разработка урока по ОПК (УМК Т.С. Погорелов)
методическая разработка (1 класс) по теме
Абраменкова Наталья Михайловна
Преподаватель курса ОПК
МКОУ « Основная общеобразовательная школа»
с. Климов – Завод,
Юхновского района
Тема: Храм.
Цели:
- Формировать представления о православном храме.
- Вызвать интерес к традициям культуры Православия.
Задачи:
- Дать внешние отличия православного храма от других зданий и сооружений;
- Показать отличительные особенности эстетически выразительных элементов храма;
- Дать разграничения смысла слов «храм» и «церковь»;
Основные понятия: храм, церковь, свеча, молитва.
Ресурсы для проведения занятия: компьютер (ноутбук), учебник С.Т.Погорелова « Азбука православной культуры», рабочая тетрадь, медиоприложение к учебнику, презентация « Храм Юхновского района»
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала.
- Послушайте стихотворение А. Майкова.
Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необразимой,
Как часть одной страдающей души;
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море,
И заодно с ним рвется в небеса….
- Куда ходят люди, когда им плохо? (В храм)
- Правильно. Как вы понимаете слово «храм» (Ответы детей)
- Кто из вас был в храме? (Ответы детей)
- Храм-дом Божий. Каждый день в храме проводится богослужение, звучат песнопения, возносятся к Богу общие и частные молитвы. Ради общения с Богом люди приходят сюда. Христианин приходит в храм очистить сердце от грехов. Украшением нашего города Юхнова является храм…(Слайд 1)
Он был построен в 1804 году на пожертвование прихожан. Пятиглавый храм поражал своим благолепием. (Слайд 2)
Во время Великой Отечественной войны храм был взорван. (Слайд 3).
С 1992 года он действует. (Слайд 4,5)
Работа с учебником (стр.15 – 17)
- Откройте учебник на странице 15. Тема нашего урока - «Храм». Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека.
Учитель читает текст о храме.
- Зачем люди приходят в храм? ( Ответы детей)
- Что обозначает слово «Церковь» (Ответы детей)
- Как вы понимаете, что такое « Молитва» (Ответы детей)
Работа с тетрадью (стр 7 – 10)
Выполняем задание №1.
- Чем отличается храм от других зданий? (Ответы детей)
- Посмотрим на диске фильм «Православный храм»
- Что общего у всех храмов? ( Ответы детей)
- Назовите основные элементы православного храма. (Ответы детей)
Выполняем задание №2.
Войдя внутрь храма, мы прежде всего попадаем в притвор. Притвор есть преддверие храма. Раньше здесь стояли кающиеся и оглашенные.
За притвором расположена средняя часть храма. Именно здесь во время богослужения стоят молящиеся.
Главной частью храма является алтарь. Располагается алтарь в восточной части храма, в центре его находится святой престол, символизирующий Гроб Господень. На престоле – священные предметы: антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. Алтарь возвышается над основным пространством храма и отделен от центральной части иконостасом.
Иконостас – преграда, перегородка с рядами икон. В древних храмах высоких иконостасов не было, алтарь отделялся от средней части храма невысокой решеткой и завесой.
- Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? ( Помолиться и поставить свечку за здравие родных, за упокой душ мертвых).
- А вы знаете, что такое икона? (Ответ детей)
Икона – это священное изображение (образ), который почитают (относятся с особым уважением). На иконах изображают Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божью матерь, ангелов, святых, а также события из ветхозаветной и новозаветной Священной истории.
- Посмотрим на диске фильм « В храме».
- Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? ( Ответы детей)
- Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в брюках или короткой юбке, а на голове должен быть платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой. Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
IV. Закрепление.
А теперь вновь обратимся к нашей тетради и выполним задание №3, а потом выполним задание на диске «Найди храм».
V. Подведение итога.
- Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных можно перед любой иконой, стоящей в храме. (Зажигаю свечу)
- Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.
- Сегодня мы узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверно заметили, что в храме нет ничего лишнего, все находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной целью – спасение души человека. Поэтому человек должен освободить свою душу от всего ненужного. В душе человека тоже должно быть все в строгом порядке. Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь.
VI. Домашнее задание.
Учебник: стр. 15 – 17, прочитать, выучить стихотворение;
Рабочая тетрадь: стр. 8, задание №4,5.
VII. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы с помощью смайликов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 382.43 КБ |
Подписи к слайдам:
Построен в 1804 году на пожертвования прихожан
В годы Великой Отечественной войны храм был взорван
С 1992 года храм действует
В настоящее время идет реставрация храма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...