традиций народов России.
По теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» обучающийся должен пройти процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры, которые требуют открытия смысла понятий «эгоизм» и «альтруизм», определяя его собственное отношение к ним и его реализации этих ценностей на практике.
Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжении всего урока.
Технологическая карта
Название предмета: «Светская этика» Класс: 4 Урок: 13
Тема: «Эгоизм и альтруизм»
Цели: Воспитание нравственности, морально ответственного поведения личности в жизни семьи, общества.
Задачи урока:
-познакомить обучающихся с такими общечеловеческими понятиями, как «альтруизм» и «эгоизм», обсудить поступки, соответствующие этим понятиям;
- способствовать расширению кругозора детей, пополнять словарный запас;
- воспитывать уважительное, позитивное отношение к людям.
Тип урока: получение новых знаний
Методы: словесный, наглядный, эвристический.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: продуктивное обучение
Основные термины и понятия: «эгоизм», «альтруизм»
Межпредметные связи: связь с литературным чтением, изобразительным искусством.
Наглядность: презентация, Дерево Мудрости.
Оборудование: монитор, проектор, словарь, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент
- Добрый день, солнышку и птицам, добрый день приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть добрый день длится до вечера!
- Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности
- Создание проблемной ситуации.
Слайд 1
- Посмотрите на экран и подумайте, на какие две группы вы бы разделили этих героев?
Слайд 2
- Работа с терминами
(работа с компьютером, закрепление и пополнение лексического словаря ребенка)
- Какими качествами личности можем охарактеризовать героев?
Предлагается поработать с нравственными понятиями, противоположными по смыслу
Слайд 3
Ученик выходит к компьютеру и самостоятельно проводит стрелку от нужного качества личности к герою, объясняя его. Если класс согласен – поднимает руку, если выполнено неправильно, то ученик выполняет еще одно.
Добро - зло
Дружелюбие – вредность
Порок - добродетель
Правда – ложь
Трудолюбие – лень
Мужество - трусость
Альтруизм - эгоизм
Слайд 4
- Какие термины остались? Кто знает, что они обозначают.
- Помещаем термины на дерево Мудрых мыслей.
- Изучение новых знаний и способов деятельности
- Работа с учебником и словарем
- Давайте откроем наши учебники на стр. 30 и прочитаем название нашей темы (Альтруизм и эгоизм).
-Обратите внимание, что нового мы сегодня узнаем на уроке.
-Запишем тему в тетрадь.
-Поразмышляем над этими понятиями.
- Знаете ли вы, какого человека можно назвать эгоистом?
- Слово «эгоист» произошло от латинского «Эго» - Я. Человек, который выше всего ставит собственные интересы.
Слайд 5
Эгоист – это человек, любящий себя больше ДРУГИХ.
Разумный эгоизм - способность человека, преследовать свои интересы, содействовать общему благу.
-Подберем синоним - себялюбец
Антоним - альтруист.
-Так кто же является альтруистом?
Найдите и прочитайте в учебнике значение слова «альтруизм».
Слайд 6
Итак, альтруизм – это готовность человека бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
Альтруист – человек, любящий других больше себя, отдающий предпочтения интересам других.
Найдем толкование этого слова в словаре (работа по выбору).
Запишите мудрые мысли.
- Физминутка.
- Первичная проверка понимания изученного
- Чтение рассказа Б. Алмазова «Лягушонок»
Слайды 7, 8
Беседа
-Хорошо или плохо поступил Тимоша? Почему хорошо?
- Трудно ли ему было расстаться с коллекцией?
- Что было бы, если он все – таки пожалел свою коллекцию?
- Какое качество личности характеризует мальчика? (альтруизм) Что оно обозначает? Кто в этом рассказе эгоист?
- Тимоша был вознагражден за свой поступок? А ждал он вознаграждения?
- Хотели бы вы поступить также как он?
- Как пословица « Доброе сердце о чужой беде болит» связана с рассказом Б. Алмазова «Лягушонок»?
- Работа в парах с самопроверкой по эталону
Слайд 9,10
- Найдите слова, характеризующие данных героев.
Обучающиеся записывают подходящие слова на лучики своего солнышка.
(Задиристость, хвастовство, обидчивость, жестокость, угодничество, сочувствие, добродушие, сострадание, терпимость, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание)
- Как одним словом мы можем назвать Тимошку? Вальку?
Солнышки с хорошими качествами вывешиваются на доску.
- Закрепление и применение изученного. Работа в группе
Слайд 11
Творческое задание
- Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит».
- Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, правитель которой делает все для его жителей, животных и птиц. Помогите ему принять законы.
Дети выполняют задание на больших листах, оформляют и разрисовывают их по желанию, педагог корректирует работу групп.
Зачитывают законы по группам.
ПРИМЕР: 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц. 3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь.
- Я надеюсь, что эти золотые слова определяют все поступки в вашей жизни, ведь человек рождается для того, чтобы делать людям добро.
- Домашнее задание
- Дома, вместе с родителями, нарисовать страну, для которой придумывали законы.
- Рефлексия
Слайд 12
Игра «Взаимопомощь»
- Для подведения итогов я хочу, чтобы вы вспомнили, кто и в чем вам сегодня помог, и запишите это имя на листок бумаги.
По желанию озвучиваются имена, рассказывается, в чем же состоит альтруистический поступок товарища по образцу:
1. Я сегодня узнал, что эгоист – это …, а альтруист – это … .
2. (имя) я могу назвать альтруистом (или эгоистом), т.к. (что он сделал).
Приложение презентация.
Валька Кудинов _________
Тимошка Есаулов _________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...
Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».
Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...