Курс ОРКСЭ Тема урока: Справедливость.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Коноплёва Людмила Николаевна

 

Курс ОРКСЭ

Тема урока: Справедливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_spravedlivost.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Тема урока: Справедливость.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся  с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
  2. Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
  3. Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами
  4. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», электронное приложение к учебнику.

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Операционно-познавательный: Повторение

Читает рассказ

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ (слайд 1)

В.Сухомлинского

Было у матери семь дочек.(щелчок) Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, (щелчок дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

(щелчок -Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

(щелчок -Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

(щелчок -Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -сказа третья.

(щелчок -Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -щебетала четвёртая.

(щелчок -Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -промолвила пятая.

(щелчок -Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

(щелчок А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

-О чём  это я ?

(Слайд 2)-Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

-Вы тоже дома помогали мамам. Давайте посмотрим, какие у вас получились ромашки для мамы.

Трудно было?

Слушают.

О долге детей перед родителями.

 О помощи детей родителям.

Каждый зачитывает, чем он помог маме.

Беседа с учащимися.

Работа с опорными листами.

Вводно-мотивационный этап.

Хорошо.

Сегодня у нас в гостях прекрасная…, а впрочем сейчас вы увидите сами.

Для того, чтобы гостья появилась, вам надо сказать о ней что-то хорошее, хотя вы её совсем не знаете. Попробуем? (Слайд 3) 8 щелчков

Кто же это? (Щелчок)

Давайте вспомним её историю.


3
щелчка

-Так что же произошло с Золушкой?

-Справедливо ли к ней относилась мачеха и сёстры?

Почему вы так думаете?

-Кто помог Золушке попасть на бал?

-Чем закончилась сказка?

-Вы согласны с такой концовкой сказки?

Почему, объясните свой ответ.

Примерные ответы:

Хорошая, красивая, приветливая, добрая, весёлая, честная, доброжелательная, чудесная, волшебная и т.д.

Золушка.

Смотрят видеоклип.

Отвечают на вопросы по просмотренному.

Работа с медиаресурсом.

Дискуссия.

Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Кто попробует объяснить, что такое же справедливость? .(Слайд 6)

Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках.

-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём..

- Вторая группа попробует определить откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.

-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

А теперь давайте обратимся к учебнику, что там написано о справедливости. Прочитайте 1-й и 2-й абзацы.

Запишите определение справедливости в опорных листах, задание№1.(Щелчок)

Прочитайте текст в учебнике дальше с 3-го по 5-й абзацы.

Давайте сейчас мы попробуем разобраться в нескольких ситуациях, справедливы ли они. Внимание на экран.(Слайд 7+2 щелчка)

Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?

Найдите ответ в учебнике и выпишите в опорные листы, задание №2.

Давайте сверим, что вы выписали.(Слайд 8)

Как вы думаете быть справедливым сложно?

А вот что об этом говорят знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран.(Слайды 9, 10, 11)

На экране ФЕМИДА.(Слайд 12)

Кто из вас знает кто это?

А почему у неё завязанные глаза? Прочитайте в опорных листах. Задание №3.

Что означают весы в её руке?

Что обозначает меч?

А вам хотелось бы быть справедливыми?

Для этого вам следует выполнять  определённые правила. Обратимся к учебнику стр.29.

  1. Избегать в своих действиях зла.
  2. Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
  3. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
  4. Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
  5. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
  6. Не посягать на личность и достоинство человека
  7. Исполнять обязанности перед другими и самим собой.
  8. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.

О справедливости.

Пробуют ответить.

  1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
    категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
  2. От старо-славянского слова праведный, правда.

-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон

  1. Всяк правды ищет, да не
  2. всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду, что шило в мешке не утаишь.

Говоришь правду-правду и делай.

Без правды не житьё-вытьё.

В ком добра нет- в том и правды мало.

ВЫВОД: справедливость- это правда.

Списывают определение с учебника.

Читают вслух.

Рассматривают ситуации, дают свои обоснованные ответы.

Самостоятельная работа.

Читают, что написали.

Смотрят.

Фемида-богиня правосудия.

Читают.

Читают по цепочке.

Работа с различными источниками информации группами.

Работа с учебником.

Работа с опорными листами.

Работа с учебником.

Работа со слайдами.

Самостоятельная индивидуальная работа.

Работа с опорными листами.

Работа со слайдами.

Работа с опорными листами.

Работа с учебником.

Закрепление  и обобщение пройденного на уроке материала.

 

Золушка приготовила для вас интересное задание, выполнив его правильно, вы получите заслуженную награду, ошибётесь- не получите. Всё будет по справедливости.

Готовы? Внимание на экран.

  1. Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ) (щелчок)
  2. Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ) (щелчок)
  3. Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ) (щелчок)
  4. Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ) (щелчок)
  5. Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ) (щелчок)
  6. Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ) (щелчок)
  7. За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ) (щелчок)

Что за награду вы получили?

Справедливо?

Но это ещё не всё.(Слайд 14) Она просит помочь разобраться в некоторых ситуациях. В опорных листах задание №4

Ситуация 1.

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.  

 Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто  поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:   - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает:  -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик  обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

  1. Оцените поступок мальчика.

Ситуация 3.

  1. Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

Сергей сказал:-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

-Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

(щелчок)На экране появляется слово МОЛОДЦЫ!

Заслуженная награда.

Решают кроссворд.

Благодарность.

Ответы детей.

Разгадывание кроссворда.

Дискуссия.

Домашнее задание.

Задание №5

Дома вам предстоит поработать с литературными произведениями, которые у вас указаны в опорном листе. Посмотрите. И ответить на вопрос «О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй?

(Морозко,   Фантазёры, Цветик-семицветик)

Уясняют для себя всё ли понятно.

 

Работа с опорным листом.

Рефлексия

Задание №6

Выполняют индивидуально.

Работа с опорным листом

Заключительный этап.

И в заключении за хорошую работу на уроке ещё один подарок от Золушки.  (Слайд 15) Просмотр видеоклипа.

Смотрят

Просмотр видеоклипа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Справедливость" Модуль "Основы светской этики"

Воспитать в детях чувство справедливости....

Урок. "Справедливость"

Предлагаю урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: "Справдливость".   Задачи урока:v Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.v Воспитание в детях чувства справедливо...

Презентация к уроку "Справедливость"

16 слайдов к уроку  "Справедливость"....

Урок Справедливость

ОРКСЭ-  Урок  " Справедливость"...

технологическая карта к уроку "Справедливость" и конспект

Урок окружающего мира в 4 классе , 1 полугодие...

ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость

ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость...

Конспект урока "Справедливость"

Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"...