Урок в 3 классе по кубановедению "Кубанский фольклор"
план-конспект урока (3 класс)
Познакомить учащихся с основными жанрами кубанского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kubanovedeniyu_3_klass_kubanskiy_folklor.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубановедение, 3 класс, урок 29
ТЕМА: Казачий фольклор.
Цель: познакомить учащихся с основными жанрами казачьего фольклора.
Задачи:
Личностные: прививать интерес к истории своего края через произведения народного искусства.
Коммуникативные: развивать связную речь, словарный запас, воображение, память.
Предметные: формировать умение характеризовать жанры казачьего фольклора.
Регулятивные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-исполнение гимна Кубани.
-учащиеся приветствуют учителя, гостей.
-психологический настрой: Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
– Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, радостью, счастьем.
2.Актуализация знаний.
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Обычаи и традиции казаков)
-Назовите главный обычай казаков? (ответы детей)
-Правильно, делать все сообща. Я надеюсь, вы будете придерживаться этого правила на нашем уроке.
3.Сообщение темы.
Сегодня мы начинаем изучение новой темы, а чему она будет посвящена, вы узнаете, отгадав кроссворд
(учащиеся разгадывают кроссворд, называют ключевое слово – фольклор)
Тема нашего урока «Казачий фольклор».
-Поставьте цель на сегодняшний урок.
-Молодцы!
-Предлагаю познакомиться со значение слова ФОЛЬКЛОР, а поможет нам в этом словарь Ожегова. (учащиеся ищут определение в словаре, записывают его в тетрадь).
-Что такое ФОЛЬКЛОР мы узнали, предлагаю начать нашу работу по его изучению
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.
И так , фольклор –устное народное творчество, мудрость народа. В нем, как в капельке воды, отражается прошлое наших предков.
и исполняет колыбельную песню, учащиеся называют жанр фольклора)
-Действительно, это колыбельная песня.
- Прочтите определение :
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
С рождения ребенок слышит ласковые голос матери, тихо напевающий колыбельную песню.
-Предлагаю прослушать фрагмент еще одной колыбельной. Текст перед вами на столах.
(дети слушают)
-Какие слова вам непонятны. Предлагаю заглянуть в словарь.
Дитятко – ребенок.
Годувать –кормить
-Молодцы!
ПОСЛОВИЦЫ
- Оказывается, еще в трехлетнем возрасте отец впервые сажал на коня, приговаривая: «Раб Божий (имя) растет казаком, хорошо держится в седле, избегнет пули и болезней». Готовясь к военной службе казачок осваивал искусство верховой езды, учился обращаться с оружием. Казаки воспитывали в сыновьях верность своему делу, твердость слова. Об этом и пословицы слагали.
-Предлагаю поработать со следующим направление казачьего фольклора – пословицами.
-Прочтите определение.
Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора.
-Перед вами лежат пословицы. Соедините начало и окончание пословицы. (учащиеся работают в группе, по завершению работу осуществляется проверки, каждая группа читает пословицы по цепочке).
-Молодцы!
СКАЗКИ
-Народную мудрость детям несли и казачьи сказки.
-Прочтите определение:
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий цель нравоучение или развлечение.
-Предлагаю познакомиться со сказкой «Урок отца»
-Илона прочтет нам сказку, а вы подумайте, чему она учит.
УРОК ОТЦА
-Отец, ты говоришь, что Господь меня любит, а зачем же Он на тёрне колючки сделал, что я за ягодами полез и весь исцарапался?
-Потому и сказал, что Господь тебя любит! Потому Он и колючки сделал, чтобы ты зеленые ягоды не рвал да потом животом не мучался. (ответы детей)
-Молодцы! Поработали на славу, а на Кубани принято после труда отдыхать.
- Вот и отдыха минутка, ведь у нас – физкультминутка!
Физкультминутка.
(звучит мелодия, учащиеся выполняют движения)
-Продолжаем, наш урок. Предлагаю познакомиться еще с одним направлением казачьего фольклора. Закройте глазки.
БАЙКИ
(разыгрывается сценка)
-Сынок, сходи за водичкой за ричку.
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есты.
-Що ж, раз матэ каже- надо идти!
-Как вы думает, какой это жанр?
-Ребятки, этот жанр называется байки. Оказывается, на праздниках в кубанских семьях разыгрывались истории, которые назывались байками.
-Прочтите определение.
Байки – поучительный юмористический рассказ, основанный на реальных событиях.
-Подумайте, зачем они составлялись?
-Молодцы! Я, думаю, можно пометить на доску наш лепесток.
ИГРЫ
-Следующим направлением фольклора были игры. Они развивали смекалку и ловкость. Вы любите игры. Предлагаю сыграть в игру «Подсолнухи».
Правила игры: выбирают водящего – он «земледелец». Остальные игроки становятся в несколько рядов – они «подсолнухи». Ведущий – «земледелец» - стоит в стороне и запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалочка, к ее окончанию земледелец должен сказать, кто с кем поменялся местами.
Солнце свитэ, дождь идэ,
Семечко растэ, растэ.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце свитэ, не моргая.
Земледелец не зевай,
Перемены отгадай!
-Молодцы! Понравилась вам игра!
-Посмотрите, сколько направлений мы изучили, относящихся к казачьему фольклору. Предлагаю повторить. (колыбельная песня, пословицы, сказки, байки, игры)
А чтобы не забыть все жанры, которые мы сегодня изучили, предлагаю выполнить следующее задание. Поработайте корреспондентами и подготовьте к выпуску газету «Казачий фольклор».
4.Закрепление.
-Перед вами лежат картинки и название направления казачьего фольклора. Соотнесите иллюстрацию или текст с названием фольклора и оформите выпуск газеты (учащиеся выполняют задание и представляют результат).
-Молодцы!
5.Итог урока. Рефлексия.
Вот и подошел к завершению наш урок. Понравился ли он вам. Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока.
-Молодцы! Вы хорошо поработали! Сегодня на уроке меня порадовали все, но хотелось бы отметить………..
-Ребята, чем знаменателен этот год для нашего края. (исполняется 80 лет) Предлагаю поздравить наш край и завершить наш урок песней, которую мы с вами учили на уроке музыки «На Кубани мы живем» (учащиеся исполняют 1 куплет и припев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость".
Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость". Раскрывается понятие "фольклор", знакомство с его разновидностями, слушание фольклорных произведения. использование игр, разминок. Исп...
Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора».
Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора»....
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Фольклор народов зарубежных стран (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к литературе зарубежных стран; ознакомление учащихся с одним из видов детского зарубежного фольклора – пес...
Презентация к уроку литературного чтения "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора...
Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: Произведения фольклора. Заклички
Планируемые предметные результаты (ПР): 1) Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской. 2)Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенност...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...