Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"
материал по теме

Вершинина Ольга Викторовна

 

            Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму знаний и умений, а комплексную процедуру, которая предполагает соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определённых видов и направлений деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа-гимназия №1

Тема: «Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников»

Педагогические чтения

город Саркан 2011

учитель: Вершинина О.В.

Тема: «Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников»

                                                      Вершинина Ольга Викторовна

Город Саркан

школа-гимназия №1

В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становится основным капиталом общества.

        Глава государства Н. А. Назарбаев в своём выступлении «Казахстан -только вперёд!»        выделил основные направления дальнейшего развития Казахстана: «Это высокое качество жизни.

                       Это конкурентоспособная экономика.

                       Это политическая модернизация»

Если не во всём, то во многом качество жизни человека, благополучие, процветание, конкурентоспособность государства определяет уровень образования, интеллектуальный потенциал общества и в этом контексте образование – важнейшая составляющая национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи основа прогресса, устойчивости и безопасности страны.

        Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного преподавания каждого предмета. Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителя использовать её таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал.

Особенно важно организовывать процесс формирования образовательных компетенций в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности.

        Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму знаний и умений, а комплексную процедуру, которая предполагает соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определённых видов и направлений деятельности.

        Образование, формирующее учебную компетентность, призвано привить ценности и раскрыть цели познания, обеспечить овладение теорией основных современных методов и специальными технологиями.

        Владение учебной компетентностью предполагает:

-ученик не должен уметь находить решение известных познавательных задач, ранее найденных вместе с учителем, но и самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных учебных ситуациях;

- ученик, владеющий учебной компетентность, не только умеет творчески учиться, но и хочет, ему интересно учиться, у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности.

        Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству занимает технология ТРИЗ.

        ТРИЗ – технология как научное и педагогическое направление сформировалось в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего, была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) школы Т.С. Альтшуллера. ТРИЗ – педагогика ставит целью формирование сильного мышления, воображения и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

        Принципы ТРИЗ – педагогики:

        

1.Принцип свободы выбора

- Из большего количества задач выбрать для решения любые для себя (Б.Ф. Шаталов)

2. Принцип открытости

Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами учебного материала.

3. Принцип деятельности

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Освоение ЗУН преимущественно в форме деятельности

4. Принцип обратной связи

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развития системы приёмов обратной связи.

5. Принцип идеальности

Максимально использовать возможности  знания, интересы учащихся с целью повышения результативности в процессе образования

        Задания ТРИЗ на уроках начальной школы:

 Математика

1.Измерение длины отрезка. Помочь Ивану-Царевичу найти клад. А он зарыт под самой высокой ёлкой. На доске ёлки, одни на горке, другие внизу. Как узнать какая самая высокая?

В процессе обсуждения дети пришли к выводу: вырезать полоску бумаги, которую принять за мерку, и прикладывать ко всем ёлкам и найти самую высокую.

2. Найди закономерность и вставь пропущенное число

    7   5             9    4

       2                  ?       (5)

Учатся находить закономерность в математике.

3. Какое число лишнее?

9  7  4  1  3  7

Определять чётность и нечётность чисел.

4. По какому принципу составлен каждый из следующих рядов чисел? Запиши три последовательности числа.

2  4  6  8

1  4  7  10

1  3  5  7

Применять знания, преобразовывать, расширять и дополнять, отрабатывать взаимосвязи в математике.

  1. а) Алёша на дороге в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт с сестрой?

б) В соревновании по бегу Юра, Гриша и Таня заняли три места. Какое место занял каждый ребёнок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье.

в) Двое пошли – пять гвоздей нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

г) Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана, чем бы ты стал измерять следующие продукты для оладий: мука, молоко, масло, сироп.

Сталкиваю ученика с проблемами, допускаются разные варианты ответов, учатся искать разные пути решения, находят набор вероятных ответов

  1. Игра «Учитель- ученик»

Заранее готовят друг для друга примеры для отработки приёмов устного счёта

Отработка названий компонентов, математических действий, их взаимосвязей.

Познание мира  

                                                                                                                                                                                       

  1. Почему это произошло?

- Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь

- Внезапно из леса раздалось, громкое, протяжное рычание.

2. Продолжи предложение. Колобок не сумел уйти от лисы потому, что…

3. Помоги коту поймать мышь. Она съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?

4. Учёные разработали формулу абсолютного растворителя. Он может растворить всё. Но сразу возник вопрос, как его хранить?

