Урок кубановедения "Кубанские праздники. Масленица."
план-конспект урока (3 класс) по теме

Дручевская Татьяна Васильевна

 

Познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника.

Воспитывать любовь к малой родине,эстетические качества  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Красноармейский район, станица Ивановская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №18.

Урок кубановедения в 3 классе: «Кубанские праздники. Масленица.»

Учитель: Дручевская Татьяна Васильевна

Цель:

Познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника.

Воспитать эстетические качества учащихся.

Оборудование:

Класс ярко украшен. На заднем плане рисунки, яркие фигурки ряженых, солнце, расписная тройка, самовар, блины.

ХОД УРОКА:

Скоморох 1.

К нам сюда скорее просим,

Подходи честной народ!

Фейерверки зажигайте,

Всех нас масленица зовёт.

Скоморох 2.

Люди! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой Зимой!

Скоморох 1.

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Выходить на праздник!

Скоморохи.

Спешите видеть,

Спешите смотреть,

Спешите на праздник к нам успеть!

Фонограмма вьюги.

 

Скоморох 1.

Ой, что я слышу! Это вьюга воет!

Это Зима торопится к нам на праздник.

Скоморох 2.

Давайте все дружно встретим её весёлой зимней песней.

Песня «Если б не было зимы».

 

Зима.

Здравствуйте, друзья!

Скоморохи.

Здравствуй, Зимушка! Добро пожаловать к нам. Видишь, как ребята тебя любят, задорной песней тебя встречают.

Зима.

Я вам благодарна. Любите вы зиму? На санках кататься ? А Дед мороз со Снегурочкой к вам приходили?

Скоморох 1.

        Ребята, у нас чудеса какие-то происходят.

Скоморох 2.

        Весна на двор е, а к нам вдруг Зимушка – Зима пожаловала. Это почему?

Зима.

Чтобы сегодня все свои права передать  сестрице Весне. Каждый  год  по-разному, обычно в конце февраля или в начале марта, встречаются зима и весна. В честь этой встречи издавна устраивались народные гулянья, которые назывались «масленица».

Скоморохи.

Сколько дней гостит у нас масленица?

Ученик 1.

Семь дней, ровно одну неделю. Каждый день праздника имеет своё название и свой смысл.

Ученик 2.

Понедельник называется «встреча». В домах начинают печь блины, делают тряпичную куклу с длинной косой, одевают её в девичий наряд, усаживают на почётное место.

Ученик.

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

В город пировать!

Скоморохи.

А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали!

Масленица.

Встречают меня испокон века сытостью и довольствием. Чем богаче Масленицу отпразднуете, тем богаче год будет.

Ученик 3.

Вторник – заигрыш. Народ катается на санках, играет в снежки и в разные другие игры.

Масленица.

Давайте кА ребята поиграем в снежки.

 

Игра «Снежки».

 

Ученик 4.

Середина недели – среда – лакомка. Весну встречают блинами, круглый, жаркий блин – символ солнца.

Ученик 5.

Наступает четверг – широкий четверток. Масленичный разгул, кулачные бои, петушиные бои. Ряженые…

Скоморохи.

Ну-ка, ряженый народ,

Громче, громче хлопай!

Миша нам плясать идёт

С первоклассницей Машей.

Скоморох 1.

        Пятница – тёщины вечеринки!

(Посадить в костюмах девочек рядом на посиделки).

 

Скоморох 2.

Суббота – золовкины посиделки. Родственники собираются на чаепития с блинами, а заодно поют песни, частушки, танцуют.

Ученик 1.

Эх, топни нога, топни правенькая!

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

Ученик 2.

Пойду плясать по соломушке,

Раздастся, народ по сторонушке!

(Выходят дети петь частушки).

 

Ученик 3.

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Ой, блиночки мои, подрумяненькие!

Ученик 4.

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала!

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Ученик 5.

Вы послушайте, девчата,

Нескладушку буду петь:

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

Ученик 6.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху,

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху!

Ученик 7.

Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку!

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!

Ученик 8.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Ученик 9.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.                                      

Ученик 10.

Как на масленой недели

Со стола блины летели

И сметана, и творог –

Всё летело под порог!

Хором:

Хороши у нас частушки,

Хороши  припевочки .

Веселитесь вместе с нами,

Мальчики и девочки!

Зима.

Воскресенье – прощёный день, самый важный день Масленицы. В этот день надо простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить надо весну с чистой совестью.

Скоморох 1.

Собирайся, народ,

Неделя «сырная» идёт!

Скоморох 2.

А  сегодня день второй,

Весь наполненный игрой!

Скоморох 3.

День потех и  угощений,

Смеха, песен и веселья .

Скоморох 4.

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

Масленица.

А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет – стар и млад

Перетягивать канат?

Традиционное соревнование, которое проводится во время Масленицы. Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Команды выстраиваются на одинаковом расстоянии от этой черты (2 – 3 м.). Побеждает та команда, которая перетянет канат за черту соперников. Когда первый из участников ступит на недозволенную территорию, игра объявляется законченной.

Скоморох 5.

Нынче вволю наигралась

Наша чудо – детвора.

Отдохнуть бы надо малость –

Завтра снова со двора!

Заигрыш завершён.

Ведущий.Ребята, вы давно блинов не ели,

                    вы блиночков захотели?                        

Хором.

Песня «Блины».

Вы давно блинов не ели,

Вы блиночков захотели?

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

В кадке новой растворились,

Два часа блины ходили.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины – то мастерица

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Напекла она поесть сотен пять,

А может, шесть.

На поднос блины кладёт

И сама к столу несёт.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы –

Вот блины уже готовы.

Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои!

Масленица – блиноедка.

Масленица – жироедка.

Масленица – обируха.

Масленица – обмануха.                                

Обманула, провела!

До поста довела,

Всю еду взяла,

Дала редьке хвост

На великий пост!

Скоморох 1.

С масленицей вас поздравляем

Скоморох 2.

И урок наш завершаем.

Методические материалы: 

Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 3, 4 класс. – Краснодар, 2006. Авт.-сост.: Е.Н.Еременко.

Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных  учреждений, 2007.

Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е издание, Краснодар: Перспективы образования, 2008.

Кубанская азбука для детей и их родителей / Сост. О.А. Хамцова Краснодар: Перспективы образования, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Масленицы "Приходите к нам на праздник"

Сценарий праздника с играми для учащихся 1-4 классов...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Урок-праздник "Масленица".

Урок знакомит учащихся с историей праздника Масленицы, его традициями, особенностями проведения.Занятие развивает интерес к истории культуры своих предков, воспитывает уважение к старинным праздникам....

Урок 3 класс по теме "Праздник Масленица - в музыке, живописи и литературе"

Продолжить знакомство с праздниками русского народа. праздник Масленица   в музыке, живописи и литературе....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....