Прошлое и современное рядом
план-конспект урока (3 класс) по теме

Урок краеведения в з классе(заочное путешествие по улицам Рязани)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_kraevedeniyu_v_3_klasse.docx67.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ в 3 классе

Тема урока: « Прошлое и современное рядом» (заочное путешествие по улицам Каляева и Каширина).

    Цели урока.

  1. Учить ориентироваться в родном, современном городе.
  2. Познакомить с названиями близлежащих улиц, с их историей, с объектами, являющимися историческими памятниками.
  3. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за Рязань и ее жителей.
  4. Развивать интерес к истории родного города, его культурным традициям.
  5. Развивать речь учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Фотографии: Старая Рязань, музей ВДВ, памятник участникам локальных войн, улица Каширина, приборный завод, Кремль. Успенский собор.
  2. Карточки с названиями улиц Каширина, Каляева, Соборная.
  3. Текст об Алексее Каширине.

ХОД УРОКА:

  1. Вводное слово учителя.

            Наш древний город Рязань расположен в самом центре России.

В имени города воедино слились воинские подвиги и слава, материальная и духовная культура двух древних городов : Переяславля и старой Рязани.

  1. Проверка домашнего задания : текст "Развитие Рязани".

Вспомним, как возник наш город.

(В 1905 году на пересечении рек Трубеж и Лыбедь князем Ярославом Святославичем был заложен город - крепость Переяславль. В 14 веке после разорения татарами Рязани , благодаря своему выгодному географическому положению, крепость Переяславль. Стала столицей Рязанского княжества и получила название Переяславль - Рязанский. А в 1778 г. по приказу Екатерины П город был переименован в Рязань)

Как развивался наш город?

(В 1780 г. был утвержден генеральный план Рязани. Город стал застраиваться не хаотично. Вначале город разбивается на кварталы, намечаются прямые центральные улицы, сооружаются здания, ставшие ныне ценными памятниками архитектуры. Так. город застраивался более 100 лет.

В направлении к Кремлю шла широкая Московская улица (ныне Первомайский проспект), которая вливалась в площадь Нового базара (пл. Ленина). От площади к Рязанскому Кремлю шла улица Соборная и эффектно замыкалась Успенским собором, который построил Яков Бухвостов.)

  1. Формулирование темы урока.

Сердцем города являются улицы. Они имеют свои имена и свою историю.

Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по некоторым улицам нашего города. Я буду Вашим гидом. На карте отмечен наш маршрут. Итак, в путь.

  1. Путешествие по улице Каляева.

    Мы выходим с вами из школы и попадаем на ул. Соборная - одну из старейших улиц в нашем городе. А почему она получила такое название?

(Недалеко расположен Рязанский Кремль. Это первооснова города. Рязанский Кремль похож на город из русской сказки. Архитектурные памятники, земляной вал создают атмосферу таинственности и величия.

Главная гордость и украшение кремля - это Успенский собор. Он стоит в центре холма и, благодаря своей высоте и расположению, далеко виден со всех сторон. Во всей России нет, пожалуй, второго такого памятника.)

Переходим на противоположную сторону. Здесь от улицы Соборная берет начало улица Каляева (бывшая Семинарская). Новое название улицы навеяно памятью о революционере - боевике Иване Каляеве и неком Первицком , убившем осенью 1906г.рязанского полицмейстера Хорото, отличавшегося своей жестокостью по отношению к горожанам.

Много старинных зданий можно встретить на этой улице. Познакомимся с одним из них.

 (ПОКАЗ ФОТОГРАФИИ)

Выступления учеников. Поисковая работа.

а)        Это духовная семинария. В её стенах учились прославленные отечественные медики, в том числе и И.П. Павлов.

После революции 1917 года здание духовной семинарии обрело новую жизнь. В ноябре 1918 года (в то время шла в России гражданская война) в нем начались занятия Рязанских курсов командного состава Красной Армии.

В 1937 году шкала Красных Командиров была переименована в пехотное училище, а в 1943 году в Рязанское Высшее воздушно- десантное командное училище.

Сейчас в этом здании (фото) находится музей воздушно- десантных войск - один из самых уникальных в стране.

б)        Неподалеку от музея на улицу Каляева выходит площадь Костюшко, получившая свое название в 1973 году. В давнее время здесь была Сенная площадь, на которой шла торговля с возов и находилась биржа извозчиков. С тех пор площадь неузнаваемо изменилась. Здесь устроен сквер, в центре которого установлена стела, символ двух армий - Советской и Польской. Первая Польская дивизия им. Тадеуша Костюшко стала позднее основой польской народной армии. Сейчас в этом же парке находится памятник участникам локальных войн.

Продолжим свое путешествие по улице Каляева. Много современных построек находится на этой улице. В конце улицы расположен Приборный завод, где работают ваши родители. Интересно, что в XVI веке здесь находилась Николовысоковская церковь, где служил службу отец И.П. Павлова. Со временем фундамент церкви стал разрушаться и после 1917 года она была уничтожена.

V. Знакомство с улицей Каширина.

Пересекает улицу Каляева улица Каширина. Прежнее название этой улицы - Конюшенная. Здесь когда-то было построено деревянное здание для первого в Рязани государственного театра, имевшего название "Оперный дом". Позднее там, где находился театр, образовалась площадь, названная Артиллерийским плацем, поскольку рядом располагались "квартиры" военного подразделения. Сейчас эту территорию занимает Рязанское высшее военное училище связи.

    Улица названа в честь героя Советского Союза Алексея Ивановича Каширина.

  1. Чтение текста об Алексее Ивановиче Каширине. Вопросы после чтения :
  1. Где родился А.Каширин?
  2. Как погиб А.Каширин?
  3. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, совершивший такой подвиг?