Развивают причинное мышление. Учатся оценивать предложенные решения.






Развитие эвристического мышления. Принимать ответы, спокойно обсуждать варианты, которые кажутся абсурдными и невероятными.

Русский язык.

Составление предложения.

Предлагаются три слова, не связанные между собой по смыслу. Например: «озеро» «карандаш» «медведь» Задание: составить как можно больше предложений, которые включали все эти слова

«Что лишнее?»

Предлагается любые три слова

  1. птицы, лисица, огурец
  2. собака, помидор, солнце
  3. гусь, лягушка, тина

Задача: оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее»

«Сокращение рассказа»

    Зачитываю короткий рассказ. Его содержание надо передать, максимально сжато, 2-3 предложения. Сохранить основное содержание.

Развивает способность устанавливать связь между предметами и явлениями, творчески мыслить создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.




Развивает способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разными явлениями.




Формирует чёткость мышления, развивает память, учит логически мыслить.

        Главная цель этих заданий – формирование у ребёнка умение управлять процессами творчества: фантазированием, решением проблемных ситуаций, пониманием закономерностей.

        Задания оказывают благотворное влияние на психическое развитие и тесно связано с психическими процессами:

                                               

                                                  память

      воображение                                                мышление

фантазию                   внимание                         положительную мотивацию

                                                                                      обучению

        При выполнении творческих заданий, необходимо составить алгоритм.

                               Разные алгоритмы:

Факт (что произошло?)                                      Кто            что           где        

                                                                              чем           зачем          как

причины                                                               когда

                                                                                                 (Цицерон)      

повод

сопутствующее

событие

аналогии и сравнения

последствия

        Алгоритм дисциплинирует мышление, приучает при  анализе обязательно выделять все зафиксированные аспекты. Именно в таких простых ситуациях, развиваются и тренируют некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

        Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификация)
  2. Высокий уровень активности проявляющейся в продуцировании большого количества различных идей.
  3. Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, в использовании обобщённых схем анализа явления.

С выпускниками начальной школы провела ряд методик по Тихомировой Л.Ф., направленных на определение степени овладения логическими операциями мышления.

        Оценка полученных результатов.

Тесты методик

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий

1.Анализ                  5                 4                    3                     2                     1

2.Сравнение            5                 4                    3                     2                     1

3.Классификация   5                 4                    3                     2                      1

4.Обобщение         5                  4                    3                     2                      1

5.Аналогия         9-10              7-8                 5-6                 3-4                  0-2

За каждый правильный ответ присваивается один балл.

Общий уровень  30-35       24-29               18-23             10-17                0-9

 развития

мышления

Продуктивная деятельность младших школьников направлена на решение и изобретение того, что реальнее ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, изготовить новую игрушку и т д.

        Использование технологии ТРИЗ позволяет подготовить учащихся младших классов к обучению в среднем звене школы. Развивает мышление учащихся, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических, а главное – формируется стиль мышления, направленный не на их самостоятельную генерацию. Умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности, умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач – что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.

        Технологии ТРИЗ применяются в изучении любого предмета, как на уроке, так во внеклассной работе. Они целенаправленно формируют и развивают учебно-познавательную компетентность школьников. При их использовании появляется исключительные возможности формирования и развития взаимосвязанных компетентностей: учебно-познавательной и компетентности личного самосовершенствования.

        Одна из основных тенденций развития цивилизации состоит в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к образованию психологии человека всякий раз новые требования.

        В государственном общеобразовательном стандарте говорится: «Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных ситуациях, стали основой прогресса, условием реализации стратегии устойчивого развития безопасности Республики Казахстан»

Литература:

  1. Гин С. Учить по-тризовски. Как? //Школьные технологии. Научно-практический журнал. 2006  №3 с.110//
  2. Л.Ф.Тихомирова, А.Б.Басов. Развитие логического мышления детей. //Пособие для педагогов  1995год//  
  3. Л.Ф.Тихомирова.  Логика для младших школьников. Пособие для педагогов и родителей. //Ярославль 2000год//
  4. Тургунбаев Б.А. Педагогические технологии как условие перехода к компетентностному образованию. //Начальная школа Казахстана  2006 №1//
  5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2010-2020год.

 Задания ТРИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Развитие творческого мышления младших школьников

Выступление - обобщение опыта работы по теме...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...