Урок кубановедения "Жанры кубанского фольклора"
методическая разработка (3 класс) по теме

Мошкина Марина Николаевна

Урок по ознакомлению с жанрами народного фольклора, народов живущих на Кубани

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya1.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора"

Цели:

Обучающие - сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов , населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского фольклора.

Развивающие - развивать навык выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, интерес к предмету.

Воспитывающие - формировать интерес к кубанскому литературному народному творчеству, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.

Оборудование: сборники кубанских сказок, пословиц, поговорок, прибауток, сборник “Плясовые припевки Кубани”, аудиокассета с записью кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, Н.Я.Паскевич “Любимый уголок земли”, мультимедийный проектор.

Тип урока - изучение нового материала.

Вид урока - мультимедийный урок.

                                  Ход урока.

1. Оргмомент.

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.    
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Жемчужиной России называют землю кубанскую. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.( слайд 2, 3, 4,5)

Кубань моя! Жемчужина России!
Пшеницы безграничные поля!
Ну, где ещё такое небо синее?
Ну, где ещё такие тополя?

2.1. Вступительное слово учителя:

Учитель. Я хочу, чтобы сегодняшний урок кубановедения был для вас интересным и увлекательным. Посмотрите, друг на друга, подарите ваши очаровательные улыбки и праздничное настроение. И пусть ваши сердца наполнятся нежностью и любовью  друг к другу и к нашей малой родине – Кубани.

3. Постановка учебной задачи, введение в тему урока.

Дети. Я родилась и живу на Кубани. Мой солнечный край прославлен и песнями, и стихами, и сказками. И это, пожалуй, закономерно. Наша Кубань – удивительный и неповторимый уголок России. В степные пейзажи моего края прекрасно вписываются сады виноградники, элеваторы и буровые вышки, сахарные заводы и санатории. Не зря нашу Кубань называют житницей, здравницей, жемчужиной России. Но самое главное богатство моего края – это люди кубанской земли. Своим трудом, своими достижениями они стремятся к процветанию нашей Кубани.

Учитель. Что было на прошлом уроке кубановедения?

Дети. Мы были в музее, смотрели хату казака, видели старинные вещи, узнали, как они называются.

3.1.Подготовка к восприятию нового материала:

Учитель. Мы продолжаем знакомство с жизнью казаков. Предположите, как называется тема нашего урока?  Для этого нам надо разгадать кроссворд.

Кроссворд.

1. Изречение, в котором нет законченного суждения.

2. Краткое изречение, которое имеет законченную мысль.

3. Повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.

4. Народная эпическая песня о богатырях.

5. Песенка, сопровождающая игру ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

6. Быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

- Какое слово у нас получилось? (Фольклор).

- Что такое фольклор? (Ответы детей).

<слайд №2>

( Из словаря С. И. Ожегова “Фольклор - народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта”.)

- А как вы понимаете словосочетание “народное творчество”?  (Ответы детей).    

–         Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

–         Что такое жанр?

Учитель. Фольклор или  устное народное творчество жителей Кубани  так звучит тема нашего урока

 Что такое устное?

Дети. Передавалось от отца к сыну, от сына к внуку без записи текста.

Учитель. Народное?

Дети. Автором является народ.

Учитель. Творчество?

Дети. Это означает создавать, придумывать.

 Задание: По данным открыткам определить жанр произведения:

1)       В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...»

2)       Комар носа не подточит.

3)       Друг – твое зеркало. (Адыгейская)

 Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. (Русская)

Если хочешь узнать человека, посмотри на его друзей.

(Чечено-ингушская)

5)       Рассыпался горох по сто дорог,

Никто его не соберет (звезды)

6)       Сшит колпак не по-колпаковски,

Надо колпак переколпаковать и выколпаковать.

7)       Ай да ты,

Ай да я,

Ай да барыня моя!

Барыня, барыня,

Попляши, сударыня!

8)       Я танцую и пою

И учусь отлично.

Да к тому же,  посмотрите,

Очень симпатична!

Учитель. Благодаря устной традиции передачи информации от старших к младшим, казаки сохранили свою самобытную культуру.