(Мужеством. Он должен очень любить свою Родину, своих товарищей , чтобы пожертвовать ради них своей жизнью.)

Знаете ли вы, что еще трое рязанцев совершили такой же подвиг? Это Александр Фирсов, А. Типанов, Леонид Рытиков. Их именами также названы улицы города.

  1. Итог  урока.

Рязань - один из древнейших городов России. Здесь прошлое соседствует с современным. Улицы и постройки города - отражение истории Рязани.

Прислушайтесь к названьям улиц, площадей.

Услышите вы, без сомнений,

 Знакомые фамилии людей

 И отзвук прошлых поколений.

Пройдитесь, не спеша, по улицам Рязани.

Увидеть поспешите поскорей

Постройки интересные, дома людей,

Что Родину прославили делами.

  1. Домашнее задание.

Узнать историю своей улицы и историю какого - либо объекта, расположенного на этой  улиц е.

ТЕКСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Каширин Алексей Ивановича 1926-1945

На одной из зеленых улиц села Насурова, Рязанского района, стоит небольшой, ничем не примечательный дом. Отсюда Анна Дмитриевна Каширина проводила  своего сына на фронт. Алексей поцеловал мать и обещал вернуться.

Но война никого не спрашивает...

...23 января 1945 года стрелковая рота, где служил младший сержант Алексей Каширин. начала наступление. Немцы сидели в траншеях у опушки леса. Цепь наших стрелков растянулась по снегу, короткими перебежками воины сближались с противником.

Уже была пройдена половина пути, когда немецкий пулемет внезапно обстрелял роту. Огонь преградил путь стрелкам и заставил их залечь на открытом поле, наступил критический момент. Все ближе к Цели ложились пули врага. Е эту тяжелую минуту от цепи стрелков к окопам противника пополз Каширин...

Приблизившись к амбразуре дзота он вскочил с земли и бросился на пулемет. Каширин упал на ствол вражеского пулемета и крепко зажал его обеими руками, закрыв своим телом амбразуру.

Пулемет заглох, рота поднялась и кинулась к траншеям врага. Приказ командира с честью был выполнен. Алексей Каширин погиб совсем молодым, в 19 лет.

     Младшему сержанту Каширину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Дзот - оборонительная огневая точка.

Амбразура - отверстие в оборонительном сооружении для ведения огня.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

КАШИРИН

Алексей Иванович

Родился 1 июня 1926 г. в д. Насурово Рязанского у. Рязанской губ. (ныне Рязанский р_н) в семье крестьянина. После окончания 7_летней школы работал подручным кузнеца в деревне.12 ноября 1943 г. призван в Красную Армию Рязанским ГВК и направлен в г. Кострому в запасной учебный стр. полк, где служил 6 месяцев. В боях Великой Отечественной войны с июля 1944 г. Воевал на 2_м Прибалтийском фронте. За участие в боях под г. Ленинградом был награжден медалью «За отвагу». С боями в составе дивизии Каширин прошел Белоруссию, освобождал Литву. Командир отделения 7_й стр. роты 1372_го Краснознаменного стр. полка (417_я Сивашская Краснознаменная ордена Суворова стр. дивизия, 51_я армия, 2_й Прибалтийский фронт) мл. сержант Каширин отличился в боях под г. Скуодас (Литва). Из наградного листа: «... 23 января 1945 г. 7_я стр. рота, где служил мл. сержант Каширин, начала наступление... Цепь наших стрелков растянулась по снегу, короткими перебежками сближались с противником. Уже была пройдена половина пути, когда немецкий пулемет внезапно обстрелял пехоту. Пулемет этот находился на фланге роты. Огонь преградил путь стрелкам и заставил их залечь в открытом поле. В эту тяжелую минуту от цепи стрелков к окопам противника пополз мл. сержант Каширин... Подползя близко к пулемету, находящемуся в амбразуре дота, он вскочил с земли. бросился на пулемет. Каширин упал на ствол вражеского пулемета и крепко сцепил его обеими руками, тем самым телом своим закрыл амбразуру вражеского дота... Пулемет заглох, рота поднялась и кинулась к траншеям врага...» Похоронен в г. Скуодас. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 г. посмертно. Награжден орденом Ленина, медалью. Приказом МО СССР от 18 мая 1957 г. Каширин навечно зачислен в списки личного состава одной из воинских частей Уральского военного округа.

Его имя носят: улица в г. Рязани, школы в г. Чебаркуль Челябинской обл. и д. Насурово, опытно-производственное хозяйство в Насурово (ОПХ «Каширинское»). При Насуровской средней школе работает краеведческая организация «Каширинцы». В Насурове сохранился родительский дом, в котором с 1926 по 1943 г. жил Каширин. Памятник Каширину рязанских художников К. Шелковенко и В. Семенихина стоит на центральной площади села. Памятники также были установлены в г. Чебаркуль и д. Ужулуобе (Литва).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Прошла война, прошла беда.."

Утренник, посвящённый Дню Победы....

Внеклассное мероприятие к празднику Победы "Прошла война, прошла беда..."

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся начальной школы. Несет огромное воспитательное значение. Показывает все ужасы войны. Положение детей во время войны. Недопущение такой беды снова....

Внеурочная деятельность. Прошлое и настоящее рядом. Цикл занятий курса по программе "Я- горожанин. Я - гражданин" (Санкт - Петербург)

Внеурочная деятельность. Тема: «Прошлое и настоящее рядом»  Елисеева Светлана Борисовна,  учитель начальных классов, воспитатель ГПД,педагог ДО ГБОУ НШ-ДС № 624, ...

педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."

Педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."...

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...

Педагогическое эссе "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?"

Педагогическое эссе "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?" Размышления учителя....