Учебно - исследовательский проект "Моя родословная", Герман Александра, ученика 4 класса, МБОУ "Ямальская школа - интернат"
презентация к уроку ( класс) на тему
Презентация и доклад к учебно - исследовательскому проекту "Моя родословная"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к проекту "Моя родословная" | 2.25 МБ |
Доклад к проекту "Моя родословная" | 398.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
А. Герман
МБОУ «Ямальская школа – интернат», с.Яр – Сале.
Моя родословная
Самое главное в жизни любого ребенка его семья. Воспитанием ребенка, как правило, занимаются родители: мама и папа. Но в наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.
Понятийное поле проекта: род, родословная, поколение (колено), геральдика, герб, семья, традиции, ценности и др.
Тема проекта: Моя родословная.
Тип проекта: учебно-исследовательский
Сроки проекта: 2013г - 2015г
Актуальность исследования:
В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими. Примерами могут послужить народные поговорки и пословицы: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамиться» или «Без корня и полынь не растёт» и др. К сожалению, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Не знание своей родословной–это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В прошлом Генеалогии (родословные)были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа предков «не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
В настоящее время многие народы считают святой обязанностью знать несколько поколений своей родословной: китайцы – до пятого колена, народы Горного Алтая – до седьмого колена, буряты – до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.
По нашему мнению, актуальность темы бесспорна, потому что через историю родов в живую можно постичь историю и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Объектисследования: генеалогия как наука о родословной.
Предметисследования: родословная семьи Герман.
Цельпроекта: изучить родословную и разработать модель родословной семьи Герман.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные понятия, составляющие проблемное поле исследования «род», «родословная», «поколение (колено)», «геральдика», «герб», «семья», «традиции», «ценности» и др.
- Изучить историю трех поколений по линии папы и мамы.
- Разработать модель родословной семьи Герман, состоящейиз следующих компонентов:традиционно-ценностного, в котором представлены и охарактеризованы основные традиции и ценности семьи Герман;генеалогического, представленного генеалогическим древом; геральдического, предполагающего фамильныйгербмоейсемьи и биографического, включающего в себя биографическийматериалопредкахсемьи Герман и семейный документ ДневникПамятисемьиГерман.
Этапы работы над проектом: 1) подготовительный - подборка материалов различных источников по теме, разработка научно-понятийного аппарата исследования (составление плана работы, обоснование актуальности выбранной темы, определениецелииформулированиезадач, изучение основных понятий исследования); 2) поисково–исследовательский – сбор и переработка информациипотемеисследования, проектирование и моделированиеродословной семьи Герман; 3) оформление и представление результатов учебного исследования: теоретических – материалы анализа теоретических вопросов работы (теоретическая часть УИР), эмпирических – материалы модели родословной семьи Герман, состоящей из следующих компонентов: традиционно-ценностного, в котором представлены и охарактеризованы основные традиции и ценности семьи Герман; генеалогического, представленного генеалогическим древом;геральдического, предполагающего фамильный герб моей семьи и биографического, включающего в себя биографический материал о предках семьи Герман и семейный документ Дневник Памяти семьи Герман.
Методы исследования: теоретические– анализ (основных понятий и истории вопроса; архивныхдокументов; индукция и дедукция (при сборе материала о традициях и ценностях семьи); биографический(изучение биографий родственников); классификация (при изучении видов гербов и т.д.); эмпирические –опрос (опрос родственников, направленный на выявление семейных традиций и ценностей);обобщение (при составлении характеристики традиций и семейных ценностей семьи, генеалогического древа, герба семьи), проектирование и моделирование (при подготовке модели родословной семьи Герман), обработка и представление результатов (мини-проекты«Моясемья»(2012г.);«Летниеприключения»(2013г.,2014г.); «Моя родословная» (2015г.).
Практическая значимость исследования: материалы данного исследования использовались:
- в ходе работы над презентацией «Моя родословная», необходимой для представления результатов учебно-исследовательского проекта на заседании школьного научного совета;
- на классном часе и родительском собрании по теме «Семейные ценности»;
- для подготовки статьи «Героические страницы моей семьи» в журнал «Юный ученый», а также для статей в СМИ ЯНАО «Прабабушкины годы», «Артиллерист - Герман», «Водитель боевой «Катюши»».
Перспективное использование материалов данной работы -последующими поколениям семьи Герман, учителями и обучающимися начальных классов при подготовке подобного вида работ.
