История родного хутора - История школы
план-конспект урока (3 класс) на тему

Ильенко Татьяна Васильевна

Конспект урока по кубановедению

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

муниципального образования

ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

Сценарий урока кубановедения  на тему

«История родного хутора. История школы»

Автор: Ильенко Татьяна Васильевна, учитель начальных классов  МБОУ СОШ №9 хутора Незаймановского, Тимашевского района, Краснодарского края, стаж работы 37 лет.

О себе: «Отличник народного просвещения».  Награждена дипломом победителя  регионального этапа  в номинации «Лучшая методическая разработка проведения урока письма» -2010г, лауреат краевого конкурса лучших классных руководителей 2009г. В номинации на лучшую разработку цикла Уроков качества  моя работа «Качественная продукция – залог здоровья» признана лучшей в районе и направлена на краевой этап  конкурса в 2009г.

Тема урока:  «История родного хутора. История школы»

Цель:                         1. ОБУЧАЮЩАЯ:

а) Углубить  представления учащихся о Родине (большой и малой), знания о Краснодарском крае, о хуторе Стринском и Незаймановском.

б) Ознакомить учащихся с историей возникновения

хутора,  школы.

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ:

а) Прививать интерес учащихся к историческому  прошлому хутора.

б) Развивать пытливость, любознательность, интерес к предмету, стремление к поисковой работе, к  творчеству.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

а) Воспитывать любовь к родным местам, щедрой кубанской  земле, к своей малой родине,  уважение

к труженикам-землякам  родного хутора.

                                    ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Карта  Краснодарского  края.
  2. Фотографии  воинов-земляков.
  3. Песня о Родине.
  4. Пословицы, поговорки.
  5. Мультимедио

Ход урока.

I .Организационный момент.

  1. Поговорим?
  2. О чем?
  3. О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаешь ты,

А что-то мне известно

Поговорим! Нам будет интересно

Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – « Благости!»

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

              Люблю тебя, край мой! Простор краснодарский.

              И труд хлебороба, и песни, и пляски,

              И пыль под копытами на ипподроме,

              И яркую лампочку в маленьком доме,

              Улыбку и радость на лицах казачьих-

              Суровых и смуглых , простых и горячих!

              Ты был на КУБАНИ?

              А ты побывай!

             Отличные люди, прославленный край!

II.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок-исследование-открытие, где вы откроете для себя много нового, интересного о нашем родном хуторе, познакомитесь с историей его возникновения, развития, с его прошлым и настоящим. Поговорим о нашей школе.

Этот урок будет состоять  из нескольких номинаций.

 III.Работа над темой.

Номинация «Если скажут слово Родина»

 (Тихо звучит музыка: фрагмент песни «С чего начинается Родина?») (Сл. Матусовского, муз.Васнера.)

а) На фоне музыки учитель читает стихи:

 «Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!»

                    З.Александрова.

б) Беседа:

     1.Какое чувство вызвало у вас  это стихотворение?

     2.Что вы представили?

     3.О какой Родине говорится в этом стихотворении?

в) Чтение пословиц:

  1. Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.
  2. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  3. Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

- В чем заключается смысл этих пословиц?

- Что называют малой родиной?

г) Работа с картой.

     1. Как называется край в котором вы живете?

     2. Как по другому называют Краснодарский край?                    

        (Кубань).

     3.Назвать и показать  на карте границы Краснодарского края.

     4.Какими морями он омывается? (Показать)

     5.Какой город является центром Краснодарского края?

     6.Какая самая крупная река протекает в Краснодарском крае?

          7.Как называется хутор, в котором вы живете?

     8.Можно ли сказать, что он является для вас малой родиной?

д) Обобщение учителя.

-Ребята, сегодня мы с вами и поговорили о нашей малой родине, о том небольшом, но красивом уголке, расположенном на щедрой, плодородной, хлебосольной, богатой кубанской земле, где вы родились, живете, учитесь, взрослеете, о нашем родном хуторе Стринском и Незаймановском, об истории его возникновения.

А настоящего нет без прошлого. Зная прошлое, мы живем в настоящем времени и прогнозируем будущее. Но сначала, хочу у вас спросить о том, что знаете вы о хуторе?

