Информационно – исследовательский проект «Моя родословная»
материал (2 класс) по теме

РЯБОВА. ОЛЬГА. АЛЕКСАНДРОВНА.

 

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей младшего школьного  возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moya_rodoslovnaya.zip171.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Н. А. Мордовиной»

Информационно – исследовательский проект

«Моя родословная»

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

 Рябова О. А

Участники проекта:

 учащиеся 2 «Г» класса

 и их родители

Название проекта:  «Моя родословная».

Актуальность проекта

В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше.

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей младшего школьного  возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная».

Цель проекта: через организацию разных видов деятельности учащихся создать условия,  способствующие закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к членам своей семьи, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

2. Дать понятие о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

5. Укреплять детско-родительские отношения.

Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский,

внутри класса; при участии детей и взрослых; долгосрочный.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования: родословная семьи.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.

Гипотеза: В результате работы над проектом у детей, родителей и других членов семьи  установится более тесная связь во взаимоотношениях, что будет способствовать развитию интереса к истории своей семьи.

Методы работы:  1. Анкетирование.

                                2. Чтение и анализ произведений о семье.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Руководитель проекта: Рябова О. А.

Участники:  учащиеся 2 «Г» класса, их родители и другие члены семей.

Прогнозируемый результат проекта:

Результат может быть представлен как система работы с детьми и родителями по данной теме, с перечислением и кратким описанием всех используемых форм работы. Можно представить генеалогическое древо семьи, создать словарь терминов родства, сборник пословиц и поговорок о семье.

Этапы работы:

  1. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта  на    собрании.
  4. Сбор и анализ материалов по теме проекта.
  5. Работа по плану с детьми, родителями.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

1.         Составление  «семейного» словарика.

2.    Рисование портретов членов семей.

3.    Изготовление «Семейного дерева».

Содержание работы с детьми:

1. Проведение анкетирования.

2. Беседа «Что такое семья?»

3. Чтение и анализ произведений о семье.

4. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.

5. Загадки о доме и семье.

Содержание работы с родителями.

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями о семье.

3. Проведение  работы по подбору загадок, стихов и песен, пословиц и поговорок о семье, о членах семьи.


План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта

Этап работы

Содержание работы

Ответ-

ственные

Подготовительный

разработка этапов проектной деятельности;

разработка анкеты для диагностики уровня знаний детей о семье, родословной;

разработка примерных конспектов занятий и внеклассных мероприятий;

продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта; разработать консультации, родительские собрания, оформить уголок чтения.

Рябова О. А.,

родители учащихся

Основной

проводится диагностика на начальном этапе и заключительном, где прослеживается динамика детей; проводятся занятия по чтению, окружающему миру, ИЗО по теме проекта.

Изготовление «Семейного словарика»,

проводятся развлечения “Мы будущие защитники Отечества” “Мамочка родная”, «Масленица».

организуются выставки детских работ на тему “Моя семья”, «Моя любимая мамочка», «Целуем бабушкины руки», «Папа – лучший друг»;

родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; праздники, выставки, работа с пословицами и поговорками о семье.

Кл. руководитель:Рябова О. А.,

учащиеся, родители

Заключительный

Подведение итогов:

1. Обработка информации по сводной информационно-диагностической карте по выявлению знаний у детей о своей семье;

2. Оформление результатов проекта;

4. Проведение итогового комплексного занятия «Семья. Родословное древо моей семьи».

Кл. руководитель: Рябова О. А.,

учащиеся

Результаты работы над проектом:

- в результате проделанной работы дети смогли чётко рассказать о членах своей семьи;

- воспитанники в игровой форме продемонстрировали знание о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

- на протяжении всего проекта дети совместно с родителями и педагогом вели активную творческо-поисковую деятельность;

- в ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: батюшка, матушка, родословное древо моей семьи, различные термины родства; узнали множество пословиц и поговорок о семье;

- активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.

В результате изучения родословного древа и истоков своей фамилии у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях. Многие дети из класса не знали отчеств своих родителей, бабушек и дедушек, а по окончании проекта составили генеалогическое древо трех - четырех поколений по восходящей или нисходящей линиям.

В результате работы над проектом, совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей и взрослых были разработаны:

  1. «Семейный словарик» (словарь терминов родства);
  2. конспекты классных и внеклассных мероприятий,
  3. разработки родительских собраний;
  4. сборник пословиц и поговорок о семье;
  5. «Родословное древо» семей учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

День знаний. 1 сентября 2012 г.  

Классный час

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель:

Формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.

Задачи:

  1. Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
  2. Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
  3. Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, мои роднульки!

