Тема «Совесть» Модуль «Основы светской этики» урок 23.
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_23._tema_sovest.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы светской этики» урок 23.
Тема «Совесть»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием «совесть».
- Воспитывать стремление поступать по совести
- Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения и письма: умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса
Урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результат, формируемые умения |
I.СТАДИЯ ВЫЗОВА ( используется приём «Корзина идей») 1.Учитель формулирует задание, не участвуя в самом процессе припоминания информации. Отгадайте кроссворд. Прочитайте ключевое слово. Запишите в тетрадь тему нашего урока «Совесть». Вспомните все, что вы знали раньше о совести. Вспомните не только те факты, в которых уверены, но и то, что знаете неточно. | Работа в малых группах. Работают индивидуально, составляя список. | У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Таким образом, данный этап – самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. |
2.Учитель формулирует задание, помещает на доске вопросы, оставляя место для последующей записи собранной информации. В обсуждении в парах участвует как слушатель. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой согласны оба, оставляйте, информацию, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?» | Работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения, сразу маркируют спорную информацию. | 1. Во время парной работы достигается двойной эффект, а именно: – происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который ребенок не вспомнил, работая индивидуально; – происходят «сортировка» первичных представлений, начальная проверка их на подлинность. 2. Ученики первично структурируют материал, используя те аспекты, которые предложил учитель (знающий структуру текста и, таким образом, направляющий поток информации). 3. Парная работа способствует развитию толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера. |
3.Учитель записывает на доску всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную. Поощряет активную работу учеников. Запись на доске минимально структурирована (под предложенными на втором этапе вопросами записываются ответы из списков учеников. Давайте соберем в «Корзину» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. Обращается к ученикам с вопросом: «Все ли согласны с этой информацией?». В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?») | Несколько пар зачитывают свой список, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее. Если с какой-то информацией пара согласна, но просто не вспомнила ее в процессе обсуждения, то список в тетради может быть пополнен. | 1. На доске появляется коллективный «образ», вся информация минимально структурирована. 2. Значение имеют поставленные в ходе обсуждения знаки «?», так как именно они выделяют для восприятия спорную информацию – следовательно, большее внимание ребята обратят именно на те отрезки текста, которые будут содержать ответы на эти вопросы. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат, формируемые умения |
II.СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ Используется прием «Пометки на полях». Учитель предлагает детям читать текст учебника с.48 - 49, используя следующие маркировочные значки: «+» – я это знал; | Каждый индивидуально читает текст, проставляя значки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте. | Восприятие информации происходит активно, так как, с одной стороны, необходимость ставить знаки «привязывает» к тексту, с другой стороны – чтобы выставить тот или иной знак, ребенок должен сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией. Следовательно, познавательная деятельность ребенка становится не только активной, но и «вдумчивой», так как он отслеживает собственное понимание текста. |
Деятельность учителя – задания ученикам | Деятельность ученика | Результат, формируемые умения |
III.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ 1.Просмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную информацию. | Ученики индивидуально работают с теми списками, которые они составили индивидуально и в парах на стадии вызова. | Происходит первичный отказ от неправильной информации. Важно, чтобы ребята не оставили свои первые списки без исправлений (если, они содержат ложную информацию), так как для многих актуальна именно зрительная память. |
2.Вторично просматривая текст, индивидуально заполняйте таблицу (графы соответствуют тем значкам, которые были выставлены в тексте). Не переписывайте из текста целые предложения, достаточно одного или нескольких слов для отражения той или иной информации. Особое внимание обращайте на информацию, помеченную знаками «–», «?», «!» | Ребята индивидуально заполняют таблицу, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, сопоставить ее с той, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество (новая, знакомая и т.д.). | Графическое оформление материала вообще очень важно для того, чтобы информация «отложилась» в памяти. Заполняя таблицу, ребенок, помимо мысленного, создает графический образ текста, в котором информация маркирована не по степени важности, а по ее отражению в голове («это – новое, это – старое, это я неправильно понимал, а это мне все равно непонятно»). |