Учитель. Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим. Хоть новому принадлежим.

4. Проверка домашнего задания и закрепление.

3.1 Разминка.

Учитель. – Кто такой казак?

Дети. – Казак – удалец, молодец.

Учитель. – Что вы знаете о казаках?

Дети. – Казаки пришли на Кубань с реки Днепр.

Учитель. Поскольку первые жители нашего края были переселенцами с Украины, здесь звучала речь на украинской основе. Но переселялись сюда и крестьяне с Дона, южнороссийских губерний, говорящие на русском языке. Произошло взаимопроникновение языков, и образовался кубанский говор, явление уникальное для всей России. Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы.

Кубань входит в состав России. Но при этом здесь сохраняется все своеобразие, неповторимость и неподражаемость этой части России.

Постараемся на нашем уроке говорить на языке Кубани, и будет звучать сегодня и русская речь, и кубанский говор. Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является родной язык, родная речь.

5. Работа с классом

Фронтальная беседа по вопросам:

Учитель: Переходим к  конкурсу, который называется «Казачья азбука». Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с этой азбукой.

Люлька (трубка для курения)

Рушник (полотенце)

Баркас (большая лодка)

Людина (человек)

Торба (мешок)

Бобыль (одинокий мужчина)

Цыбуля (лук)

Арба (телега)

На протяжении своей истории народ создал богатейшее устное народное творчество. Мы сегодня начнем знакомиться с фольклором народов    Кубани и Северного Кавказа.

Изучение фольклора  мы начнем со знакомства с пословицами и поговорками.

Учитель. На Кубани пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдёт соседа

Учитель. Море пословиц и поговорок окружало казачьих детей. Пословицы и поговорки очень любят кубанцы, потому что в них отразился труд, быт, обычаи жителей Кубани, взгляды на семью, правду и ложь, на достоинства и пороки, отношение к родной земле

Что такое пословица?

Дети. Пословица выражает народную мудрость, учит чему–либо.

У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, так как народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих народов - русского и украинского. Они произносятся на свой лад на кубанском диалекте. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.

Учитель. Что такое поговорки?                                                                             Дети. Это образные выражения, придают речи яркость и  выразительность. Учитель. Точно и ёмко они подмечают черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации.

Пословицы - это своеобразные, краткие наставления из народного опыта, они играют роль неписаных законов, выражают нравственные нормы.

Поговорка же - образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: на седьмом небе - то есть очень рад, как банный лист - очень навязчивый человек.

Яблоко от яблони далэко нэ котэця - Яблоко от яблони далеко не падает.

Свэня калюжу найде.- Свинья грязь найдет.

Очи бояться, а руки роблять. Глаза бояться, а руки делают.

А теперь постарайтесь объяснить смысл следующих пословиц.

Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

Родимая сторонушка - матушка, а чужая - мачеха.

На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.

Игра называется «Скажи  пословицу».

Доскажите пословицы.

Человек без друзей, что….

В гостях хорошо…..

Не красна изба углами, а….

Нет друга ищи, а...

Сначала подумай: (потом говори)

Красно поле пшеном, а человек….

В богатейшем устном творчестве различных народов пословицы и поговорки занимают особое место. Знакомство с ними обогащает наше представление о том или ином народе, который их создал, и на устах которого они живут веками. У многих народов бывают сходные изречения.

Дополним данные русские пословицы примерами из произведений народов Северного Кавказа.

2.       Тема труда.

Примеры:

Человек создан для труда (осетинская). Кто летом не бегал – побегает зимой (даргинская).

Любишь почет, люби и труд (даргинская). Кто поработает, тот и хлеба поест (лезгинская)

3.    Тема учения, науки.

Примеры:

Пусто в голове - горе ногам (адыгейская).

Ум не имеет цены, а воспитание – предела (адыгейская).

4.       Тема дружбы.

Примеры:

Друг – твое зеркало (адыгейская).

Одежда хороша новая, а друг – старый (аварская).

Учитель: Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что? Все мы – люди.

- Какие качества в людях вы бы хотели бы видеть? (Доброта, доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, понимание, терпимость)

О замечательном качестве – доброте Д. С. Лихачёв писал так: “Быть добрым, терпимым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным…- всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя”.