Структура исследования УИП состоит из двух частей: 1) теоретической, включающей материалы изучения истории и понятий проблемы родословной; 2) практической, в которой размещены материалы проектирования и моделирования родословной семьи Герман, а также заключения, списка использованных источников и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род–ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок–это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол – это семья. Земля-это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решил раскрыть некоторые моменты истории моей семьи. В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. Нам важно сохранить память о них для будущих поколений.
Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно.
Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрал смешанную восходящую родословную. Смешанная потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящая потому что запись восходит к все более отдаленным поколениям.
Моя работа вызвала большой интерес в семье, и в графическом изображении родословной отразилось все совместное творчество.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проектируя модель родословной семьи Герман, мы изучили большое множество источников, однако не встретили в них полноценного освещения вопроса родословной.
Поэтому в нашу модель родословной семьи Герман мы включили три компонента: традиционно-ценностный, в котором представлены и охарактеризованы основные традиции и ценности семьи Герман; генеалогический, представленный генеалогическим древом; геральдический, предполагающий фамильный герб моей семьи и биографический, включающий в себя биографический материал о предках семьи Герман и семейный документ Дневник Памяти семьи Герман.
Графически проект нашей модели выглядит следующим образом:
Рис 1. Проект модели родословной семьи Герман
Итак, первый компонент нашей модели представлен традициями и ценностями семьи Герман.
Традиции - (от лат.передача, повествование) — нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению. Традиции- это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений. Обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту. Традиции многообразны: исторические, национальные, трудовые, учебные, бытовые, спортивные. Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота ,отзывчивость.
хорошие семейные традиции являются прочным фундаментом, на котором держится прошлое, настоящее и будущее любой семьи. Как часто, при воспоминаниях о собственном детстве, память уносит нас туда, где были живы уютные домашние праздники с бабушкиными пирогами, обеды или ужины за общим столом, летние походы всей семьей влес, катание на лыжах с родителями по выходным. Мысли о том, какие семейные традиции радовали нас в то счастливое время, очень приятны для нас. Поэтому важно и нужноподдерживать их и возрождать.
Проведя опрос родственников, мы выявили, что главными традициями семьи Герман из поколения в поколения являются:
- День знаний.
- Новый год.
- Русская Масленица.
- Великая Пасха.
- Летний сенокос.
- Всегда поздравляем друзей и близких с праздниками.
- Празднуем семейные дни рождения.
- Чтение книг в семейном кругу.
- Семейные походы по выходным.
Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детяхлучшие человеческие качества. Традиции укрепятся, если имеется тесная связь семьи и школы.
- Здравствуй, школа!(сентябрь)
- День именинника (ноябрь, февраль ,апрель)
- Папа, мама, я – спортивная семья!(декабрь)
- Зимний огонёк (январь)
- Праздник дедушек, пап и мальчиков (февраль)
- Праздник бабушек, мам и девочек (март)
- День класса (май)
Пословицы
- Вся семья вместе, так и душа …
- Яблочко от яблоньки …
- Чем богаты, тем …
- Где мир да лад, там и божья …
- В гостях хорошо, а …
- Изба красна не углами, а красна …
- В гостяххорошо, а …
Цитаты о семье
“Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”, - считал А.С.Пушкин“ Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи…” – писал академикД.С.Лихачев Митрополита Мерликийского: "Россия превратится в пустыню,если семья не станет святыней"
Далее мы проанализировали ценности семьи, которые передаются из поколения в поколение.
Ценности - важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
С древних времен существовали заповеди семьи:
- Свято храни честь своей семьи;
- Люби свою семью и делай ее лучше;
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
- Подари родителям радость;
- Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Основными ценностями нашей семьи, после совместного обсуждения в кругу родных, мы выделяем следующие:
- Главная ценность – готовность помогать друг другу, поддерживать своих близких, быть преданным своей семье.
- Уметь прощать.
- Уметь контролировать свои желания и поступки.
- Уметь проявлять чуткость.
- Стремиться, все делать как можно лучше.
Семейный альбом (музыка песни Э.Пьеха «Загляните в семейный альбом»)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле.
Затем мы приступили к разработке содержания второго компонента нашей модели, поэтому провели работу по составлению и оформлению генеалогического древа семьи Герман. Для этого провели следующую работу:
- Провели опрос родственников, сделали записи (прабабушка Дуся, бабушки и дедушки по папиной и маминой линии)
- Побывали в архиве, ЗАГС(уточнили некоторые факты и цифры)
- Вышли в интернет на сайты.