(Рассказы детей)

Учитель

В начале 19 века жилища основной массой сельского населения Кубани строились преимущественно из глины, соломы, хвороста. Наиболее характерными для Кубани был тогда турлучный дом, представляющий собой деревянный каркас, обвязанный камышом, хворостом и обмазанный с двух сторон глиной. Саманные дома встречаются позже, в конце 19 века. Турлучные и саманные дома в станице обычно не имели фундаментов. Полы  в них были глинобитными. Деревянные полы позволяли себе лишь богачи, так как лес был дефицитом. Мало строилось в дореволюционные годы и кирпичных домов. Они принадлежали только богатым казакам и иногородним. Вот описание станичной хаты:

«Внутри домов, имеющих не менее двух комнат, всегда одну из них можно найти чистой, заботливо убранной. Там же, где всего одна комната, от октября до апреля бывает весьма не привлекательно. В таком доме с осени под кроватью и под лавками наваливаются груды тыкв и за неимением погреба здесь же держится «квасынка» (капуста, бураки). Отопление станичных домов производилось соломой, камышом, бурьяном. Освещалось жилье большей частью «каганцом», который состоял из черепка-донца разбитого кувшина, в которое накладывалось застывшее баранье или иное сало, а за недостатком такого наливалось масло и туда же, вкладывается фитиль из тряпки.

- Какие достопримечательности есть в нашем хуторе?

В  мае мы  будем отмечать большую и знаменательную дату:  65 лет  прошло с тех пор, как закончилась война. Война нанесла тяжелые раны нашей стране. Фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов и станиц. На защиту Родины вставали не только взрослые, но и дети.

1-й ученик

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры.

Учитель: Наша Кубань побывала в годы войны и глубоким тылом, и прифронтовой полосой, и театром военных действий, и зоной оккупации. Фашистами была занята почти вся территория Краснодарского края. Здесь был и хлеб, нефть и важнейшие дороги.

С родных хуторов Незаймановского и Стринского ушло на фронт 784 солдата. Из них погибло на полях сражений   352 человека. Их имена золотыми буквами высечены на мемориальном памятнике

2 ученик

                  Стоит высоко над рекою

                  Героям обелиск.

                  Роняет под ноги легко

                  Береза спелый лист.

                  О, сколько горьких дум и слез        

                  Оставила война.

                  На камне – русских мужиков

                  Простые имена:

                  Иван Фомин, Макар Петров,

                  Никифоров  Андрей,

                  Матвей Кузмин, Илья Фролов,

                  Ефимов Тимофей…

                  Пришла победа майским днем

                  В дома российских вдов –

          Учитель:

      Свой рассказ я начну с героизма наших земляков в годы Великой

Отечественной войны.

Незаймановцы, как и все советские люди, храбро сражались с гитлеровскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны.

На   фронт,   в   огонь  навстречу танковым лавинам фашистов уходили  рабочие, колхозники и вчерашние школьники.

Так из нашего хутора на фронт ушел Мирун Василий Федорович.

В годы войны это был смелый отважный воин, честно выполнивший свой долг перед Родной. На фронте, В.Ф. Мирун был сапером. Только в одном бою при форсировании реки Вислы он вместе с товарищами переправили на отвоеванный у врага плацдарм на другом берегу реки свыше 900 человек, 800 ящиков с патронами, 20 пулеметов, 10 пушек. И все это под  непрерывным огнем противника на самодельных плотах. После форсирование реки Вислы, когда наши войска прорвали оборону противника, впереди шли саперы, среди которых был Василий Федорович, он обезвредил 145 мин. За это и другие подвиги Мирун Василий Федорович был удостоен высокого звания - Героя Советского Союза.

 3  ученик.

Победой кончилась война

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто – за подвиг трудовой

В своем родном краю.

В нашем классе есть ребята, у которых прадедушки воевали. В классе мы проводили  поисковую операцию «Ветеран войны в моей семье» Давайте послушаем рассказы  ребят и подведем итоги поисковой работы «Ветеран войны в моей семье».  Ребята подготовили вопросы для ветеранов.  чтобы узнать, как можно больше о той страшной войне. Во время встречи беседовали по

Макарова Ева

Мой прадедушка- Макаров Владимир Иванович

 –Ветеран Великой Отечественной войны.