3.Поделитесь своими записями, которые вы сделали в таблице. Начнем с новой информации Какие ваши предположения оказались неверными? | Ученики (по желанию) рассказывают о том, что они узнали. Ученики рассказывают о том, что они пометили знаком «–», объясняя, почему предполагаемая информация является неверной. | Озвучивается новая и неправильная информация. Поскольку дети переформулируют то, что написано в тексте, они первично «присваивают» новое и отказываются от неверного. |
4.Давайте проверим ту информацию, которая была записана нами на доске на стадии вызова Все ложные предположения я зачеркну, а рядом с информацией, которая так и осталась невыясненной, поставлю «?» | Ученики проверяют информацию, доказывая текстом правильность своих утверждений. | На доске остается только правильная информация и вопросы, оставшиеся после прочтения текста. |
5.Предлагаю вам поработать с последней графой таблицы. Какие вопросы у вас возникли по ходу чтения? Есть ли в классе ученики, которые могут дать ответ на этот вопрос? Я запишу вопросы, оставшиеся без ответа на доске. Посмотрите на те знаки «?», которые мы поставили в начале урока. Какие из них можно снять? Какую информацию мы не нашли? | Ученики формулируют свои вопросы. Если находится человек, который владеет информацией, он отвечает (желательно – пользуясь текстом) Дети дописывают вопросы в свои таблицы. | В результате данной работы: 1) фиксируется недопонятая или неполная информация; 2) формируется вызов на получение новой информации. |
6.На этапе рефлексии возможно обсуждение литературных произведений: А. П. Гайдар «Совесть» - Почему Нину грызла беспощадная совесть? - Какие чувства испытывает Нина? В.А. Осеева «Плохо» - Почему женщина оценила поступок мальчиков как плохой, ведь они ничего не делали? - Что такое стыд? - Чем отличается совесть от стыда? В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» - Какое чувство испытывают девочки? (анализ поступка) На партах высказывания великих людей о совести. - Подберите к текстам подходящие высказывания. | Ученики высказывают свое мнение, обсуждают мнение товарищей, выбирают стратегию поведения. Запись в тетрадь. Работа с текстом учебника с.49 Поступки человека должны быть нравственными не только перед людьми, но и перед самим собой. | Учатся отстаивать свою позицию, в ситуации нравственного выбора принимать решения, делать свой собственный выбор. |
7.Объединитесь в группы и составьте кластер. Напомню, что в центре страницы вы записываете тему, а вокруг располагаете информацию, которую почерпнули на уроке. | Ребята обсуждают в группах кластеры, составляют их и вывешивают на доску. Один человек от группы при необходимости и наличии времени озвучивает свою схему. | В результате работы у ученика имеется схема, в которой отражена и обобщена вся истинная информация. |
КРОССВОРД
с | т | ы | д | |||||||||||||||||||||
д | о | л | г | |||||||||||||||||||||
м | о | т | и | в | ||||||||||||||||||||
ц | е | л | ь | |||||||||||||||||||||
б | е | с | к | о | р | ы | с | т | н | о | с | т | ь | |||||||||||
п | о | с | т | у | п | о | к | |||||||||||||||||
с | п | р | а | в | е | д | л | и | в | о | с | т | ь |
- Тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое проявляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
- Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
- То, к чему есть личный интерес и внутреннее побуждение к действию.
- То, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека это конечный ориентир, который позволяет не сбиться с намеченного пути.
- Отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
- Непосредственное выражение морали. В большинстве случаев это действие, но иногда может быть и воздержанием от действий.
- Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модуль "Основы светской этики" урок 1 "Россия - наша Родина"
Урок1 "Россия - наша Родина". Формирование у учащихся представления о Родине; создание условий для изучения курса «ОРКиСЭ»....
Модуль «Основы светской этики» Урок 30 Тема «Любовь и уважение к Отечеству»
Авторы-разработчики:Зимина Елена Анатольевна, учитель начальных классов;Короткова Екатерина Михайловна,учитель начальных классовЦель урока:- Формирование у детей представления о понятиях «любовь», «ув...
Конспект урока по теме «Совесть» (модуль Основы светской этики) 4 класс
Данный урок помогает учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе....
ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».
У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...
Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.
Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....
ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". Урок по теме "Защитники Отечества"
Методическая разработка содержит подборку дополнительного материала о боевых страницах в истории нашей Родины, вопросы для посторения диалога между учащимися, материал для работы в парах....
ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики. Урок 26
Урок 26 "Нравственные идеалы". Тема урока "Джентельмены и леди"...