технологическая карта к уроку "Справедливость" и конспект
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе , 1 полугодие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к уроку окружающего мира "Подкидыш" | 19.17 КБ |
okr.mir_spravedlivost.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема"Справедливость"
Тема | Справедливость |
Цель урока | Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека |
Планируемый результат | Личностный: осознавать ответственность за свои действия умение поступать по справедливости, • соблюдать моральные правила, • умение оценивать свои поступки. Метапредметный: Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Познавательное УУД: находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Методы урока | словесные; • частично-поисковый; • методы самостоятельной работы; • элементы исследовательского метода |
Основные понятия | Справедливость,мораль |
Межпредметные связи | История, литература, русский язык |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Толковые словари:Даль,Ожегов. - презентация - раздаточный материал |
Формы организации | Работа фронтальная, индивидуальная и в группах. |
Технологическая карта урока.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | Формируемые УУД |
I этап. Организационный момент. | Рефлексия активизация учащихся | - Здравствуйте ребята, разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока. Сегодня мы обсудим моральные качества справедливого человека. . | Разгадывают, составляют слово из букв на столе. Тема урока: Справедливость. | Активизация Учащихся. |
2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов и определения цели и темы урока.Приём "Корзина идей" | 1 задание. Напишите все ,что вы знаете о справедливости. Соберем в "Корзину идей "наши знания и предположения Одна из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости. А вы знаете, что слово «справедливость» происходит от праславянского слова «Правъ». Какие слова являются однокоренными слову «правъ»? | Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. - Правда, правильно, право Высказывают своё мнение (по желанию) | Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности |
3Этап. Усвоение новых знаний и способов действий | Поиск решения учебной задачи. | Притча" Справедливость" В чем может проявляться справедливость?(в работе, к окружающим , к самому себе) А что значит быть справедливым? На этот вопрос мы попытаемся ответить работая в группах. Физкультминутка. Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда. | Ответы детей. Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях. Вторая группа составит пословицы о справедливости Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости. Высказывают мнение. | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Личностные:Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
4этап .Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Работа над рассказом Н.Носова "Фантазеры" Обсуждение ситуации в рассказе. • Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. • Справедливо ли мама наказала Иринку? • Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? • Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению? | Ответы учащихся. Чтение по ролям. | Познавательные:Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
6 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся. | . «Плюс-минус-интересно». Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Дети делают записи в таблице. «Плюс-минус-интересно». | Личностные; Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. |
7 этап Выставление оценок. Д/з Учебник по окр миру.стр | Итог урока | Выставление оценок. Запись д/з |
Предварительный просмотр:
Разработка урока.
Тема: Справедливость.
Предмет "Окружающий мир"
Класс: четвертый
Количество часов: 1 час
Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
- Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
- Воспитание в детях чувства справедливости.
- Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:
• словесные;
• частично-поисковый;
• методы самостоятельной работы;
• элементы исследовательского метода.
Формы организации познавательной деятельности:
• коллективная;
• фронтальная;
• групповая; * Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».
Ожидаемые результаты:
• умение поступать по справедливости,
• соблюдать моральные правила,
• умение оценивать свои поступки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Поставка темы и цели урока.
У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость).
(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека
Работа с понятием «справедливость».
(Используется прием «Корзина идей») слайд 1
• Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)
• А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»
• Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)
• Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).
Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 2
Учитель: Притча «Справедливость»
слайд 3- Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 4
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 5
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 6
Вывод:В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Учитель: слайд 7
• В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
• А что значит быть справедливым?
На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.
Работа с различными источниками информации.
• слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,
слайд 12вторая группа составит пословицы о справедливости.
- слайд 13Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.
Проверка работы групп:
Слайд 14 - 20
Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд 21
Чтение рассказа по ролям.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! - и раздавил в лепёшку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.
- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э
- Ну, что ты всё «э» да «э»!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...
- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22
• Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
• Справедливо ли мама наказала Иринку?
• Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
• Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
Вывод. слайд 23
• Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
• Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей) - Итак, ребята, давайте подведем итог.
- Продолжите подбор нужных качеств:
Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, откровенность,….
- Закончите предложение:
Справедливым можно назвать такого человека, который….
Заключение. Слайд 24-25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...