В 1944 году его призвали на военную службу

с нашего хутора. Ему было 17 лет. До этого

он закончил семилетку и общевоинскую

программу военной подготовки. Сначала

служил  в г. Тихорецке,  там же собрали эше-

лон и отправили на фронт в Ростов,  даль-

ше  в Днепропетровск, Винница, Львов,

Польша.

Служил в стрелковом полку наводчиком в

миномётном  батальоне, охранял объекты

 важного значения.     Возвратился домой со

 службы в 1951 году. Работал всю жизнь в колхозе.   Имеет награды. В этом году ему исполнилось 86 лет.

Полежаев Степан

        

    Мой прадедушка - Полежаев Павел Саввич –

 Ветеран Великой Отечественной войны.

В 1940 году, окончив семь классов, он пошёл

работать в колхоз. В 1942 году его призвали в

 ряды Красной Армии. Дедушка попал в

Винницкое пехотное училище младшего

сержантского состава. По окончанию он был зачислен в пехотный полк автоматчиком и отправлен под Сталинград. Несмотря на то, что войска были плохо вооружены, они смогли победить в битве за Сталинград армию Паулюса. Ведь самым главным оружием была вера в Победу, в свои силы. Вы шли в бой с криками: «За Родину!», «За Сталина». 10 ноября 1942 года дедушка был контужен и отправлен в госпиталь г. Каспийска, Чечено-Ингушской республики. Там он находился 3 месяца.

После из запасного батальона автоматчика он попал под Армавир. 11 февраля 1943 года их батальон принимал участие в освобождении Краснодара. 14 апреля при освобождении г. Крымска он был ранен и отправлен в госпиталь. И так до победного конца. Пешком пройдя Россию, Украину, Польшу, дедушка встретил победу в Венгрии. После демобилизовался в 1947 году, вернулся в родной хутор и всю жизнь проработал шофёром в колхозе.

4 ученик

 Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки...
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть.
А счастье – не в забвенье.

Учитель

 Уходят в армию солдаты защищать Родину. И так тяжело осознавать, что и сейчас в мирное время грохочет автоматная очередь. Все слышали ни раз об Афганской и Чеченской войне, о подвигах интернационалистов, об их героизме и мужестве. Время выбрало нас, да время выбрало их.

КАК переживают близкие, когда   мальчишки уходят в армию служить. «Хоть бы все обошлось и сынок вернулся домой живым и невредимым!» — молятся по ночам матери.

В ГОРЕ оцепенел  наш хутор  в марте 1996 года,

когда пронеслась из дома в дом черная весть:

Витя Листов погиб в Чечне.  Он  был моим

учеником, рос обыкновенным парнем из

простой семьи.

Ему было всего лишь 19 лет...

Он не первый из учеников девятой школы,

кому довелось встретиться со смертью лицом к.лицу: Сергей Зиора, Виктор Мараховский, Валерий Пожилых и Василий Харченко служили в Афганистане. К счастью, их дождались родные. Витю Листова — нет...    

В  нашей родной  Виктору школе решили увековечить память о  нём. Коллектив школы, ученики  собрали деньги на черную мраморную доску. В спортивном зале  на торжественную линейку  пригласили маму Виктора - Ирину Анатольевну Жернакову, председателя тимашевской районной организации «Российского союза ветеранов Афганистана» Владислава Полищука. Право установить мемориальную доску предоставили   ученикам нашей школы, чьи отцы выполняли интернациональный долг в Афганистане: Валерию Пожилых, Александру и Игорю Пустовойт        

         Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения – поэта

                   И. Извозникова, которое было напечатано в книге  Тумановой   «Верные присяге». Оно посвящено памяти  ребят, служивших и не вернувшихся с Чечни.

                                  «Январь я ненавижу и – не зря!

                                 Он как излом, изгиб большого круга…

За то, что там – в начале января-

Погиб Андрейка, старший сын у друга.

И тот январь забыть никак нельзя!

И помню день, как в пелене мороза

В последний путь бойца несли друзья

И плакала,  склонясь,  вдова-берёза.