Ведущий: В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение тому, что людям часто не хватает доброты. Народная мудрость – явление международное и у разных народов мы находим похожие по смыслу пословицы и поговорки.

Свет не без … добрых людей.         Добрый человек несет мир (абхазская пословица)

Добра желаешь … добра и делай.         Сделаешь добро, добро найдешь (карачаевская пословица)

Не ищи красоты, … а ищи доброты.         Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем (адыгейская)

3.3 Физминутка  (звучит 1 куплет песни Кубанского казачьего хора

«Як служив у пана», дети выполняют танцевальные движения).

  1. Продолжение

Богато устное народное творчество и у казаков: кроме поговорок, песен, пословиц, загадок, оно включает в себя много сказок, небылиц:

Учитель. Мы продолжаем изучать устное народное творчество Кубани. Листаем следующую страницу удивительной летописи.

Учитель. Я знаю, что самый любимый жанр для вас - сказки.

Каждый народ создает свои песни и загадки, пословицы и поговорки и, конечно, сказки. Сказка, как художественное произведение, представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя ее содержание отражает многие черты реальной жизни людей, их повседневных забот, быта.

Учитель 2 страница - "Сказочная".

1-ый ученик

Знаете - ли вы, что казаки, расселившиеся по всей России, в 1916 году делились на 11 казачьих войск, в разных территориях казачьи сказки имеют свои особенности , свои оттенки. В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки - анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.

Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге "Казачьи сказки" около 100 сказок.

- Ребята, какие сказки вам знакомы?

. Сейчас мы познакомимся с  несколькими сказками разных народов Кубани и сделаем вывод « Чему же учат нас эти сказки»

Учитель. Почему все люди любят сказки?

Учитель. Какие сказки бывают? Ученики. Ответы:

Учитель. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

Ученики читают запись на доске.

Сейчас вы услышите рассказ « Бабушкина сказочка»

(Инсценировка рассказа А.Глебова “Бабушкина сказочка”. Появляются на сцене “бабушка” и “внучка”).

Автор: Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…

Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, – ответил волшебник, – Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. У одной, как небо, – синие, у другой, как изумруд, – зеленые, у третьей, как яхонт, – серые, у четвертой, как темный бархат, – черные, у пятой, как незабудки, – голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

- Вот и вся сказка. Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

(Стихотворение Расула Гамзатова “Берегите друзей”).

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

 И судом поспешным не греши,

 Гнев на друге, может быть, мгновенный

 Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

 И тебя обидел невзначай,

 Провинился друг – и повинился –

 Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

 Не стесняйтесь доброты своей.

 На земле друзей не так уж много,

 Опасайтесь потерять друзей!

Учитель: Казаки любили не только петь, но и любили передавать из уст в уста легенды. И сейчас ребята вам покажут одну из них.

Действующие лица: ведущий, старик и сын.

-Ведущий: В давние времена существовал жестокий обычай – убивать пожилых людей. Стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную скалу называли скалой стариков. В ту пору в одном из аулов жил Тахир. Прошло время , и он стал немощным  и не мог за собой ухаживать. И был у Тахира сын Казбек. Он очень любил отца и заботился о нем. Но обычай есть обычай. Он воспринимался как неизбежность, и даже священный долг. Казбек с грустью сколотил ящик, уложил в него отца и потащил на скалу. Когда он забрался на самую вершину скалы, обратившись к отцу, сказал:

    -Я люблю тебя, отец. Ты у меня один. Без тебя никого не останется. Как жить одному. Боюсь, не поднимутся руки столкнуть тебя в пропасть.

   - Что же делать нам?- спросил отец.

   - Я спрячу тебя вон в ту пещеру, буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А остальные пусть думают, что я сбросил тебя со скалы.

Ведущий: Так и поступили отец и сын. Казбек свято хранил тайну. Собираясь к отцу, он говорил всем, что уходит на охоту. Никому в голову не приходило, что это не так. Казбек был весел. В хозяйстве у него все ладилось. Казбек сделался настоящим мужчиной.  Вскоре на аул напали турки. На второй день после битвы жители аула оказались в ловушке. И тогда Казбек заявил:

- Я знаю путь, которым можно выйти из ловушки и потом ударить разбойникам в спину.

