Урок в 3 классе по кубановедению "Кубанский фольклор"
план-конспект урока (3 класс)

Познакомить учащихся с основными жанрами кубанского фольклора 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kubanovedeniyu_3_klass_kubanskiy_folklor.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кубановедение, 3 класс, урок 29

ТЕМА: Казачий фольклор.

Цель: познакомить учащихся с основными жанрами казачьего фольклора.

Задачи:

Личностные: прививать интерес к истории своего края через произведения народного искусства.

Коммуникативные: развивать связную речь, словарный запас, воображение, память.

Предметные: формировать умение характеризовать жанры казачьего фольклора.

Регулятивные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-исполнение гимна Кубани.

-учащиеся приветствуют учителя, гостей.

-психологический настрой: Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.

– Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, радостью, счастьем.

2.Актуализация знаний.

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Обычаи и традиции казаков)

-Назовите главный обычай казаков? (ответы детей)

-Правильно, делать все сообща. Я надеюсь, вы будете придерживаться этого правила на нашем уроке.

3.Сообщение темы.

Сегодня мы начинаем изучение новой темы, а чему она будет посвящена, вы узнаете, отгадав кроссворд

(учащиеся разгадывают кроссворд, называют ключевое слово – фольклор)

Тема нашего урока «Казачий фольклор».

-Поставьте цель на сегодняшний урок.

-Молодцы!

-Предлагаю познакомиться со значение слова ФОЛЬКЛОР, а поможет нам в этом словарь Ожегова. (учащиеся ищут определение в словаре, записывают его в тетрадь).  

-Что такое ФОЛЬКЛОР мы узнали, предлагаю начать нашу работу по его изучению

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

И так , фольклор –устное народное творчество, мудрость народа. В нем, как в капельке воды, отражается прошлое наших предков.

и исполняет колыбельную песню, учащиеся называют жанр фольклора)

-Действительно, это колыбельная песня.

- Прочтите определение :

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.

 Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

С рождения ребенок слышит ласковые голос матери, тихо напевающий колыбельную песню.

-Предлагаю прослушать фрагмент еще одной колыбельной. Текст перед вами на столах.

(дети слушают)

-Какие слова вам непонятны. Предлагаю заглянуть в словарь.

Дитятко – ребенок.

Годувать –кормить

-Молодцы!

ПОСЛОВИЦЫ

- Оказывается, еще в трехлетнем возрасте отец впервые сажал на коня, приговаривая: «Раб Божий (имя) растет казаком, хорошо держится в седле, избегнет пули и болезней». Готовясь к военной службе казачок осваивал искусство верховой езды, учился обращаться с оружием. Казаки воспитывали в сыновьях верность своему делу, твердость слова. Об этом и  пословицы слагали.

-Предлагаю поработать со следующим направление казачьего фольклора – пословицами.

-Прочтите определение.

Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора.

-Перед вами лежат пословицы. Соедините начало и окончание пословицы. (учащиеся работают в группе, по завершению работу осуществляется проверки, каждая группа читает пословицы по цепочке).

-Молодцы!

СКАЗКИ

-Народную мудрость детям несли и казачьи сказки.

-Прочтите определение:

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий цель нравоучение или развлечение.

-Предлагаю познакомиться со сказкой «Урок отца»

-Илона прочтет нам сказку, а вы подумайте, чему она учит.

УРОК ОТЦА

-Отец, ты говоришь, что Господь меня любит, а зачем же Он на тёрне колючки сделал, что я за ягодами полез и весь исцарапался?

-Потому и сказал, что Господь тебя любит! Потому Он и колючки сделал, чтобы ты зеленые ягоды не рвал да потом животом не мучался. (ответы детей)

-Молодцы! Поработали на славу, а на Кубани принято после труда отдыхать.

 - Вот и отдыха минутка, ведь у нас – физкультминутка! 

Физкультминутка.

(звучит мелодия, учащиеся выполняют движения)

-Продолжаем, наш урок. Предлагаю познакомиться еще с одним направлением казачьего фольклора. Закройте глазки.

БАЙКИ

(разыгрывается сценка)

-Сынок, сходи за водичкой за ричку.

-Брюхо болит.

-Сынок, иди кашу есты.

-Що ж, раз матэ каже- надо идти!

-Как вы думает, какой это жанр?

-Ребятки, этот жанр называется байки. Оказывается, на праздниках в кубанских семьях разыгрывались истории, которые назывались байками.

-Прочтите определение.

Байки – поучительный юмористический рассказ, основанный на реальных событиях.

-Подумайте, зачем они составлялись?

-Молодцы! Я, думаю, можно пометить на доску наш лепесток.

ИГРЫ

-Следующим направлением фольклора были игры. Они развивали смекалку и ловкость. Вы любите игры. Предлагаю сыграть в игру «Подсолнухи».

Правила игры: выбирают водящего – он «земледелец». Остальные игроки становятся в несколько рядов – они «подсолнухи». Ведущий – «земледелец» - стоит в стороне и запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалочка, к ее окончанию земледелец должен сказать, кто с кем поменялся местами.

Солнце свитэ, дождь идэ,

Семечко растэ, растэ.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Небосвод весь обегая,

Солнце свитэ, не моргая.

Земледелец не зевай,

Перемены отгадай!

-Молодцы! Понравилась вам игра!

-Посмотрите, сколько направлений мы изучили, относящихся к казачьему фольклору. Предлагаю повторить. (колыбельная песня, пословицы, сказки, байки, игры)

А чтобы не забыть все жанры, которые мы сегодня изучили, предлагаю выполнить следующее задание. Поработайте корреспондентами и подготовьте к выпуску газету  «Казачий фольклор».

4.Закрепление.

-Перед вами лежат картинки и название направления казачьего фольклора. Соотнесите иллюстрацию или текст с названием фольклора и оформите выпуск газеты (учащиеся выполняют задание  и представляют результат).

-Молодцы!

5.Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошел к завершению наш урок. Понравился ли он вам. Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока.

-Молодцы! Вы хорошо поработали! Сегодня на уроке меня порадовали все, но хотелось бы отметить………..

-Ребята, чем знаменателен этот год для нашего края. (исполняется 80 лет) Предлагаю поздравить наш край и  завершить наш урок песней, которую мы с вами учили на уроке музыки «На Кубани мы живем» (учащиеся исполняют 1 куплет и припев).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость".

Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость". Раскрывается понятие "фольклор", знакомство с его разновидностями, слушание фольклорных произведения. использование игр, разминок. Исп...

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора».

Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора»....

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Фольклор народов зарубежных стран (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к литературе зарубежных стран; ознакомление учащихся с одним из видов детского зарубежного фольклора – пес...

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: Произведения фольклора. Заклички

Планируемые предметные результаты (ПР): 1) Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской. 2)Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенност...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...