- Обобщили полученные знания и спроектировали генеалогическую схему.
- Оформили её в виде семейного символического древа, используя творческий подход.
Древо жизни нам всем понятно,
В нем прожитые годы всей моей родни.
Побеги, листики на ветках, ствол могучий
Это части единой нашей семьи!
В семье моей любовь и верность, удача, радость и успех.
Сестричку маленькую Варю, меня и маму, папа любит больше всех.
Предков мы не забываем и часто их мы вспоминаем,
Кто, где, когда и сколько жил…
Трудился, пользу приносил и жизнь любил..!
Следующим нашим шагом стало проектирование фамильного герба.
- Фамильный герб - не красиво нарисованная картинка, а зашифрованное на языке символов послание обществу, будущим поколениям.
- Семейный герб показывает прошлое, рассказывает о настоящем и предсказывает будущее, ведь из герба можно узнать о ценностях семьи, ее приоритетах в жизни, которые уважались во все времена существования рода.
- Герб – это лицо семьи. Он отражает всё лучшее, что есть в ней. И совсем не обязательно быть королевских кровей, чтобы иметь герб семьи.
Изучив виды гербов и символику, которая часто используется в геральдике, мы спроектировали следующий герб.
Щит – защита.
Дерево – крепость и сила.
Ладони – олицетворяют веру, искренность и справедливость.
Лебеди – символ верной и чистой любви, грации, совершенства, чистоты.
Солнце – тепло, свет, энергия.
Самой увлекательной для нас стала разработка содержания третьего компонента нашей модели – биографического. Взяв за основу биографический метод, который часто используют исследователи при изучении биографий различных людей, мы подготовили биографический материал о предках семьи Герман и разработали семейный документ - Дневник Памяти семьи Герман.
- Собрали старинные фотографии родственников, которые хранились у родных, близких.
- Записали со слов бабушек и дедушек (из воспоминаний) эпизоды жизни наших предков.
- Составили макет Дневника Памяти.
- Выделили героические страницы наших предков (куда вошли рассказы, сочинения, истории о двух прадедах, героях Великой Отечественной войны и прабабушке, труженице тыла)
- Оформили и создали презентацию ДП семьи Герман.
- Посвящаем эту работу 70летию Великой Победы!
Листая страницы Дневника Памяти семьи Герман
Дневник Памяти рассказывает о судьбах предков моих.
Вглядываясь в их лица на фотографиях потемневших,
Думаешь о жизни нелёгкой суровой их.
Прабабушке Дусе было 10 лет, когда война началась.
В Курской деревеньке Мокрушино вместе с мамой
Мариной Фроловной от фашистов в подвале пряталась.
Отец Яков Григорьевич воевал, как и все мужчины, Родину защищал!
Долго шли дни и ночи в ожидании от папы письма,
Он думал о семье, родной земле, нечасто, но писал!
Писал, что воюют в окопах, бьют беспощадно врага.
Из госпиталя письмо было, мол, ранен, лечусь пока…
Вскоре писем не стало, но Марина Фроловна ждала…
Не знала она, что раненый под Смоленском муж воевал тогда…
Весть принесла в дом птичка, три дня прилетая к окну,
Жалобно песнь распевала,
Словно солдата погибшего отпевала.
Да, в дом похоронка пришла,
Не стало мужа, солдата, отца…
Вечная слава и память погибшим героям войны,
Отстояли мир для нас они!
Это только лишь одна из историй нашего Дневника.
Вот Марина Фроловна, она 91 год прожила!
Слева Евдокия Красненко и её трое детей.
Среди них моя бабушка Нина, она мне всех родней!
Это родители Нины и братовья,
Пётр и Иван – исконно русские имена!
Вот бабушки Оли папа и дед моего отца,
Левчук Владимир Александрович - легендарный прадед.
Я им горжусь всегда!
В детстве Володя играл на скрипке.
Родители пророчили судьбу врача.
Сын знаменитого военного хирурга
Должен был пойти по стопам отца.
Но техникой паренёк увлекся,
Тайком сбегал в гаражи,
Мечтал освоить машины,
Поэтому очень часто в бензине были его штаны.
На врача учиться он бросил, но в армии отслужил.
Двадцатитрехлетним парнем на фронт мой дед поспешил!
