Программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа (2 класс) по теме
В рабочей программе содержится календарно-тематическое планирование,цели,задачи , предполагаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол от«_14__»___июня_ 2012 г. №___1_ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР __________Орехова Е.Ю. «__14_»_июня_2012г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета школы Протокол от«_30_»_августа 2012г. № __1_ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «ООШ №15»
Приказ от «_01»_сентября_2012г. № __206______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Боевой Ольги Валентиновны,
учителя начальных классов
второй год обучения
Направление: духовно- нравственное
Возраст: 8 – 9 лет
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Старый Оскол
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для второго года обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин России», Дюкаревой О.А, заместителя директора по ВР МБОУ «Озерская СОШ»; Мацневой О.А., учителя начальных классов МБОУ «Озерская СОШ».
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Старооскольского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Задачи:
- дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
- способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
- дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
- формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Программа направлена на формирование следующих ценностей:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
- служение и долг перед Отечеством;
- правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
- долг перед старшими поколениями и семьёй;
- межэтнический мир; доверие к людям.
Направление программы - духовно-нравственное.
Место проведения занятий – кабинет учащихся в школе, библиотека, школьный музей.
Программа «Я – гражданин России» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю. На втором году обучения занятия проводятся 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-9 лет.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, обрядов, экскурсии, участие в акциях.
Формы и методы работы:
- индивидуальные;
- групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)
- индивидуально-групповые;
- мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);
- работа в парах, в тройках, в четвёрках;
- обсуждение результатов;
- подведение итогов.
- беседа;
- рассказ;
- путешествие;
- игра;
- викторина;
- экскурсия;
- конкурс;
- сказка.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Формы аттестации воспитанников
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях (игра «Знакомьтесь, это мы!», диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).
Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).
Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России»
учебНО-тематический план
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | ||
Общее кол – во часов | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Моя Родина – Россия | 5 | 3 | 2 |
2.1 | Народы России | 2 | 2 | |
2.2 | Русские сувениры | 1 | 1 | |
2.3 | Изображение матрёшки | 2 | 2 | |
3. | Наши права и обязанности | 5 | 2 | 3 |
3.1 | Я и семья. На что имею право | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Я и семья. Мои обязанности | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Моя родословная | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.4 | Мир дому моему | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Праздники России | 9 | 2 | 7 |
4.1 | День государственного флага | 1 | 1 | |
4.2 | День пожилых людей | 1 | 1 | |
4.3 | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей | 2 | 2 | |
4.4 | День матери | 1 | 1 | |
4.5 | Конкурс рисунков ко Дню матери | 1 | 1 | |
4.6 | Конкурс чтецов «Стихи о маме» | 1 | 1 | |
4.7 | Праздник Весны и Труда | 1 | 1 | |
4.8 | Конкурс поделок о весне | 1 | 1 | |
5. | Родной край | 5 | 2 | 3 |
5.1 | Достопримечательности родного края Достопримечательности родного края | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края | 3 | 1 | 2 |
6. | Традиции и обычаи русского народа | 9 | 3 | 6 |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 | Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица | 9 | 3 1 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 35 | 13 | 22 |
календарНО-тематическое планирование
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | Примечание | |||
Общее кол – во часов | Теория | Практика | Дата проведения | |||
1. | Введение | 1 | 1 | 07.09 | ||
2. | Моя Родина – Россия | 5 | 3 | 2 | ||
2.1 | Народы России Народы России | 2 | 1 1 | 05.10 12.10 | ||
2.2 | Русские сувениры | 1 | 1 | 19.10 | ||
2.3 | Изображение матрёшки Изображение матрёшки | 2 | 1 1 | 26.10 09.11 | ||
3. | Наши права и обязанности | 5 | 2 | 3 | ||
3.1 | Я и семья. На что имею право | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.02 | |
3.2 | Я и семья. Мои обязанности | 1 | 0,5 | 0,5 | 22.02 | |
3.3 | Моя родословная Моя родословная | 2 | 0,5 | 1,5 | 10.05 17.05 | |
3.4 | Мир дому моему | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.05 | |
4. | Праздники России | 9 | 2 | 7 | ||
4.1 | День государственного флага | 1 | 1 | 15.03 | ||
4.2 | День пожилых людей | 1 | 1 | 14.09 | ||
4.3 | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей | 2 | 2 | 21.09 28.09 | ||
4.4 | День матери | 1 | 1 | 23.11 | ||
4.5 | Конкурс рисунков ко Дню матери | 1 | 1 | 16.11 | ||
4.6 | Конкурс чтецов «Стихи о маме» | 1 | 1 | 01.03 | ||
4.7 | Праздник Весны и Труда | 1 | 1 | 03.05 | ||
4.8 | Конкурс поделок о весне | 1 | 1 | 01.03 | ||
5. | Родной край | 5 | 2 | 3 | ||
5.1 | Достопримечательности родного края Достопримечательности родного края | 2 | 1 | 1 | 22.03 05.04 | |
5.2 | Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края Знаменитые люди нашего края | 3 | 1 | 1 1 | 12.04 19.04 26.04 | |
6. | Традиции и обычаи русского народа | 9 | 3 | 6 | ||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 | Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Рождество Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Святки Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Старый Новый год Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Масленица | 9 | 3 1 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 | 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 18.01 25.01 01.02 08.02 | |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 23.05 | ||
Итого: | 35 | 13 | 22 |
Содержание программы
- Введение
Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями. Повторение пройденного материала.(07.09)
- Моя Родина – Россия.
Теоретическая часть: Ознакомление с народами России(05.10),городами (12.10), в которых живут люди разных национальностей, с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами (19.10)
Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки (26.10), (09.11).
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.
- Наши права и обязанности
Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка (15.02), правами детей в семье (22.02), моя родословная(10.05). Обязанности детей и взрослых в семье (22.02). Родословная семьи.
Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная» (17.05), (24.05)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».
- Праздники России
Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага (15.03) День пожилых людей (14.09), День матери (23.11), праздник Весны и Труда (03.05))
Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей (21.09), (28.09) Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери (16.11).. Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме» (01.03) Изготовление поделок на тему «Весна» (05.03)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.
- Родной край
Теоретическая часть: Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родного края (22.03), (05.04), знаменитые люди нашего края (12.04)
Практическая работа: встреча со знаменитыми людьми нашего края (19.04), (26.04)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.
- Традиции и обычаи русского народа
Теоретическая часть: Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество» (14.12), «Крещение Господне» (18.01),(25.01) «Масленица» (01.02), «Старый Новый год»28.12)), обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими (30.11) Зимние приметы и пословицы (30.11).
Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.(07.12)
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: карта России, Белгородской области, книги, раздаточный материал,книги писателей и поэтов Белгородской области.
- Итоговое заняти
Конкурсная игровая программа «Я – гражданин России». (23.05)
Материально- техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран
Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.
Интернет ресурсы
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/
Библиотечный фонд для учителя
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
- Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
Периодическая печать
- Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. – Мытищи
- Педагогическое творчество. Газета.– Мытищи
- Педсовет. Газета. – Мытищи
- Школьные игры и конкурсы. Газета. – Мытищи
Библиотечный фонд для учеников
1.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о Родине. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Рабочая программа для 3 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры на свежем воздухе"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры на свежем воздухе» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлем...
Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Южного Урала". 3 класс.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....
Программа по внеурочной деятельности "Игры народов России" 1 класс
Программа данного курса представляет систему оздоровительных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Направленность программы курса "Игры народов России" по содерж...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"
Программавнеурочнойдеятельности по физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры народовРоссии»разработана для внеурочных занятий суча...