Примерная рабочая программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение»
рабочая программа по теме

 

Примерная рабочая программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение» разработана на основе стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место  православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение» разработана на основе стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место  православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования.

Примерная  программа по «Устройству  православного храма и богослужению»  предполагает  постепенное  углубление и расширение вероучительных знаний, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся (10-12 лет).

Данная программа рассчитана на 28 часов в год. Количество часов в неделю-1ч.

Изучение данного курса  рассматривается в системе межпредметных связей и соотноситься с общеобразовательными предметами: литературой, историей, географией, музыкой, искусством. Это позволяет  расширить мировоззренческие задачи курса, создать широкий историко-культурологический контекст, помогающий более глубоко и основательно раскрыть обучающимся значение Православия в мировой истории, Русской Православной Церкви в становлении российской государственности, всех сфер общественной жизни, уклада и духовно-нравственного облика народов России, их культурно-исторических традиций.

Главное в духовной жизни воспитанников – научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению со своими сверстниками, совместному деланию, служению ближним, проходить уроки послушания  учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям осознать христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку  своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим  людям, принимать активное  участие в жизни школы, помогать в Храме. Важно научить ребенка  всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности  заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях. Святитель Василий Великий писал: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла».

Цели курса:

  1. сформировать у учащихся осознанного понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православной веры
  2. помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней  для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что "если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем".

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  1. приблизить детей к литургической жизни Церкви;
  2. формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;
  3. формировать опыт духовной жизни во Христе;
  4. заложить основы добродетельной жизни - жизни по  совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;
  5. дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства.

познавательных:

  1. формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;
  2. формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;
  3. формировать стремление к  изучению, сохранению  и развитию национальных  культурно-исторических традиций.

коммуникативных:

  1. формировать принцип иерархичности  в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;
  2. научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник. Церковная утварь. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и другие традиции церковного быта). Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Понятия о  годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие Праздники (смысл и краткое содержание). Понятие Праздников «подвижных» и «под числом». Два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

Важное место в обучении  отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.

Итогом такой работы должны стать:

  1. умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
  2. развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;
  3. умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты изучения «Основ православной веры»:

  1. укоренение в православной вере, традиции и культуре;
  2. приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);
  3. любовь к Родине, её святыням и  культуре, формирование исторической памяти;
  1.  благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
  2.  отношение к миру как  дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
  3. осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
  4. усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

Предметные результаты изучения:

  1. свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и  вне богослужебного времени;
  2.  отличать облачение священнослужителей, знать название  священных сосудов и церковной утвари;
  1. знать смысл некоторых  Церковных Таинств;
  2. осознавать важность поста как  добродетельного пути к Богу;
  3. уметь рассказывать о  церковных праздниках;
  1. объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, Церковь как семья, храм, Евангелие (значение слова), Таинства, двунадесятые праздники, благословение священника, родителей;
  2. осознанно  приступать к Таинству Исповеди;
  3. оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

        

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТ

Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно - научного и обществоведческого направления используются  контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа ( тестовые задания типа:  поиск ошибки;  выбор ответа;  продолжение или исправление высказывания).

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,  правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи,  в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

ВЕДУЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 Ведущими технологиями  на системном уровне (ежеурочно) являются технология

здоровьесберегающего обучения и технология уровневой дифференциации. Технология  здоровьесберегающего обучения содействует самореализации и самоутверждению субъектов образовательного процесса,  его  гуманизации. Использование данной технологии предусматривает творческий продуктивный характер деятельности учащихся. Результатом системного применения данной технологии является сохранение психического и физического здоровья учащихся, предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Цель внедрения технологии уровневой дифференциации – построение индивидуальной траектории развития ученика.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Словесные методы обучения:

  1. объяснение — вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости;
  2. рассказ — это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер; дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений,
  3. рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
  4. работа с печатным источником информации — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
  5. беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

Наглядные методы обучения:

  1. Демонстрация.
  2. Иллюстрация.

Практические  методы обучения:

  1. частично- поисковый метод,
  2. метод самостоятельной работы,
  3. метод  формирования познавательного интереса.

Игровые методы

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, парная (на этапе взаимопроверки), индивидуальная.                                                                                                                                                              

Список литературы и рекомендуемые сайты.

Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru– сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua,www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотекаwww.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.r



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры"

Программа по курсу «Основы  православной культуры» рассчитана на учащихся 4, 5 классов, в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"

В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение....

Устройство православного храма

Презентация к уроку "Священные сооружения" (Курс "Основы православной культуры")...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры".

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Программы «Основы религи...

Рабочая программа модульного курса ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса

"Основы православной культуры" - один изшести  модулей учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".УМК входит в Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ; о...

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» 2 класс

В основе учебно-воспитательного процесса внеурочной работы по курсу «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,...

Рабочая программа по курсу "Основы православной веры"

Учебники Екатеринбургской епархии "Нравственные истины Нового Завета"...