Урок. "Справедливость"
презентация к уроку (4 класс) по теме
Предлагаю урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: "Справдливость".
Задачи урока:
v Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
v Воспитание в детях чувства справедливости.
v Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
v Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:
• словесные;
• частично-поисковый;
• методы самостоятельной работы;
• элементы исследовательского метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация урока | 1.15 МБ |
Разработка урока | 603.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Справедливость Урок 12. Составитель: Пичугина Л.Н. , учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ» Основы светской этики
Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Корзина идей
Стол переговоров
Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки . - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки . - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Вывод:
В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым ?
Корзина идей Толковые словари:
Корзина идей Пословицы и поговорки : Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет , Не ищи правды в других , Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.
Корзина идей Афоризмы : Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер ) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Д/З?
Проверка работы групп:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.
Корзина идей Пословицы и поговорки : Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет , Не ищи правды в других , Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) — римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный . Аристотель:
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Демокрит: Демокри́т Абдерский ( ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э. ) — древнегреческий философ
Обсуждение ситуации в рассказе. • Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. • Справедливо ли мама наказала Иринку ? • Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? • Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
Корзина идей Пословицы и поговорки : Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет , Не ищи правды в других , В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет. Хлеб-соль кушай,
Вывод. • Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? • Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Заключение. • Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Предварительный просмотр:
Разработка урока.
Тема: Справедливость.
Модуль «Основы светской этики»
Место урока в курсе: урок № 12
Класс: четвертый
Количество часов: 1 час
Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
- Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
- Воспитание в детях чувства справедливости.
- Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:
• словесные;
• частично-поисковый;
• методы самостоятельной работы;
• элементы исследовательского метода.
Формы организации познавательной деятельности:
• коллективная;
• фронтальная;
• групповая; * Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».
Ожидаемые результаты:
• умение поступать по справедливости,
• соблюдать моральные правила,
• умение оценивать свои поступки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Поставка темы и цели урока.
У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1
(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3
Работа с понятием «справедливость».
(Используется прием «Корзина идей») слайд 4
• Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)
• А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»
• Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)
• Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).
Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5
Учитель: Притча «Справедливость»
слайд 6 - Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 7
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9
Вывод:В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Учитель: слайд 10
• В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
• А что значит быть справедливым?
На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.
Работа с различными источниками информации.
• слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,
слайд 12вторая группа составит пословицы о справедливости.
- слайд 13Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.
Проверка работы групп:
Слайд 14 - 20
Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд 21
Чтение рассказа по ролям.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! - и раздавил в лепёшку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.
- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э
- Ну, что ты всё «э» да «э»!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...
- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22
• Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
• Справедливо ли мама наказала Иринку?
• Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
• Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
Вывод. слайд 23
• Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
• Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Заключение. Слайд 24-25
Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):
Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Слайд 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Справедливость" Модуль "Основы светской этики"
Воспитать в детях чувство справедливости....
Курс ОРКСЭ Тема урока: Справедливость.
Курс ОРКСЭТема урока: Справедливость....
Презентация к уроку "Справедливость"
16 слайдов к уроку "Справедливость"....
Урок Справедливость
ОРКСЭ- Урок " Справедливость"...
технологическая карта к уроку "Справедливость" и конспект
Урок окружающего мира в 4 классе , 1 полугодие...
ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость
ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость...
Конспект урока "Справедливость"
Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"...