Пришла пора, в автороту попал молодой солдат.
Водителем боевой «Катюши» он стал, что ж, случилось так!
Врага бил отчаянно, дерзко, смелым, отважным был!
Шутили товарищи хором:
«Кто-то заговорил и тебя и «Катюшу»,
Ни царапин у вас, ни дыр»!
«Надо представить к награде», - говаривал командир!
До Германии города и посёлки
Освобождал наш дед.
В груди несколько осколков
Носил он аж 30 лет!
В августе 45 – ого победителем вернулся он в дом!
Победил наш народ войну стоклятую, но в горле стоит ком!
Не все смогли вернуться с поля боя
Помянем всех погибших стоя!!!
А это папа моего дедушки Коли по линии отца,
Его историю я тоже знаю от начала и до конца.
В Челябинске застала Михаила Васильевича война.
Артиллеристом прадед был! В самом пекле фашистов бил!
На Украине, в селе Дебальцево, их полк тогда воевал,
Сталинград, Ростов и много еще, прадедушка защищал…
Тысячи людских жизней из концлагерей спасал…
Зимой 42-го их эшелон под бомбёжку попал,
Там тяжело был ранен и левую ногу он потерял…
Целых тогда полгода дед в госпитале пролежал,
И в 1943 –м – так вышло, комиссованию подлежал.
Вернулся на Родину, «мастером на все руки» стал.
Занимался сапожным делом, дома строил и восстанавливал!
Думаю я о прадеде, как Родину защищал,
И Украину братскую от фашизма освобождал…
А что сейчас происходит?! Там ведь снова война!!!
Почему вернулась, проклятая!!?
Кто не уберёг тот мир, что наши деды отстояли?
Кто разжёг огонь вражды, что души запылали?!!
На каждой странице здесь память живёт.
Кто Родину любит, семью тот поймёт…
Как важно память о предках хранить,
Не только, ребята, чтоб мир сохранить,
Но и пекло войны предотвратить!
Следующие страницы посвящены моим дедам – солдатам мирного времени.
Герман Н.М - мой дедушка по линии папы, служил пограничником. Козырев В.М.- мой дедушка по линии мамы, служил в ракетных войсках. Мой папа Герман О.Н. – служил на спасательном корабле «Георгий Титов» в Мурманске, а сейчас вот уже 14лет он служит в полиции инспектором ДПС. Я очень горжусь своим папой! А это я - продолжатель рода Герман!
Заключение
Своей жизнью я обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать. На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи, много узнал о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должен сохранить и преумножить заслуги моего рода. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода.
Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Выводы
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», Л. Н. Толстой
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в ваших семьях всегда.
- Вилинбахов Г., Медведев М. Геральдический альбом//Вокруг света.–1990.-№2.–С.25-28.
- Иванова – Казас О. Геральдический бестиарий //Природа.–2003.-№3.–С.99-101.
- Нечитайлова М. Промысловые животные в геральдике //Биология.–2004.-№13.–С22-23.
- Ривна Е. ЗнакомимдошкольниковимладшихшкольниковсгербомифлагомРоссии//Учитель.–2003.-№2//http://www.ychitel.com/journal/journ02-03/journ02-03p1.html
- Функен Ф. Средние века. VIII-XV века: Доспехи и вооружение-Крепости и осадные машины Рыцарские турниры и гербы /Ф. Функен, Л. Функен; Пер.сфр.Н.П.Соколова.–М.:ООО«ИздательствоАСТ»,2002.–151с.
- Художественно-педагогический Словарь /сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект Трикста, 2005.–480с.–С. – 90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоподготовка в 3 классе коррекционной школы- интернат
Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.Задачи:Образовательная: Совершенствовать умения читать текст и пересказывать.Закреплять навык безошибочного списывания бук...
самоподготовка в 3 классе коррекционной школы- интернат
Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.Задачи:Образовательная: Совершенствовать умения читать текст и пересказывать.Закреплять навык безошибочного списывания бук...
Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе
Презентация педагогического опыта по использованию разнообразных форм и приёмов работы с детьми в формировании научно – исследовательских компетенций на уроках – экскурсиях в начальной школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 КЛАССА коррекционной школы-интерната VIII вида НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных ...
Портфолио Герман Александра, ученика 4 класса, МБОУ "Ямальская школа - интернат"
В портфолио ученика собраны достижения за четыре года обучения в начальной школе....