Развитие творческого мышления младших школьников
методическая разработка по теме
Выступление - обобщение опыта работы по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_mladshego_shkolnika_yavlyaetsya_odnoy_iz_celey.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления младшего школьника является одной из целей, определенных Государственным стандартом образования. Поэтому многие технологии содержат в себе элемент развития творческих способностей учащихся. Однако, чаще всего это развитие сводится к выполнению серии творческих заданий с основой на уже имеющиеся у детей знания и умения. Особенностью же учащихся начальной школы является то, что придя в первый класс, основная масса детей не обладает такими знаниями. Вот и получается, что задания творческого характера могут выполнить лишь единицы, большинство же не справляется с ними, постепенно теряя интерес.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями программы и реальными возможностями детей.
Снять данное противоречие позволяет использование технологии Волкова «Учим творчеству»
Уже в самом названии реализуется главный принцип данной технологии: «Творчеству надо обучать»
Игорь Павлович Волков учитель рисования и черчения Реутовской школы, а ныне кандидат педагогических наук, на примере уроков творчества показывает, как целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки, учить детей творчеству.
Данная технология базируется на следующих основных принципах:
- Знания – фундамент творчества. Автор считает, что творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, этими знаниями ребенка надо вооружить.
- Строгий отбор учебного материала. За определенное время ребенок может усвоить определенное, а небезграничное количество информации, поэтому необходимо строго отбирать учебный материал.
- Многократность повторения по разному организованного материала.
- Разностороннее развитие учащихся
- Индивидуальный подход.
Опираясь на эти принципы, учитель так строит процесс обучения, создает такие условия, что все учащиеся класса могут создать и создают оригинальные изделия, среди которых нет одинаковых.
Свою работу по внедрению опыта Волкова в практику мы начали с уроков технологии. Выделяя и отрабатывая ключевые умения, такие, как умение чертить, пользоваться измерительным инструментом, уже к 3 классу мы вышли за рамки начальной школы, выполняя развертки деталей, их виды и проекции (это темы уроков черчения)
Так, реализуя принцип поэлементного обучения, учащиеся первого класса учатся чертить, пользуясь инструкционной картой. Результат работы – рубашка, которую смог выполнить каждый учащийся, при этом мы видим что двух одинаковых среди них нет.
Во втором классе учимся чертить развертку конуса. А дальше включаем воображение, и вот результат – от простой пирамидки до сказочных персонажей.
В четвертом классе чертим развертку куба. И ни одной одинаковой работы.
Игорь Павлович реализовывал свою технологию только на уроках творчества. Мы же решили в строгом соответствии с перечисленными принципами учить творчеству и на других уроках.
Для уроков русского языка были разработаны «Листы познания». Каждый лист имеет два уровня: инвариантный, формирующий необходимые знания, умения и навыки и вариативный, включающий задания логического и творческого характера
Так, изучая тему «Написание безударного гласного в корне слова», каждый учащийся должен уметь:
- различать гласные и согласные звуки
- ставить ударение
- находить безударные гласные
- подбирать родственные слова
- выделять корень слова
Если хоть один из данных компонентов не усвоен учащимся, он может сколько угодно учить правило, но при этом все равно будет продолжать делать ошибки.
Поэтому в инвариантной части выполняются задания на каждый из перечисленных компонентов. Если учащийся не может выполнить задание с первого раза, ему предлагается выполнить второй или третий варианты, в которых содержаться инструкции для правильного выполнения.
Выполнив задание верно, ребенок раскрашивает один из элементов рисунка.
Учащийся не может перейти на творческий уровень, пока не усвоит необходимые знания, умения и навыки, т.е. не создаст фундамент для творчества.
Вариативная часть включает творческие задания, такие, как составление кроссвордов, ребусов, написание небольших рассказов, загадок и другие. За выполнение каждого из 10 заданий учащийся получает наклейку, которую приклеивает на свой «Лист познаний»
Заполненные «Листы познаний» вкладывается в портфолио учащихся. По ним хорошо виден уровень усвоения темы.
На уроках литературного чтения учимся составлять загадки. Для этого сначала выявляли отличительные признаки предметов и сравнивали их между собой, работали с синонимами, антонимами, многозначными словами, изучали этимологию слов. Учились сочинять загадки все вместе, а уже затем индивидуально. Приведу примеры детских загадок:
На одной ноге стою, головой кручу, за солнцем наблюдаю
Синяя, а не небо, волнистая, а не линия, бежит, а не человек.
Если знать правила построения загадок, то придумать ее может даже первоклассник. Предлагаю и вам поучаствовать в процессе сочинения.
Снежинка
Белая сахар
Пушистая пух
Кружится балерина
Планомерно ведется работа над написанием стихотворений. Начинаем с подбора рифм, затем сочиняем двустишья, четверостишья. Параллельно изучаем стихотворные размеры.
Приведу пример стихотворений, написанных одним и тем же ребенком в 1 и в3 классах
В лес идет Арина
Собирать рябину.
Настя вместе с ней идет,
Громко песенки поет.
Утром.
Рано утром Настя встала,
Ну а я еще спала.
Настя гетры натянула
И за завтраком пошла.
Вот сегодня день хороший,
В школу можно не идти.
Но проблема только с Настей –
В садик надо отвести.
Наконец и я проснулась,
Настю в садик отвела.
Но одной мне стало скучно
Настю я домой ждала.
Следующим этапом стало составление сказок. Мы познакомились с различными видами сказок, анализировали их. Составляли сказки всем классом, используя карты Проппа, затем в группах и индивидуально. Готовые сказки оформлялись в книжечки и пополняли школьную библиотечку.
И еще один этап нельзя не отметить. Творчество не может быть без собственных переживаний ребенка. Примером такой работы может быть описание какого-либо предмета, например бездомного котенка по схеме:
- Что ты видишь?
- Что слышишь?
- Что чувствуешь?
- Каковы твои ощущения?
- Как ты думаешь, какие чувства испытывает котенок, почему ты так решил?
Данная работа позволяет задействовать эмоции учащихся. Она основывается на индивидуальных особенностях каждого ребенка и ориентирована на развитие каждой личности.
Чувства детей и результаты систематического обучения творчеству особенно ярко проявляются при написании сочинений. Приведу пример трех сочинений на одну и ту же тему «Деревья на моей улице». Это третий класс. Сочинение писали в школе.
Тема одна, но насколько по разному ребята раскрыли ее: здесь и история, и экология, и художественное описание. Но при этом каждое сочинение пронизано переживаниями ребенка, его неравнодушием к окружающему. Значит, мы на правильном пути. Ведь работа учителя, по словам Уильяма Блейка «увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
Нахождение площади прямоугольника....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
презентация к мастер-классу "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"
Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...
Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...
Комментарии
выступление - обобщение опыта
выступление - обобщение опыта работы по теме