Мы не виделись  давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Урок будем  начинать!

        Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

УЧЕНИК: Каникулы кончаются —

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

Со знаниями новыми!

И — с Новым Школьным Годом!!!

Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

УЧЕНИК: В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты входишь из семьи.

 

Что такое семья? Это мать и отец,

           Братья, сёстры и я.

           Сени в доме, крылец.

1-й: И соседи, родня, школа, улица, пруд,

           Огороды, друзья, что за уши дерут.

2-й: Это то, без чего невозможно прожить,

           Это детство моё, и его не забыть…

3-й: Оно силы даёт созидать и творить,

           Где б ты ни был, зовёт.

4-й: Дверь охота открыть,

          Посидеть за столом,

5-й: Вспомнить тех, кого нет,

           И ещё о былом, словно не был сто лет.

Без семьи не прожить, человеком не стать,

           Нужно жить, и любить, и детей воспитать,

6-й: Посадить деревцо, также выстроить дом,

           Помнить слово отцов – сила Родины в нём.

Почитать родителей значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Волшебный символ жизни - семья,
В нем капелька Отчизны, в нем - я,
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем - солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеется кругом.

Семья поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? ( Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)

Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

А кто это? (Члены семьи)

Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».

Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

   Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

 (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

ЛЕРА: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лиля:  Семья – это летом поездки на дачу.

 ЛЕРА: Семья – это праздник, семейные даты,

 Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.

ЛЕРА:  Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

ЛЕРА:  Семья – это труд, друг о друге забота,

Лиля: Семья – это много домашней работы.

ЛЕРА:  Семья – это важно!

Лиля: Семья – это сложно!

ЛЕРА:  Но счастливо жить одному невозможно!

 Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

 Какая хорошая эта семья!

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.  (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени,  трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.

И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся.

Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!

КАРИНА: Любите и цените счастье!

 Оно рождается в семье,

 Что может быть её дороже

 на этой сказочной земле.

Итог урока. Песня.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета «Знаю ли я родословную своей семьи?»

1.

Известна ли Вам родословная Вашей семьи?

Да

Нет

 

2.

Все ли Вы знаете о своих предках на уровне:

- родителей;

- дедов и бабушек;

- прадедов и прабабушек;

- пращуров;

- прапращуров

Да

Нет

Кое-что

3.

Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках?

А. Знаете ли Вы, как работать в архивах?

Б. Как получить информацию в библиотеках?

В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников?

Да

Нет

 

4.

Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа? 

Да

Нет

 

5.

Заинтересовала ли Вас эта анкета?

Да

Нет

 

6.

Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи?

Да

Нет

 

7.

Данные участника исследования:

Ф.И.О._______________________________________________________

Возраст:_____________________________________________________

Место учебы :________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 «Семейный словарик»

(Словарь терминов родства)

Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей одних родителей.

Брат крестный - сын крестного отца.

Брат крестовый, брат по кресту, брат названный - лица, обменявшиеся нательными крестами.

Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.

Братаниха - жена двоюродного брата.

Братанна - дочь брата, племянница по брату.

Братова - жена брата.

Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.

Братыч - сын брата, племянник по брату.

Вдова - женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.

Вдовец - мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Деверь - брат мужа.

Дед - отец матери или отца.

Дед крестный - отец крестного отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич - прямой наследник по деду.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названная - приемыш, воспитанница.

Дщерич - племянник по тетке.

Дщерша - племянница по тетке.

Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.

Дядя - брат отца или матери.

Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.

Жених - сговоривший себе невесту.

Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Кум, кума - см: Отец крестный, мать крестная.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Мать крестная, мать крестовая - восприемница при обряде крещения.

Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.

Мать молочная - мамка, кормилица.

Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха - другая жена отца, неродная мать.

Муж - женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка - жена сына.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отец крестный - восприемник при обряде крещения.

Отец названый - отец приемышу, воспитаннику.

Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.

Отценачальник - старший в поколении.

Отчим - другой муж матери, неродной отец.

Отчинник, отчич - сын, наследник.

Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок - сын неродной одному из супругов.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Племяш - родич, родственник.

Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Свояки - лица, женатые на двух сестрах.

Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.

Сестра - дочь одних родителей.

Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.

Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.

Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.

Сноха - жена сына, невестка.

Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.

Супруг - муж.

Супруга - жена.

Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Сын крестный (крестник) - лицо мужского пола по отношению к восприемникам.

Сын названый - приемыш, воспитанник.

Тесть - отец жены.

Тетка, тетя - сестра отца или матери.

Теща - мать жены.

Шурин - родной брат жены.

У многих из этих терминов могут быть прилагательные:

Внучатый  - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.

Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.

Кровный - о родстве в пределах одной семьи.