Ведущий: Зная, ум и сообразительность Казбека, предводители поверили ему. Следуя за ним, они увели население и воинов к Скале стариков, а затем с зажженными факелами углубились в никому не ведомую пещеру и скоро вышли на обширное плато. В западне оказались турки, и они были разбиты. И вот тогда юного Казбека назвали спасителем. Но он смутился и сказал:

- Не я ваш спаситель. Все ,что я сделал ,я сделал по совету своего отца Тахира. Вопреки обычаям я  не сбросил старого отца со скалы. Это он, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато, это он спас всех нас от гибели.

Ведущий: С тех пор  у всех народов Кавказа воспитывается почтительное отношение к пожилым людям, и слово стариков имеет силу закона.

Но на Кубани живут не только казаки. Наш край многонационален, и коренными жителями считаются и адыги (черкесы).

Сегодня мы познакомимся с одним из жанров адыгейского народа- это сказка “Добрая девушка”( учебник с. 37).

<слайд №6>

Чтение сказки (чтение учителем).

- Есть ли похожая сказка у русского народа? (“Морозко”)

- Чем заканчивается сказка? (Пословицей “Тому, кто сделал добро, впереди заготовлено добро”).

- Как вы понимаете эти слова?

- А есть ли русская пословица, похожая на эту? (Доброму везде добро. За добро добром платят.)

Творческое задание учащимся.

Попробуйте дописать эту сказку по началу и концовке. Придумайте, какие испытания могли выпасть на долю доброй девушки, кто и как ей помогал.

- Ну что ж, наш урок  подошел к концу! Надеюсь, что он не прошел для вас даром. Будьте добрее, терпимее друг к другу! Берегите друзей! Идите по жизни только дорогой Добра.

6. Подведение итогов урока.

6.1 Домашнее задание:

Учитель. Нарисуйте дома ромашку, а на её лепестках запомнившиеся вам пословицы, поговорки, загадки. Ваши рисунки мы разместим на 3 этаже на стенде «Кубановедение».

 6.2  Вывод по изученному материалу.

Учитель. С какими видами устного народного творчества Кубани мы познакомились и как они связаны с жизнью народа?

Дети. Мы познакомились на уроке, пословицами, поговорками, сказками.

Дети. Они использовались казаками при обрядах, на праздниках, в повседневной жизни.

1 ученик: Мы все вместе должны держаться, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге.

2 ученик: Не будем огорчать друг друга, давайте дарить улыбки, добрые слова!

  Мои маленькие друзья! Вы подарили мне вашими успешными ответами тепло и радость. Что вам понравилось на уроке?

Дети. Мне всё понравилось.

И мне, и мне, и мне.

Учитель. Интересные и увлекательные уроки кубановедения ждут нас.

Всем спасибо!  

Учитель. А сейчас мы поработаем с русскими пословицами. Игра называется «Лови ошибку». Я называю пословицу, а вы должны изменить слова и дать верный ответ.

1. Одна голова хорошо, а две некрасиво. (лучше)

2. Трудно в учении – легко на каникулах. (в бою)

3. Дети (деньги) любят счёт.

1. Ни кола, ни двойки. (двора)

2. Землю красит солнце, а человека парикмахер.(труд)

3. Кто мало говорит – тот много съедает. (делает)

1. Будешь лениться – узнаешь директора. (голод)

2. Сущая беда – слова без проверочных. (дела)

3. У каждого Егорки свои секреты. (поговорки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"

      В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...

кубанский фольклор

внеклассное мероприятие...

Урок кубановедения "Кубанские праздники. Масленица."

Познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника. Воспитывать любовь к малой родине,эстетические качества  учащихся....

Урок кубановедения Кубанское - значит качественное.

Материал о предприятиях Краснодарского края выпускающих продукцию со знаком "Качество Кубань"...

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора».

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора»....

Урок в 3 классе по кубановедению "Кубанский фольклор"

Познакомить учащихся с основными жанрами кубанского фольклора...