Она с ним говорила, как с живым,

А по щеке хрусталь-слеза катилась…

Он был ей самым близким и родным,

                Не верилось, что жизнь остановилась.

Мы обязаны помнить всех, кто лучшие годы своей молодости провел на

войне.

Кубанских парней отличают профессионализм и дисциплинированность,

аккуратность, подтянутость и выправка. Мы знаем имена всех учащихся

Незаймановской СОШ № 9, побывавших в «горячих точках»:

Виталий Кожемякин, Андрей Гутенев, Сергей Бабайцев, Сергей Деменок,

Валерий Раджабов, Сергей Гришин, Александр Калашников, Сергей

Шевченко, Александр Власенко, Евгений Мушта, Олег Лавецкий...

ФИЗМИНУТКА

Вторая номинация – НАША ШКОЛА   (фото)

Конечно же вы все узнали это здание нашей школы. Сегодня мы продолжим говорить о ней.

  1. Назови год основания школы.
  2. Когда мы будем отмечать 35-тилетний юбилей школы?

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9  НА 560 МЕСТ ПОСТРОЕНА  НА СРЕДСТВА КОЛХОЗА «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» В 1975 ГОД

СЕЙЧАС В ШКОЛЕ  ОБУЧАЕТСЯ – 250

ВСЕГО РАБОТНИКОВ - 35

УЧИТЕЛЕЙ –24

УЧИТЕЛЕЙ ВЫПУСКНИКОВ – 12 ЧЕЛОВЕК

ШКОЛА БЫЛА ПОСТРОЕНА НА ПУСТОМ МЕСТЕ И ЕЁ НУЖНО БЫЛО ОЗЕЛЕНЯТЬ. УЧЕНИКИ ВМЕСТЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ С БОЛЬШИМ ЖЕЛАНИЕМ САЖАЛИ АЛЛЕЮ ДЕРЕВЬЕВ ВО ДВОРЕ ШКОЛЫ  И ВДОЛЬ ДОРОГИ.

1. Сейчас нашей школе 37  лет. За эти годы она дала образование не одной тысяче выпускников. Школа гордится ими. Среди выпускников есть строители, руководители предприятий, учителя, врачи, рабочие и труженики полей. По всей стране протянулись дороги выпускников

Игра  «Доскажи словечко».

  1. А давайте  поиграем и узнаем, кем еще работают бывшие ученики

          нашей школы.  Я начинаю, а вы – заканчивайте.

     Трактор водит … (тракторист),

     Электричку - ..    (машинист),

     Стены выкрасил .. (маляр),

     Доску выстругал …(столяр).

     В доме свет провел …(монтер)

     В шахте трудится ..   (шахтер),

     В жаркой  кузнице – (кузнец)

     Кто все знает – молодец!

 3. Итог урока.

   Я представить край родной без хлеба,

     Не могу, как море без воды,

     Без щемящей сини это небо,

     Вечер  без мерцающей звезды.

     Давайте же с вами сохраним то, что нам досталось от предыдущих поколений. Давайте преумножать богатства нашей кубанской земли. Давайте не будем забывать, что  любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу землю красивой и благодатной.

Ребята, впереди у вас жизнь. Впереди тысячи дорог, уводящие в завтра. По какой из них пойдете вы? Но кем бы вы не стали на этой земле, матросом или министром, сталеваром или учителем, актером или писателем, всегда помните о родной школе. Она дает вам  путевку в большую жизнь.

Что вы запомнили? О чем бы еще хотели узнать?

Используемая литература. 

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя 1– 4 классы” - М.: “ВАКО”, 2010 г.
  2. Н.П.Аникеева. “Учителю о психологическом климате в коллективе” - М.: Просвещение, 2003 г.
  3. И.Ахметова и др. “Мой выбор”. Учебно – методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО “Учительская газета”, 2002 г.

4. Н.В. Ковалёва. “Родительские собрания в 1-4х классах” Издание 2-е. – Ростов н/д:

5.И. Извозников «Верные присяге».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

История моей семьи - часть истории родной страны.

Наши  воспоминания о дорогих и родных людях.                                           ...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

"История родной школы" классный час на день знаний

Презентация с историческими фотографиями Школы №17 г. Новомосковска, Тульской области....

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....