Однородный - о происхождении от одного отца.

Одноутробный - о происхождении от одной матери.

Полнородный - о происхождении от одних родителей.

Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Привенчанный - о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.

Родной - о происхождении от одних родителей.

Сводный - о происхождении от разных родителей.

Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

«СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО»

Нисходящая  родословная схема

Восходящая родословная схема

Родословное древо – это та же таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Русские поговорки и пословицы о семье

  1. Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
  2. Русский человек без родни не живет.
  3. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  4. Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
  5. Выбирай корову по рогам, а девку по родам.
  6. Родство – дело святое, а деньги – дело иное.
  7. Любовь да совет – на том стоит свет.
  8. Послушный сын – роза материнского сердца.
  9. Без матушки родной и цветы не цветут.
  10. Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.
  11. На что клад, когда у мужа с женой лад.
  12. С любовью везде простор, со злом везде теснота.
  13. Хозяйство умелую руку любит.
  14. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  15. Без жены, как без шапки.
  16. Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
  17. У добрых супругов две души, но единая воля.
  18. Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.
  19. Без мужа жена всегда сирота.
  20. Мир в семье женой держится.
  21. Семейный горшок всегда кипит.
  22. Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.
  23. Всякая невеста для своего жениха родится.
  24. Любовь одна, а обитает в двух сердцах.
  25. Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
  26. Супругам без детишек, что зимой без дровишек.
  27. Слава сына – отца отрада.
  28. Хорошая жена – мужу корона.
  29. Дети – крылья человека.
  30. Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.
  31. Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
  32. Муж жене – отец, жена мужу – венец.
  33. Красна пава пером, а жена нравом.
  34. Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.
  35. Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
  36. Где любовь да совет, там и горя нет.

Пословицы народов мира о семье

  1. Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).
  2. Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).
  3. Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).
  4. Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).
  5. Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).
  6. Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).
  7. Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).
  8. Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).
  9. Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).
  10. С умной женой муж богатеет (вьетнамская).
  11. Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).
  12. Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).
  13. Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).
  14. Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).
  15. Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).
  16. Любовь красоты не требует (татарская).
  17. Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).
  18. Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
  19. Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).
  20. Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
  21. Материнская рука мягкая (коми).
  22. Материнские ногти котенка не пугают (африканская).
  23. Прут у матери пуховый (азербайджанская).
  24. Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
  25. Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).
  26. Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
  27. Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).

Литература :

  1. "Отечественная генеалогия". --И. Усков. Учебное пособие.-Кемерово.-2002
  2. Варанкина Л. И. «Моя родословная» - Курганск, 2001
  3. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание: ок. 1500 ил./- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006. 348 с.
  4. Каспарова Ю. «Культурная память семьи» - Обруч №5, 2008
  5. Коротков Е. В. «Твоя родословная. Кто ты? » - Волгоград, 1999
  6. Коротков. Е.В. Твоя родословная. Кто ты? [Текст]- Волгоград: Перемена, 1999.
  7. Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор – составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 1999.
  8. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, лучшие компьютерные программы, 2007.
  9. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 8. – ООО «ТД Издательство Мир книги», 2007
  10. Онучин, А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.
  11. Папушин, А. Род, или как самому составить родословное древо // Семья, 1991. № 21.
  12. Ривина Е. «Родословная в детском саду: история и образ жизни»
  13. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История [Текст]/ Сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов; под редакцией О.Г.Хинн.- М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД",1998.-152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект по окружающему миру "Мир волшебного дерева"

Визитная карточка  и театрализованная презентация инфрмационно-исследовательского проекта "Мир волшебного дерева" Автор:учительначальных классов Новикова И.В....

Исследовательский проект "Моя родословная"

Проект ориентирован на учащихся 4 класса .Приложение : Классный час " Из истории создания фамилий", презентация праздника....

Информационно-исследовательский проект "Снег"

Проект ,созданный всем классом под моим руководством для учебно-исследовательской конференции учащихся 3-4 классов...

Информационно-исследовательский проект "Нужны ли физминутки на уроках? Через какое время наступает усталость"

Задачи исследования:1. Провести хронометраж времени на усталость с помощью сигнальных карточек на каждом уроке в течение 2-х месяцев в 3 классе.2. Провести анкетирование по данной теме в 4 классе3. Ср...

Исследовательский проект "Моя родословная".

Исследовательский проект "Моя родословная" помогает детям ответить на вопросы "Для чего нужно знать о своей родословной? Чем эти знания мне помогут в жизни? Где мои исторические корни?...

Исследовательский проект "Моя родословная"

laquo;Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя». В.О.КлючевскийЦель работы: изучить родословную моей семьи. Задачи работы: Составить генеалогическое древо семьи. ...